Анатомия предательства. Глава 22
Предательство — одна из центральных тем в европейской культуре. Она тесно связана с христианской традицией, в которой сюжет измены Иуды играет важнейшую роль. Писатели с древнейших времен пытаются осмыслить различные аспекты предательства: его причины, последствия и возможность прощения. Не остались в стороне и русские классики. Предательство в русской литературе многогранно. Это и обман друзей, и измена любимым, и отказ от своих идеалов, и нарушение воинской присяги, и даже отречение от Бога. Причем зачастую одно предательство влечет за собой другое и становится лишь первым звеном в длинной цепочке злодеяний, в конце которой персонаж ; иуда теряет все, в том числе и себя. В отечественной литературе, как и в зарубежной полно произведений, в которых тема предательства обыгрывается с разных сторон. Сегодня о некогда сверхпопулярной повести «Судьбе барабанщика» вспоминают нечасто, хотя таких ярких художественных текстов в советской (не говоря уже о постсоветской) детской литературе было не так уж и много. Время действия повести — 1920-е, период восстановления страны после Гражданской войны. Главный герой, мальчик Сережа, остается летом один в квартире: отца посадили за растрату, а мачеха уехала с новым мужем на курорт. Сережа, как и его отец, оступается, влезает в долги и однажды обнаруживает в своей квартире незнакомцев — мужчину и старика (этот эпизод напоминает сцену проникновения свиты Воланда в нехорошую квартиру — о сходстве атмосферы «Мастера и Маргариты» и «Судьбы барабанщика» можно почитать в исследовании культуролога Ирины Глущенко «Барабанщики и шпионы. Марсельеза Аркадия Гайдара» [М.: Издательство Высшей школы экономики, 2015]). Мужчина прикидывается «дядей» Сережи (на самом деле он бывший белогвардеец и вражеский шпион, а его спутник — старый бандит), многократно обманывает мальчика, увозит в Киев и впутывает в свои дела. В конце концов Сережа выводит агентов иностранной разведки на чистую воду, убивает старика и сам чуть не погибает от «дядиной» пули. Сюжет «Судьбы барабанщика» динамичен, в ней много характерных деталей эпохи, позволяющих понять жизнь того времени. Почему предательство — важная для этой повести тема? Конечно, не только потому, что речь идет о злокозненном шпионе-белогвардейце: отец Сережи, бывший красноармеец, запутался в личной жизни и предал из-за коварной жены молодую советскую родину, за что и поплатился свободой. Сам Сережа не только сын красноармейца, наслышанный о его борьбе, подвигах и товарищах, — он пионер, барабанщик отряда. Он знает, как поступать правильно, но ему не хватает сил и мужества противостоять соблазнам самостоятельной жизни, поэтому шаг за шагом Сережа становится пособником шпионов и бандитов и предает тем самым героическое прошлое отца — однако как раз память о нем помогает мальчику встать на верный путь и исправить свои ошибки. Впору вспомнить гоголевского Тараса Бульбу и судьбу его сына – предателя, которого отец казнил за измену своей собственной рукой. Андрий, оказалось не только предал своих товарищей, но и веру, ради своей страсти, но никак не любви. Вспоминаются слова Тараса, которые он сказал своему сыну, перед смертью: « Ну, как сынку, помогли ли тебе твои ляхи?». Вопрос этот можно было задать и сейчас украинцам, потому что он актуален, и по сей день. Часть украинцев, тоже предала веру. У них, теперь другие герои, например Степан Бандера, который никогда не был украинцем, он чистокровный еврей, но предавший свою веру, таких евреи называют выкрестами. Бандера, по вере стал униатом. Униатство, термин, обозначающий идеологию и практику объединения поместных восточнохристианских церквей и римско-католических церкви под каноническим главенством папы. Но, вернёмся к Тарасу Бульбе и к судьбе другого сына Остапа, который был мученически умервщлён, как впрочем и сам Тарас Бульба. Историческое произведение «Тарас Бульба», плод кропотливого литературного труда Николая Васильевича Гоголя. Автор работал над ним в общей сложности более 10 лет и великолепно передал колорит описываемой эпохи. Это произведение переносит читателя в мир Украины XVI века, заставляет задуматься о сложности выбора между верностью долгу, Отчизне и личным счастьем.
Еще одного предателя, уже не литературного увековечил великий Пушкин в своей поэме «Полтава». Александр Сергеевич рисует Мазепу как человека абсолютно аморального, бесчестного, мстительного, злобного, как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого (он "не ведает святыни", "не помнит благостыни"), человека, привыкшего любой ценой добиваться поставленной цели. Еще одно произведение А. Гайдара « Сказка о Мальчише – Кибальчише и его твёрдом слове». Есть в этом произведении и другой персонаж, это Мальчиш – Плохиш. Он, как предатель стал собирательным образом, негативного персонажа. Еще один персонаж, описанный А.Пушкиным в повести «Капитанская дочка», это некто Швабрин, который оказался не только трусом, но и предателем, когда перешел на сторону Е. Пугачева. И чтобы вымолить себе жизнь валялся в ногах у самозванца, который назвался царём. Есть у Л. Толстого произведение «Анна Каренина», в нем конечно нет предательства высшей пробы, каким является предательство Отечества. В нем описывается обыкновенная супружеская измена. В романе “Анна Каренина” прежде чем изменить мужу, она долго думала. Вроде бы все нормально в семье, есть муж, ребенок. Но нет самого главного – внимание мужа. А ей хочется быть любимой. Она встретила человека, который так же полюбил ее. Она долго думает, так как боится все потерять. Но несмотря на это она делает выбор между верностью и изменой. Она выбирает измену, так как для нее главное в жизни – это любовь. К несчастью для неё, избранник оказался обыкновенным ловеласом и негодяем. Поэтому у этой любви, изначально не было будущего. Мы не будем вдаваться в подробности и перечислять достоинства этого произведения. В творчестве С.Есенина мы тоже найдем строки о предательстве, к примеру: «...Зачем прощать меня великодушно, Когда прощать предательство нельзя? Ты говоришь спокойно, даже скучно, А душу рвут, кричащие глаза!», или, «Судьба оставила без крова. Его вина? Быть может так. Ему предательство не ново, Когда твой друг, отныне — враг».
Другой классик Ю.Лермонтов в своем произведении «Беглец» тоже уделил внимание этому явлению. Вот некоторые строки из этого произведения; « Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла; Отец и два родные брата За честь и вольность там легли, И под пятой у супостата Лежат их головы в пыли. Их кровь течет и просит мщенья, Гарун забыл свой долг и стыд; Он растерял в пылу сраженья Винтовку, шашку — и бежит!»
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский славится провидческими высказываниями о «братьях-славянах», которые в те времена были понятны лишь немногим. Достоевский призывал настороженно относиться к речам деятелей славянского национально-освободительного движения, которые исключительно в целях избавления своей родины от турок использовали популярные в России идеи «славянского братства и всеединства». Писатель внимательно следил за общественной мыслью у «братьев-славян». Он прекрасно видел, какими идеями вдохновляется «восстание болгар против турецого ига». Для него было очевидным, что оно не имеет ничего общего с симпатией к исторической, самодержавной России. Его прогнозы оправдались на протяжении всех полутора столетий времени, протекшего после него. Впрочем, пророчества Достоевского касались не только Болгарии, а вообще славян и всех благодеяний, которые могла бы им сделать Россия. Стоит вслушаться в то, как актуально они звучат по сей день. Особенно в плане Балканских войн начала ХХ столетия и двух Мировых войн. Эти пророческие слова написаны в дневнике писателя осенью 1877 года – когда в полном разгаре шла война за освобождение Болгарии русскими войсками от турецкого ига. Дух демократического превосходства славян над России «Особенно приятно будет для освобождённых славян… трубить на весь свет, что они – племена образованные, способные к самой высшей человеческой культуре, тогда как Россия – страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации… Начнут они непременно с того, что… объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью; напротив, что от властолюбия России они спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта. А не вмешайся Европа, так Россия проглотила бы их тотчас же, “имея в виду расширение границ и основание великой всеславянской империи на порабощение славян жадному, хитрому и варварскому великорусскому племени”. Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее». Между собой эти землицы будут вечно ссориться, вечно друг другу завидовать и друг против друга интриговать. Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. Как ни будут они ненавистничать, сплетничать и клеветать на нас Европе, заигрывая с нею и уверяя ее в любви, но чувствовать-то они всегда будут инстинктивно (конечно, в минуту беды, а не раньше), что Европа естественный враг их единству, была им и всегда останется, а что если они существуют на свете, то, конечно, потому, что стоит огромный магнит – Россия, которая, неодолимо притягивая их всех к себе, тем сдерживает их целость и единство». Эти слова о предательстве братьев-славян дорогого стоят. Вспомнить хотя бы ту же Болгарию, которая две войны воевала против России. И сейчас предав, нашу дружбу вступила в клуб наших злейших врагов. О других странах и упоминать уже не хочется. Великий писатель видел их внутреннюю предательскую сущность и в своем историческом прогнозе не ошибся. Еще одного русского писателя следовало бы упомянуть, это И. Тургенев. В его произведениях «Вешние воды», «Отцы и дети», тоже нашлось место предательству и верности. Эти два антипода и антонима как противостояние идеологий, старой и новой. В этих произведениях есть полезные мысли о некоторых сторонах нашей жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, крестьянский быт с разных точек зрения.
А теперь обратимся к иностранным писателям. В творчестве зарубежных писателей, тема предательства присутствует во многих произведениях, к примеру в романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо» достаточно хорошо описана тема предательства. Эдмон Дантес главный герой романа был предан своим другом Кадрусом, который подписал донос вместе с другим негодяем Фернаном Мондего, после которого был тайно заключен в тюрьму, без суда. В этом ему помог сотрудник прокурора Жерар де Вильфор, ставший в последствии королевским прокурором Парижа. В итоге Эдмон Дантес сумел сбежать из заточения и стать графом Монте-Кристо, который жестоко отомстил всем, кто его предал, то есть удовлетворил жажду мести. Но, полную радость от торжества справедливости он не получил. В трилогии «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», полно деталей и интриг, начиная от супружеской неверности и кончая изменой королю. Нет нужды пересказывать содержание и сюжетную канву, кто интересуется может самостоятельно прочитать эти произведения. У классика фанцузской литературы О. Бальзака есть произведение «Блеск и нищета куртизанок». Это произведение характеризует Францию времён Бальзака, где любовь, дружба, положение свободно продаётся и покупается. Где правят нищие в душе, но ослепительные внешне — куртизанки Парижа. Фраза «Блеск и нищета» стала означать в русском языке одновременно величие и ущербность. В центре романа судьба Люсьена Шардена, и красавцы Эстер. которую он предаёт, как и лжесвященника, который покровительствует ему. Перу Бальзака принадлежат и другие произведения, где тема предательства, находит своё отражение. Другой французский писатель Э.Золя являлся представителем реализма второй половины XIX века, а также главой натуралистического движения. Он формулировал натуралистическую теорию в течение многих лет и опубликовал в предисловии к роману «Тереза Ракен». Золя охарактеризовал свой замысел: «В „Терезе Ракен; я поставил перед собой задачу изучить не характеры, а темпераменты. В этом весь смысл книги. Я остановился на индивидуумах, которые всецело подвластны своим нервам и голосу крови, лишены способности свободно проявлять свою волю и каждый поступок которых обусловлен роковой властью их плоти». Современники восприняли роман «Тереза Ракен» как художественный манифест натурализма.Тереза Ракен, рано оставшись без родителей, воспитывалась своей властной теткой, вышла замуж за своего двоюродного брата Камилла. Болезненный и эгоистичный Камилл никогда не нравился Терезе, и при первой же возможности она заводит бурный роман с одним из его друзей, Лораном, который обернулся трагедией. «Здесь верен каждый звук, здесь все дышит правдой: и чувства, и атмосфера, и монотонность повседневного существования, которое влачат супруги Ракен, и пламя, внезапно охватившее Терезу, когда Лоран появился в убогом жилище четы». Эмиль Золя преследовал научный интерес – изобразить людей, как носителей всех людских грехов. В романе изображена жестокая драма, чьи последствия описывает автор. «Низменные страсти», - вот что хотел отобразить Золя в романе «Тереза Ракен». Здесь наблюдаются такие грехи, как их изложил Данте в своей комедии: сладострастие (2 круг ада), жадность (4 круг ада), насилие над ближним (7 круг ада), обольщение (8 круг ада), предательство (9 круг ада). Тема предательства очень развита в трагедии У. Шекспира « Гамлет». В этом произведении великий драматург с наибольшей глубиной отразил проблемы, стоящие перед всем человечеством. Датский принц Гамлет — замечательный образ гуманиста, столкнувшегося с новым миром, который восстановить способен только он: “Век расшатался и скверней всего, что я рожден восстановить его”. Гамлет наполнен верой и любовью к людям, жизни и миру в целом. Принц окружен верными друзьями, любовью родителей. Но все его представления о мире рассеиваются, как дым, при первом же столкновении с реальностью. Вернувшись в Эльсинор, Гамлет узнает о внезапной смерти отца и о гнусном предательстве матери. В душе Гамлета рядом с верой встала сомневающаяся мысль. И обе эти силы — вера и разум, ведут в нем непрерывную борьбу. Гамлет испытывает глубочайшую боль, потрясенный смертью горячо любимого отца, который был для принца во многом примером. Трагедия Гамлета, как человека, что он был слишком доверчив, а когда узнал всю правду, попытался под маской безумия скрыть свои желания отомстить своему родственнику за смерть отца и что он родился не в ту эпоху, когда могут предать даже близкие родственники ради власти. В трагедиях великого драматурга «Отелло», «Король Лир» феномен предательства описывается с разных сторон, здесь и мнимая супружеская измена Дездемоны, и плетение различных интриг, и лицемерие замешанное на подлости, то есть проявляется масса неприятных человеческих качеств.
У известного английского писателя Р. Стивенсона есть баллада, которая называется «Вересковый мед». Баллада Стивенсона родилась в 1875 году в прекрасной Шотландии. Scotland – земля скоттов. С английского scot переводится как «скотты», land - земля. В древности шотландскую землю населяли скотты, бритты и пикты. Как появились последние, никто не знает. Впервые о них упоминается в 257 году, как о врагах Рима. Известно, что они объединились в союз, а затем в королевство. Расцвет государства пиктов пришелся на VIII век. В начале следующего века они были завоеваны скоттами. От пиктов не осталось письменности и языка, но сохранились изображения. В основу стихотворения «Вересковый мед» легло средневековое предание, которое называется «Последний из пиктов». Его рассказывали на юге Шотландии, в графстве Галлоуэй, где, по сказанию, перестал существовать народ пиктов. Согласно легендам и летописям, пикты были смелыми воинами. Завоеватели поражались их смелости и недоумевали, откуда в невысоких ростом пиктах столько непокорности и мужества? Давным-давно жил народ, называемый пиктами. Они были крошечными людьми, с красными волосами и длинными руками. А ступни у них были такие широкие, что когда шел дождь, они могли лечь кверху ногами и прикрыться ими, как зонтиками. Этот народ был великим строителем, все древние крепости в стране построены их руками. Они становились в цепочку от самой каменоломни и передавали друг другу камни до того места, где строили. - Еще этот маленький народ был известен элем, который они варили из вереска. Это был необычайно доступный напиток, так как вереска в этой стране всегда было много. Другие племена, живущие в стране, домогались рецепта этого волшебного напитка. Но пикты не выдавали тайны, которая передавалась от отца к сыну со строгим наказом: не дать узнать ее никому и никогда. В стране велись войны одна за другой, и вскоре от великого некогда народа осталась лишь горстка людей. Наверное, пикты должны были сгинуть, но тайну верескового меда по-прежнему крепко держали в тайне. Дошло, наконец, и до битвы со скоттами, в которой пикты потерпели полное поражение. От великого народа осталось только двое – отец и сын. Привели этих людей к королю скоттов. И вот стояли перед ним маленькие и беззащитные пикты, а король требовал от них тайну вереска. И прямо сказал, что он станет пытать их жестоко и беспощадно, если они не сделают этого добровольно. Поэтому лучше уступить и рассказать. Старик попросил убить своего сына. Король удивился, но выполнил просьбу старца, а потом, то объяснил, почему он попросил убить сына без мучений. Он оказывается боялся, что тот не выдержит пыток и выдаст тайну. Сам старик не боялся ни смерти, ни пыток. Об этом он прямо сказал королю. Король изумился, что его обхитрил простой дикарь. поэтому не стал его убивать. Сюжет этой легенды очень своеобразный. Отец обрек сына на смерть, то есть предал его, но уберег от жестоких пыток. Как назвать такой поступок отца? Мужество или предательство. Это вопрос дискуссионный. У каждого ответа может быть своя правда.
В заключении этой главы следует отметить, что в мировой литературе сюжет предательства и измены эксплуатировался довольно часто, поэтому невозможно перечислить всё количество писателей, которые использовали его в своих произведениях. Эта теме всегда будоражила умы людей, потому что предательство неотъемлемая часть жизни человечества. Где любовь и ненависть, правда и ложь, мужество и предательство идут рядом друг с другом под руку и сопровождают людей всю их жизнь, раскрывая их внутренний мир с его достоинствами и пороками. Он слишком многообразен этот мир, поэтому объективно оценить его очень сложная задача, порой даже не выполнимая и бесполезная. Тем более, что в наше время, духовные ценность и общечеловеческая мораль претерпела значительную деформацию, что в деятельности людей, проявляется больше греха, чем целомудрия и сам человек духовно уже не тот, что был хотя бы пятьдесят дет назад. Старшее поколение видит эти негативные изменения, в человеческом сознании молодежи, но в большинстве случаев мирится с такой негативной реальностью.
Свидетельство о публикации №223081300572