Школьные годы чудесные. Два рассказа

По теме “Школьные годы чудесные” я повторяю публикацию двух рассказов: “Новичок” и “Проделки моего друга Юрки”


“Новичок”

Наш 5-й сборный класс был сформирован из учеников разных школ. Получилось так, что собрали в этот класс всех бесперспективных. Начался учебный год. Уже были расставлены все приоритеты: определился неформальный лидер, произошло ранжирование ребят по силе; когда к нам в класс пришел Новичок. Он был старше нас примерно на год.

Класс оказался слабым по успеваемости и проблемным по дисциплине. Неформальным лидером, как и положено у ребят, стал мальчик-второгодник с сильным ударом и задиристым характером. На правах старшего и сильного он сталкивал нас, и мы выясняли отношения между собой без всяких поводов и причин.

Новичок сразу не понравился Второгоднику. Он был бедно одет (время послевоенное), не блистал знаниями, и был, на взгляд Второгодника, слишком независимым.

Классная учительница решила помочь Новичку, и закрепила его за мной, поручив заниматься с ним дома по тем предметам, по которым он отставал от класса.

Дом Новичка был недалеко от школы, и мы решили (с целью экономии времени), что после уроков будем заходить к нему домой; делать домашние задания лишь по тем предметам, где было отставание.

Новичок, к моему удивлению, оказался не только усердным, но и толковым подростком (ему было в то время примерно 12-13 лет).

Очень скоро, несмотря на мои бестолковые объяснения, он догнал нас в знаниях, уважительно относился не только к учителям, но и ребятам. Многие зауважали его, и хотели с ним дружить.  Но этого не хотел Второгодник.

Однажды, он подговорил одного из своих друзей, чтобы тот вызвал Новичка на драку, пообещав в случае чего свою защиту. По его замыслу, к мальчику-провокатору должны были подключиться другие ребята для избиения Новичка. Ему хотелось проучить его. Заговор был тайным, но происходил у меня на глазах.

В этот день, после уроков, мы, по устоявшейся традиции, зашли к Новичку домой, выполнили домашние задания. Я не имел права выдавать чужую тайну, но и молчать не хотелось, надо было как-то уберечь его от расправы.

Перед уходом, я, как бы между прочим, не раскрывая деталей, сообщил ему, что завтра, после уроков, его будут бить. Он воспринял всё спокойно, понимал, что я не могу сказать ему больше того, что сказал, поэтому не стал расспрашивать.

Я очень не хотел этого избиения и опасался за Новичка. А дрались мы тогда хоть и честно (лежачего не бьют и т.п.), но жестко. Послевоенная безотцовщина обязывала нас к этому, учила умению стойко защищаться.

Прощаясь, я посоветовал ему не ходить завтра в школу, пообещав всё рассказать, что будет задано на дом, и к чему следует подготовиться. Он промолчал.

 
Новичок в деле

На следующий день я со спокойной совестью, и не менее спокойным сердцем пришел в школу. Увидев Новичка, я был озадачен. Он пришел в школу раньше меня и других, активно участвовал в учебном процессе: поднимал руку, отвечал на вопросы, получал хорошие оценки.
- Может он меня не понял, - недоумевал я.

Приближалось окончание уроков. Мое беспокойство за Новичка возрастало. Как помочь ему? Как предотвратить драку? Но всё произошло так, как задумал Второгодник. Его друг действительно вызвал Новичка "Один на один". Драться "Один на один" у нас считалось честной дракой, и Новичок согласился. Зеваки потянулись не домой, а за пределы школы, к месту драки.

Новичок и Мальчик-провокатор встали друг против друга. Провокатор стал наглеть и придираться к Новичку, толкая его в грудь. Завязалась драка.

Вначале всё складывалось в пользу Провокатора. Спустя несколько минут, Новичок сильными и точными ударами “выключил” Провокатора и тот без сознания рухнул на пол. Удар у Новичка был сильнее, чем у обычного подростка нашего возраста. Тут вступили в драку еще два мальчика. Они отлетали от Новичка, как горох от стенки.

 Видя негативное развитие событий, в драку внезапно вмешался Второгодник. Он не стал драться с Новичком, как обещал Провокатору, а стал разнимать дерущихся. Через некоторое время конфликт был улажен. Все, помирившись, пошли к водопроводной колонке, стали смывать кровь и охлаждать пыл. Смеясь, рассматривали синяки, шишки, ушибы и переломы.

Мы, по сложившейся традиции, зашли к Новичку домой, быстро сделали домашние задания, и я пошел домой в приподнятом настроении. Конфликт разрешился как нельзя лучше.

Дома меня ждали уличные друзья (я был капитаном одной из футбольных дворовых команд), а также велопрогулки с другом детства Вовкой и отличницей Аллочкой, с которыми я по-прежнему дружил, хотя и учился уже в другом классе.

А еще были игры в "Лянгу" и "Исыки" (Исык - суставная косточка овцы, аналогичная Бабке, суставной косточке свиньи; играть в "Лянгу" - жонглировать свинцовой плоской круглой штучкой, похожей на шайбу с оперением из волос; кто  выполнит больше подбиваний этой штучки ногой, тот и выиграл).

При таком плотном графике мне часто не хватало времени не только на Новичка, но и на выполнение домашних заданий. Везде хотелось успеть.

Часто приходилось пропускать занятия в кружке авиамоделистов, в который меня постоянно затаскивал мой друг отличник Вовка. Там, он добивался больших успехов, участвовал и побеждал не только в городских, но и в районных соревнованиях. А я, как надежный друг, всегда старался поддержать его во всех начинаниях. Часто и сам строил авиамодели. Жизнь кипела.


Мое участие в разборках между Новичком и Второгодником

Но вернемся к Новичку. Не знаю, что еще произошло в тот день после драки, но вечером ко мне пришел взволнованный Второгодник.

Зная о том, что я могу повлиять на Новичка, он просил меня о помощи. Оказывается, Новичок вызвал его на следующий день "Один на один" и Второгодник опасался этого поединка.

Я также не хотел новой драки. И, несмотря на поздний час, поспешил в другой конец города к Новичку. Мне с трудом удалось убедить его не бить Второгодника, и Новичок, скрывая досаду, согласился.

Только после этого случая драки в нашем классе прекратились. Новичок завоевал еще большее уважение у ребят и преподал нам всем урок мужества и стойкости.  Впрочем, его урок мне не был в впрок.

 
Мое участие в "Пионерском костре" на природе.

На коротких каникулах Городские педагогические власти организовали за городом слет лучших пионерских отрядов разных школ. Пригласили на этот слет и меня.

В официальной торжественной части были: построение отрядов, рапорты председателей, речёвки вожатых и прочие мероприятия.

В неофициальной: пионерский костер, выступление кружков художественной самодеятельности, хороводы, ручейки, соревнования, и даже застолье в виде накрытой, как сейчас говорят, поляны. Каждый должен был угостить других тем, что принес из дома.

В построении я точно встал на указанное мне место. Когда все построились, кто-то сзади стал настойчиво выталкивать меня вперед и в сторону из строя. Я сопротивлялся и всякий раз вставал на свое место. Кто-то другой, за моей спиной прошептал кому-то:
- У тебя рапорт, решительней оттолкни этого Сопляка.

Я не вынес такого оскорбления, резко повернулся и увидел учеников из другой школы. К сожалению, я был неуступчивым и упрямым, недостаточно сдержанным молодым человеком.

Взглянув на обидчика, я произнес громко и членораздельно:
- Если я Сопляк, то ты Засранец.

Этого было достаточно, чтобы окружение пришло в легкое волнение. Засранец схватил меня за руку и выволок во внешний контур построения. Мы с ним еще перебросились несколькими оскорбительными фразами и отошли в ближайший кустарник, вдаль от любопытных глаз. Нам в тот момент было не до слета и не до пикника. Надо было выяснить отношения.

После недолгих препирательств мы схватили друг друга за грудки, и начали бороться. Боролись долго. Кончилось тем, что я повалил его на пол и плотно прижал к земле, не дав возможности вывернуться.

Чтобы окончательно сломить сопротивление и запугать его, я произнес:
- А я ведь могу еще пустить в ход и кулаки, поверь мало тебе не покажется, и ты предстанешь перед своими друзьями в разукрашенном виде.
Моя сила и словесные доводы оказались убедительными, он был сломлен и сдался.

Казалось, прошло немного времени, но вернулись мы в компанию лишь тогда, когда закончилась торжественная часть. Я был победителем и ликовал, он - поверженным и униженным. Но, как оказалось позднее, несломленным.


Преследование

Настроение все-таки было испорчено. В застолье я щедро угощал других своими домашними пирожками, котлетами, беляшами, сырниками, соками и фруктами. Мама готовила вкусно, поэтому все разлетелось очень быстро, и мне было от этого приятно.

Костер погас, торжества завершились, и мы стали расходится. В стороне от общего потока я увидел троих ребят, терпеливо поджидавших меня на выходе. Предчувствуя неладное, я смешался с толпой, пытаясь улизнуть. Преследователи, соблюдая дистанцию и приличие, увязались за мной.

Когда толпа "рассосалась" окончательно, и ребята остались наедине со мной, я бросился в бега. То ли я бежал быстро, то ли они не очень то торопились, но расстояние между мной и ими не сокращалось.

Пробегая мимо школы (а слет был организован на природе за чертой города), я добежал до дома Новичка. Подумал: "Может мне лучше укрыться в столь приветливом мне доме, чем долго и утомительно через весь город бежать к себе домой".

Так и сделал. Спокойно вошел во двор Новичка. Меня приветливо, как старого знакомого, встретила собака, виляя хвостом она сопроводила меня до двери.

Новичок оказался дома. На каникулах он занимался ремонтом ветхой бабушкиной мебели. Вопросительно посмотрев на меня, он спросил, что привело меня к нему в столь незапланированный час.

Я сказал, что, проходя мимо, решил заглянуть на огонек, узнать, как проводит свои каникулы мой подшефный. Мне совершенно не хотелось открывать настоящую причину моего появления. Я стыдился своего бегства.

Он пригласил меня за стол. Я видел, что угощать ему нечем, и он выставляет на стол свое последнее. Я был сыт, поблагодарил его, но есть не стал. Впрочем, видя их с бабушкой нужду, я не стал бы есть и голодным.

Разговорились. Только сейчас мне удалось выяснить, что они живут с бабушкой вдвоем.  У Новичка не было родителей. Бабушке, после долгих уговоров и убеждений социальных служб, удалось взять Новичка из детдома на свое попечение.

Ярко и образно в моем воображении рисовалась картина, как два одиноких человека - старый и малый помогали друг другу выжить в этой нелегкой и суровой жизни. Они стойко держались друг за друга, и пытались выкарабкаться из нищеты и нужды. Бабушки в это время не было дома. А, возможно, она лежала на кровати в соседней комнате.

За разговорами, я периодически, незаметно выглядывал в окно. Мои незваные спутники, побоявшись собаки, терпеливо ожидали моего выхода. Видимо, я сильно уязвил их самолюбие.

Один из таких моих взглядов перехватил Новичок. Выглянув в окно, он понял причину моего появления. Быстро, не собираясь он вышел на улицу. Я последовал за ним.

Чтобы не спугнуть ребят, Новичок начал медленно приближаться к ним, отрезая путь к отступлению. Ребята сплотились и трусливо стали прижиматься друг к другу. Эта сцена сильно забавила и рассмешила меня. Все происходило так, словно удав приближался к парализованным кроликам.

За пять метров до встречи ребята неожиданно, как по команде, разлетелись в разные стороны, словно осколки после взрыва гранаты. Бег их был настолько стремительным, что я удивился их резвости и энтузиазму. Подумал: "А ведь догоняли они меня менее резво, чем сейчас".

Я не сердился на них, и не стал бы сводить с ними счеты. Что могли мне сделать ботаники (ботаники - усердные в учебе ученики). Мне даже было стыдно, что я уличный пацан убегал от них ранее.

Впрочем, я совершенно не хотел, чтобы даже ботаники (а может среди них были и не только ботаники) наносили мне увечья и расписывали кулаками мое лицо. Каникулы ведь были короткие, и завтра нам снова надо было идти в школу.

Бежали они очень быстро, но мне все-таки удалось крикнуть им в след:
- А ведь я оказался прав!
- Вы, все трое засранцы!


Расставание с Новичком

Кончился учебный год. Не знаю, что произошло в семье Новичка, да только его снова отправили в интернат или детдом. Он мне ничего не стал рассказывать об этом (позднее выяснилось у него умерла бабушка).

Провожали Новичка всем классом. Девочки грустили и даже плакали. Ребята жали ему руку, расставались. Напоследок он крепко обнял меня и, чтобы никто не слышал, с болью и дрожью в голосе произнес:
- А знаешь, я был счастлив с вами. И добавил:
- Можно, я буду приходить к вам иногда.

Руки и голос его слегка дрожали. Было видно, что он сильно переживал и волновался. Волновался и я. Мне долго не удавалось найти нужные слова. Наконец, я сказал:
- Не переживай, ты сильный, ты выстоишь, я в тебя верю.
Это была простая, но так нужная мальчишеская поддержка.
- Приходи к нам в любое время, когда захочешь.
- Знай, ребята будут ждать тебя.

Мне было трудно с ним расставаться. В тот момент я остро чувствовал его боль, и от потери бабушки, и от нашего расставания.

Слова, которые могли бы описать его чувства, я позднее услышал в песне "Генералы песчаных карьеров":
Я начал жизнь в трущобах городских,
И добрых слов я не слыхал,
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

За что вы бросили меня, за что?
Где мой очаг? где мой ночлег?
Не признаете вы мое родство,
А я ваш брат, я человек.
Вы вечно молитесь своим Богам.
И ваши Боги все прощают вам...

 Николай Гущин, 2018 год. Ред. 14.12.20, ред. 19.03.2021, повтор 27.12.2022

     ****************************************************

“Проделки моего друга Юрки или Забавный случай”. Рассказ на тему “Школьные годы чудесные”

После 8-го класса наш неуспешный сборный класс снова расформировали, и раскидали по другим классам. Я попал в 9г, сформированный из лучших учеников восьмилетней школы имени Н.К. Крупской.  В нем учились дети военнослужащих. Класс был дисциплинированным и дружным.

Моего друга Юрку оставили в слабом классе. После настойчивых просьб его мамы (она была медсестрой, часто дежурила и одна воспитывала сына) Юрку тоже перевели ко мне, в 9г. Мы довольные сели с ним за одну парту.

Шел один из последних перед каникулами уроков физики. На первый легкий вопрос было много желающих отвечать. Кому-то надо было исправить двойку, кому-то - тройку, кому-то - четверку. Поднял руку и Юрка. Ему надо было исправить двойку.

Перед нами, за первой партой в третьем ряду сидел мальчик-заика. Он тянул руку вперед, тряс ею, и даже привставал с сидения.

Учительница боковым зрением видела нетерпение Заики, но продолжала искать в журнале другую фамилию. Ей надо было в конце четверти опросить как можно больше учеников, а Заика мог занять всё опросное время.

Юрка неожиданно опустил руку. В глазах его блеснула искорка озорства. Он увидел, как Заика вновь всем телом подался вперед и, в очередной раз, привстал, готовый стартовать к доске.

В этот момент Юрка быстро открыл канцелярский клей, и вылил всю банку на его сидение. Наконец учительница назвала другую, не Заики, фамилию. Раздосадованный Заика буквально рухнул на свое место. Клей быстро пропитал его брюки.

 — Вот сука, - громко и без запинки выпалил Заика. Он быстро сообразил, кто сыграл с ним злую шутку. Учительница физики попала в двусмысленное положение.
- Кого же имел в виду этот мой "любимый" ученик, - подумала она.

Опросить Заику всегда было для неё сущей пыткой. А тут на тебе выпалил легко без затруднений и заиканий. Учительница вопросительно посмотрела на Заику.

Заика быстро повернулся назад, готовый отпустить затрещину Юрке, но на мгновение растерялся, увидев, как Юрка буквально вчитывается в учебник физики.

Я же в это время, зажав рот и нос обеими руками, уткнулся лицом в парту. Красный от напряжения я с трудом сдерживал смех.

Учительница мгновенно оценила обстановку и поняла всё. Чтобы разрядить назревший конфликт, постаралась всё обратить в шутку.

Все мы знали, что врачи рекомендовали Заике напевать ответы. Наш Заика так и поступал. Иногда он обращал это свойство в свою пользу.  Если знал ответ, то напевал. Если не знал, то сильно дулся и не мог произнести ни слова. В такие моменты учителя чаще всего прекращали опрос и оставляли Заику в покое. Знала это и учительница.

- Дружок, тебе может для легкости речи иногда не только напевать ответ, но и вставлять бранные слова, между словами, - с улыбкой пошутила она.
- Видишь, как ты легко, кратко и образно, охарактеризовал кого-то из нас.   
Заика от волнения смог произнести только букву Ю, и вновь сильно надулся.

Затем он, не найдя ничего лучшего, резко повернулся к учительнице спиной, и ткнул пальцем в мокрый свой зад.
- Во! - с досадой выпалил он.

Таким "очень милым" жестом он ответил учительнице на её шутку. Со стороны это выглядело очень смешно и забавно. Он не только “обозвал” учительницу, но и зад ей свой мокрый показал. Хорошо, что не голый.  Я уже не мог сдержать ни смеха, ни слез.

А Юрка между тем все вчитывался и вчитывался в свой "любимый учебник физики", извлекая из него всё новые и новые знания.

Учительница по-матерински, с теплотой в голосе, назвав Заику по имени, отправила его домой переодеться.

Кандидат в ответчики на следующий более трудный вопрос для неё был уже известен.
То ли Юрка плохо усвоил пионерский девиз:
- Будь готов!
- Всегда готов!
То ли ему уже ничто не шло на ум, но ответа у нашего "любознательного книголюба" не было.

- Интересно знать Юра, есть ли в книге фига, когда смотришь в книгу, - съязвила она, но двойку Юрке не поставила, пожалела. Был бы перебор плохих оценок. А времени, чтобы их исправить у Юрки уже не было.

Заика был добрым парнем. Он переоделся, угостил себя дома любимым лакомством, и, с хорошим настроением, вернулся в класс. Юрка довольный благополучным исходом извинился перед Заикой, они помирились, инцидент был исчерпан.

Николай Гущин, 2019 год, ред. 26.03.2021, повтор 13.01.2023


Рецензии