Служение пономарём в храме

Служение пономарём в храме.
На фото я. автор фото Юхно А.В. пономарь храма Георгия Победоносца, 13 августа 2023 г.
Хочу отдельную статью посвятить пономарскому служению. Люди не имеющие отношение к храму почти не знают об этом, да и часто ходящие слабо отдают себе отчет об этом служении. Да и сами пономари не отдают часто себе отчет чем они занимаются, и какая на них лежит ответственность.
Вначале я приведу выдержки из статьи протоиерея Андрея Ткачева, посвященную этой теме.
Пономарь, или парамонарь или парамонарий — это один из низших представителей служителей Церкви; человек, на которого возлагается обязанность открывать и закрывать храм, убирать в алтаре. Человек, который зажигает свечи в алтаре, лампады в храме, следит за наличием масла в них, чистотой их фитилей, он может звонить к богослужению в колокола, если владеет искусством колокольного звона, или просто в один колокол бить, призывая людей на молитву; он, умея читать, будучи грамотным, обученным церковному чтению, может читать Шестопсалмие, на утрене или другие псалмы на Часах, он выходит со свечою, предходя к священнику на службе, и когда священник с Евангелием идет. Он совершает массу маленьких очень важных дел, без которых нельзя служить, если священник, допустим в селе, там батюшки бедные, один — без диакона, без пономаря, говорит: «сам читаю, сам пою, сам кадило подаю» — это очень плохо. Священник весь задерганный, забеганный, он боится что-то опустить, что-то забыть, и он не молится в это время так, как должен был бы молиться, а вот суетится. Пономарь берёт на себя эту суету, и он суетится, а священник молится. Это очень важно.
В истории, знаете, есть святые пономари. Был такой Андрей благоверный – князь, который скрылся в период междоусобицы, не захотел принимать участие в борьбе за власть, и как простой пономарь, провел многие годы в одной простой деревенской церквушке. Только когда умер, у него на груди заметили и нашли такой медальон, говоривший о княжеском достоинстве. Эта высокая душа спряталась в пономарскую должность для того, чтобы Богу послужить, и не хотел пачкать руки братской кровью. Был, например, святой пономарь Архип, имя которого празднуется когда о Чуде Михаила в Хонех вспоминаем. Это был простой пономарь, жил при церкви и ухаживал за ней, молился там Богу, как мог, проповедовал. Мы приходим — священника нет, что-то хотим спросить – тот, кто в Церкви есть, тот и отвечает: бабушка на свечном столике, или пономарь, если он знает, если он грамотен, то он, как второй священник-он подскажет, научит, он даст правильную информацию, какую книжечку взять, подскажет, где, как, что – они же выполняют величайшую миссию, эти простые, казалось бы, незаметные люди.
О. Андрей как всегда ясно и коротко выразил всю суть пономарского служения. Взять всю суету на себя, что бы священник мог молиться за нас.
Впервые в алтарь я вошел летом 1991 года. Точную дату не запомнил. Это было село Сандата Сальского района, Ростовской области рядом с Калмыкией. Храм святого великомученика Георгия Победоносца.
Там был моим настоятелем о. Владимир. Мы с ним были давно знакомы, и он меня пригласил ездить с ним по воскресеньям на службу. Вначале я был чтецом. Читал тексты службы на церковнославянском языке.
Помогал ему в алтаре местный житель. Но однажды он не пришел на службу. Я сходил к нему домой. Он сослался на здоровье.
Батюшке пришлось воспользоваться моей помощью. Канонических препятствий у меня не было. Я был женат первым браком, венчан в церкви. Дурных привычек не имел.
Я часто описывал в своих мемуарах то состояние, с которым я вошел в алтарь.
Поминания того, чем мне заниматься я не имел никакого. Перечень того, чем приходилось заниматься уже описан ранее со слов протоиерея Андрея Ткачева. Каждый священник проходит многолетний путь пономарского служения прежде, чем принять сан.
Пономарь приходит в храм раньше священника. Ему надо приготовить облачение, в случае необходимости заранее отдать в ремонт или стирку. Возжечь лампады, если надо добавить масло. Подготовить все необходимое для совершения таинства: крещения и миропомазания, венчания, литургии, елеосвящения или молебнов.
Подготовить кадило и разжечь уголь. Держать в чистоте алтарь. Знать хорошо устав что бы священнику не отвлекаться и вовремя получать все необходимое для поучения таинства.
Так же читать тексты на церковнославянском и не бубнить, как писал А.С. Грибоедов. А что бы это была молитва.
Во время причастия святых христовых тайн пономарь стоит с платом, которым отирает уста причастников. Но в его задачу входит и следить чтобы не произошло не предвиденных случаев, которые могут привести к пролитию Тела и Крови.
Пономарю надо подсказать священнику если он по усталости или мало опытности что-то забудет. В идеале священник только служит и не замечает, когда все необходимое для служения будет дано ему.
Если священника вызвали на требы вне храма, то его так же сопровождает пономарь для помощи.
Но если их мало то пономарь остается в храме. Помимо поддержания чистоты и порядка в алтаре пономарь общается с тем, кто приходит в храм и у него возникают вопросы.
Я описал как все должно быть в идеале. Сами понимаете, такой идеал очень редок.
Не берусь судить об других. Расскажу, как служил пономарём я.
Закончился у меня отпуск, и я более не мог ездить в Сандату. Да и по семейным обстоятельствам я уже не мог себе позволить уезжать на выходные из дома.
В 1993 году я стал сотрудником в храме преполовения пятидесятницы. Настоятель храма протоиерей (в последствии иеромонах) Алексий меня в алтарь не пускал. С пономарями у него проблем не было.
У него была такая практика. Если он видел мальчишку, то через некоторое время он уже оказывался в алтаре. Так же у него были сыновья, которые так же пономарей в очень раннем возрасте. Так же некоторых из его сыновей можно было видеть стоящими на коленях рядом с ним около престола.
Так что во мне необходимость не возникала как в пономаре.
А вот когда по благословению о. Алексия открыли для казаков новый храм, и он оказался так же во имя Георгия Победоносца, то возникла необходимость в сотрудниках храма.  Вначале я совмещал свою деятельность в обоих храмах, а потом перешел в Георгиевский.
Вначале я был один пономарь. И мне приходилось крутиться как белке в колесе чтобы все было готово и вовремя.
Но так как еще было духовного опыта и не овладел искусством непрестанной молитвы, то были обиды, дурные мысли и и не обдуманные поступки.
Пономарю нельзя, что бы не случилось, касаться престола и жертвенника.
Была служба всю ночь. Это был праздник крещения Господня. Настоятель весь день был занят. И во время службы он рухнул на престол. Я стоял слева от него. И когда это произошло, то я схватил за престол.
Настоятель рассердился и потребовал святую воду и окропил престол. Я сильно переживал и настоятель. Второй пономарь меня успокаивал и говорил, что он много раз касался престола и жертвенника и ничего не произошло.
Не знаю как у него, но у меня это проявилось через несколько лет в виде неизлечимой болезни.

Так же приходилось много общаться с теми, кто заходил в храм.
Это были разные люди. Кому-то надо было узнать расписание служб, кому-то заказать требы. Кто то действительно интересовался верой, а некоторые приходили просто поприкалываться над этими странными людьми. Которых вроде должно были уничтожить после 70 лет гонений, но они вдруг непонятки откуда взялись, да еще под окнами их дома.
Пока шел период превращения мусорной свалки в храм собралась постоянная группа людей. Так казакам было недосуг, они возрождали казачество, то их место занимали простые люди. Правда потом выяснилось, что многие из них имели среди своих предков казаков, причем очень давно.
Всех уже не упомню. Многих помню только по именам.
Олег Анатольевич Клименко – поставлял нам пирожки и булочки.
Юрий Александрович Соколов – мастер на все руки, делал все что только было можно во время ремонта.
Так же отличилась и моя семья: мама, жена и дети. Но им посвящу отдельные статьи.
Нина Федоровна, фамилию не помню. Так же делала все, потом стала свечницей храма.
Гела, он же Георгий. Фамилию не помню. Грузин. Принял крещение в храме. в храме. Потом уехал в Грузию и стал монахом Гавриилом. Впоследствии иеромонахом. Приезжал несколько раз.
Так же можете о них и других прочесть в статье о Георгиевском храме. http://proza.ru/2023/08/08/1254
Так как культура православной жизни была утеряна, в силу безбожной власти, то каждый видел ее в силу своих представлений. Это была дикая смесь из комсомольского задора, каких-то слухов и сплетен. Информации из сомнительной литературы, которая вначале попадала в храмы.
Священники часто сами так же были продуктом той эпохи и часто исходили из их ведомым преставлениям. Многие из них плохо заканчивали, в лучшем случае запретом к служению. Об одном из них я уже писал по этой ссылке. http://proza.ru/2023/07/05/1293
Самой многочисленной была группа ожидавших конца света в 2000 тысячном году.
Приведу один из примеров как они черпали информацию и доказательства своей правоты.
Один из их знакомых поехал к какому-то старцу испросить благословение начать строить дом. Тот ему ответил, что не надо, не успеешь.
Тут же сделали вывод о приближающемся конце света. Все оказалось более прозаично. Его дети завели себе семьи и уехали жить в другие города, а сам он овдовел и его кто-то из детей забрал к себе жить. Проблема нового дома отпала.
Но, с моей точки зрения, самая большая проблема – это когда священника почитают выше Бога и ничего не делая только и ждут когда им настоятель даст указание, которое они тут же кинуться исполнять, часто не дослушав, и не поняв, чего от них хотят.
Был случай. Батюшка приехал на службу. Сказал, что проголодался. Тут один из сотрудников поинтересовался что принести. А второй пошутил: сало мясо, колбасу. Батюшка глазом не моргнул как первый ему это принес прямо в алтарь. Что совершенно не допустимо. Пришлось окроплять крещенской водой алтарь.
За языком следить было самое сложное.
Сказано, что за болтовню в храме человека ожидают многие скорби. А в самом святом месте, алтаре, особенно. Но именно там тебя изнутри подзуживает товарищ, который стоит слева от тебя что бы сказать какую-нибудь умность.
Одному их сотрудников один из священников, который приходил помогать настоятелю, по причине своего отпуска и дружбы с настоятелем, благословил молчать пока его кто-нибудь не спросит. Не представляете какая это была обида. Вплоть до ухода из храма. Настоятель отменил такую епитимью и только тогда этот человек остался.
В целом, конечно, это был дружный коллектив вокруг настоятеля. Появились свои традиции. Так, например совместная трапеза по воскресеньям с настоятелем. Когда почти в домашней обстановке общались и решали разные вопросы.
Но были другие случаи, которые омрачали обстановку.
Но что сделаешь. Церковь земная, церковь воинствующая и еще лечебница. И собрались мы все еще больные последствиями того что выросли при власти коммунистом, и, само собой, несли в храм пережитки того времени, часто даже не подозревая что мы творим.
Встречались те кто держал у себя в домашнем иконостасе портреты Сталина и Ленина.
Легче всего было общаться с людьми, имеющими твердые убеждения основанные не на сплетнях и домыслах, а на научных, хоть и ошибочных материалах.
Но таких было мало. Да и спорить я не умею и не люблю. Предпочитаю обменяться информацией, предоставив каждому думать дальше.
Представлю, насколько утрированно, ситуацию, которая меня выбивала из колеи.
Если разговор начинался, образно выражаясь с фразы, типа: «В огороде бузина, а в Киеве дядька. Сколько лет кролику?» Причем на полном серьезе требуют ответ. А если ты не даешь, то с ликованием победителя снисходительно похлопывают тебя по плечу. То тут я пас, причем до сих пор.
Бывали и такие кто вроде искренне задает вопросы, получает самые исчерпывающие ответы, но переступить через себя и пойти в храм не может.
Ночные дежурства позволяли спокойно помолиться на псалтыре или прочесть литературу.
В то время было много брошюр о тех, кто перенес страдания в годы гонений. Некоторые из них потом опровергли и признали подделками. Но тем не менее ситуации были правдоподобны и подобное случалось.
Я не помню источник, но на меня этот случай произвел сильное впечатление. За какую-то провинность вертухаи отправили священника и с ним еще какого-то человека в карцер. А это был металлический ящик, где можно было только стоять. Причем без отопления, а на улице был мороз около 40 градусов минус. В драной обуви и одежде выжить им не было никаких шансов. Обычно через пару часов оттуда забирали перемерзшие трупы.
Батюшка очень обрадовался возможности наконец-то послужить Богу. И принялся по памяти служить весь суточный круг богослужения.
О них вспомнили через сутки и, к удивлению, всех, они были живы.
И еще один момент, на который я обратил внимание. Все прошедшие через советские лагеря были благодарны Богу за то, что дал им возможность самой горячей молитвы в их жизни.
Мне пришлось служить с разными священниками, которые посещали настоятеля или сослужили на престольном празднике. И от тех, кто начал служить еще до 1991 года говорили, что тогда было больше действительно верующих.
Но это ни о чем не говорит. Каждый будет пред Богом отвечать за свои грехи.
О. Михаил Беланов из ст. Ярославской начал служить сразу после войны. И он мне поведал о том, что я вроде и как знал, но как-то к себе это не применял.
Он напомнил о том, что всем приходится идти путем Христа: выйти на служение, быть преданным своими же, и распятым за чужие грехи.
В дальнейших статьях я еще буду касаться темы служения пономарем.


Рецензии
Спасибо за рассказ. Познавательный.
Иван

Иван Цуприков   14.08.2023 05:39     Заявить о нарушении