Любовь и нелюбовь к России

    С начала существования США ее гражданам внушалось, что они родились в самой лучшей стране. И нет ничего удивительного в том, как они позиционируют себя в отношении граждан других государств. А что с этим в России?
    В России все иначе… Со времен Петра I превалирует восхищение западной цивилизацией, наряду с мыслями об отсталости и убогости своего народа. Даже в советских учебниках по истории писали о пресловутом окне в Европу, прорубленном Петром. Строились умозаключения относительно причин отставания русских от прочих европейцев. Виною тому называлось татаро-монгольское иго, на триста лет отбросившее русских назад. Во многом на этом строилась идеология государства российского.
    Согласно которой все лучшее в мире изобреталось и впервые производилось в Европе. Там появились первые астрономы, врачи, инженеры… В Россию все приходило оттуда. Вслед за европейскими историками и писателями повторялось, что в Европе, к примеру, создали первые артиллерийские орудия и прочие военные новшества; некому патеру Щварцу приписывалось изобретение первой пушки в 1354 году. Вот только непонятно почему археологами обнаруживаются стволы примитивных пушек на всем пути следования ордынских войск, а в русских княжествах они назывались «тюфяками» - слово тюркских корней. Да и порох изобрели китайцы, а не европейцы. Не принято было писать об истинных причинах «путешествий» папских легатов и разведчиков европейских королей, по совместительству, в столицу первой мировой империи, созданной Чингисханом. Плано Карпини, Гильом де Рубрук и Марко Поло по возвращению писали подробно обо всем том, что увидели. А увидели они много чего…
    Вот что сообщал Гильом де Рубрук, посетивший Золотую Орду в XIII в., о вилках, которые в Италии стала столовой принадлежностью лишь в середине XIV в., а в Северной Европе вошли в обиход только к середине XVII в., т.к. долгое время её использование запрещалось католической церковью:
«…Они разрезают мясо на маленькие кусочки на блюдечке вместе с солью и водой – другой приправы они не делают, - а затем острием ножика или вилочки, сделанных нарочно для этого, наподобие тех, какими мы обычно едим сваренные в вине груши и яблоки, они протягивают каждому из окружающих один или два кусочка, сообразно с количеством вкушающих» (1).
    А вот что писал о неведомых тогда европейцам бумажных деньгах, увиденных в столице Монгольской империи, другой «путешественник» Марко Поло:
«…Приготовят бумажки так, как я вам описал, и по приказу великого хана распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где властвуют, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные повсюду, скажу вам, охотно берут в уплату эти бумажки, потому что, куда они не пойдут, за всё они платят бумажками: за товары, за жемчуг, за драгоценные камни, за золото и за серебро; на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов [арабских динаров], а не весит ни одного» (2). 
    Напомним, в европейской Испании первые бумажные деньги были введены в оборот (первое упоминание о них) только в 1574 году.
    И так можно перечислять долго. Только в последние годы историки начали писать о том, что монгольские завоевания способствовали началу масштабных миграционных процессов, новых культурных контактов, зарождению новых вкусов и моды, формированию космополитизма.
    Вернемся к России, где в XVIII - XX вв. упомянутую Золотую Орду и Монгольскую империю, мягко говоря, не жаловали, связывая с ней пресловутую отсталость России. И все плохое ассоциировалось с азиатчиной. Раболепие перед просвещенной Европой становилось чуть не нормой поведения. Некоторые изменения произошли после революционного переворота в 1917 году. Идеологи Советского Союза объявили Россию (СССР) великим государством, где все граждане имеют равные права и возможности. И во многом это было действительно так! В кратчайшие сроки СССР стала в ряд великих государств и мировой экономикой. А её народ начал уважать себя. Вот только продлилось это недолго…
    После победы в Великой Отечественной войне и образования Варшавского договора в России возобладала славянская риторика относительно происхождения государства. Объявлено братство с соседними славянскими народами государств, входивших в Варшавский договор. В том числе на этом строилась советская государственная идеология, наряду с лозунгами строительства коммунизма. Были отвергнуты идеи основателей евразийства России. Так, профессор Георгий Владимирович Вернадский (1887 – 1973) определял Россию как срединный материк, как особый географический и исторический мир. Именно в рамках этого мира могли образовываться такие крупные социальные единицы, писал он, как Скифская, Гуннская или Монгольская империя, а позже империя Российская (3).   
    В конце пятидесятых в СССР провозглашается лозунг: догнать и перегнать америку! То есть вновь Россия объявляется отсталой страной, которой необходимо догонять передовые государства. С проблемами производства ширпотреба в стране это начинает вызывать скепсис у ее граждан, постепенно переросший в неверие возможностей своей страны. Вновь возникает желание жить как в Европе или США. Кончилось все тем, что в 1991 году СССР распался.
    А что сегодня?
    А сегодня в России эксперты, выступающие на экранах Центрального телевидения, чертыхаются по поводу отсутствия в стране государственной идеологии. Так и хочется спросить: «Что же вам, господа-товарищи историки, философы мешает принять идеи великих русских евразийцев прошлого - Г.В. Вернадского, князя Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др. за основу государственной идеологии в России? Уже очевидно, что идеи славянства не работают. А большинство славянских стран Восточной Европы стали чуть не главными врагами России! Что еще должно произойти, чтобы это поняли идеологи… Ведь принятие народами России (да и бывшего СССР!!) идеи, что они живут в особом географическом и историческом мире, могущественной евразийской державе, которая со времен скифов и гуннов заставляла (пусть это кому-то и не нравиться) уважать себя, позволит совершенно иначе к себе относиться и жить.            
Литература:   
1.  Рубрук Гильом де. Путешествия в Золотую Орду. М.: Эксмо, 2014. С. 165.
2. Поло М. Книга чудес света / пер. И.П. Минаева; предисл. И.П. Магидовича; прим. Лео Яковлева. М.: Эксмо, 2013. C. 199.
3. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Сер.: Золотой фонд политической мысли. М.: Алгоритм, 2014. С.7 – 10.
В качестве иллюстрации картина художника И.А. Владимирова «Казаки в походе».

    Прибайкалье, п. Нижний Кочергат, август 2023


Рецензии