Со слезами на глазах

        10 августа проснулся с праздничным настроением – Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И. С. Полбина - у нашей лётки сегодня день Варенья!!!

       Ныне не существующее высшее военное лётное училище в городе Оренбурге, осуществлявшее подготовку летного состава для Вооруженных Сил СССР. Расформировано 12 февраля 1993 года.  Википедия
                Дата основания: 10 августа 1921 г 
 
     А через час позвонил однокашник из Уфы, Сергей Мельников и сообщил, что в Москве умер Саша Викторенко, наш выпускник, космонавт, Герой Советского Союза, совершивший 4 полёта в космос. А потом такой же звонок с этой печальной вестью продублировал мой правый лётчик Юрий Лончаков…

    Что тут можно сказать? Всё как в жизни – радостное событие идёт вслед за  горестным и наоборот… Саша Викторенко был у меня свидетелем на свадьбе в Оренбурге 3 января 1970 года. Потом наши с ним жёны поднимали целину и работали на самодельном огороде в посёлке Храброво, за гарнизоном. Вспомнились наши полёты на ИЛ-28, становление нас как лётчиков, общение в по пол года в командировках и многие-многие моменты нашей общей пилотской жизни. Я сейчас смотрю на фотографию, сделанную в Острове в 1969 году на Гороховом озере, когда мы там летали лейтенантами: Витя Савинов –ТУ-22р, Гена Напёрстков – СУ-17м, Александр Викторенко – ТУ-22р, Вася Чечель – ТУ-22м3 и КА-27, (я указал некоторые типы ЛА, на которых нам довелось полетать).

    Так вышло по судьбе, я, вроде, самый "дохлый" из нашей четвёрки на фото, но Трёх моих друзей, увы, уже нет в живых. Степаныча проводили в последний путь, вчера. С нашего курса он самый знаменитый, но к его чести, слава и высокое положение его нисколько не испортили – для всех, кто его знал, он остался скромным настоящим другом, всегда готовым прийти, если надо, на помощь…

      Приедет Серёга Мельников, уехавший из Уфы туда на похороны, поделится,    как это было…

    Долг нас, тех, кто ещё живёт на нашей прекрасной Земле, помнить о друзьях, может быть, рассказывать о них детям и внукам, но главное – быть достойными их памяти и не предавать Родину, Небо, родных, близких - словом, всё, что нам дорого…
             
  из кинофильма "Нормандия-Неман"

Слова Е.Долматовского
Музыка М.Фрадкина

Я волнуюсь, заслышав французскую речь,
Вспоминаю далёкие годы.
Я с французом дружил, не забыть наших встреч
Там, где Неман несёт свои воды.
Там французские лётчики в дождь и туман
По врагу наносили удары,
А советские парни в рядах партизан
Воевали в долине Луары.

Припев:
В небесах мы летали одних,
Мы теряли друзей боевых,
Ну а тем, кому выпало жить,
Надо помнить о них и дружить.

Что ты делаешь нынче, французский собрат,
Где ты ходишь теперь, где летаешь?
Не тебя ль окликал я: "Бонжур, комарад!"
Отвечал ты мне: "Здравствуй, товарищ!"
Мы из фляги одной согревались зимой,
Охраняли друг друга в полёте,
А потом ты в Париж возвратился домой
На подаренном мной самолёте.

Припев.

Я приеду в Париж, все дома обойду,
Под землёю весь город объеду.
Из "Нормандии" лётчика там я найду,
Мы продолжим былую беседу.
Мы за правое дело дрались, камарад,
Нам война ненавистна иная.
Не поддайся обману, французский собрат,
Верность клятве своей сохраняя.

Припев.

  На фото - отмечаем под Москвой 50 лет со дня окончания ОВВАКУЛ им. И.С.Полбина - 69 г. Саша Викторенко стоит в первом ряду, второй справа. А вообще, уже 5 человек, из тех, кто на этом фото, смотрят на всех с Небес... (10 наших парней разбились на самолётах, один погиб на охоте, а 43 или 44 скончались от болезней - инф. к размышлению - весь выпуск - 129 человек)...


Рецензии
Я только недавно узнала, что в Нормандии - Неман было всего сто лётчиков, а погибло их 49 человек.Хорошие стихи, только наверное их уже в живых никого нет. Вот думаю, почему про наших так мало говорят? Их было больше, намного больше, и сколько пропавших без вести, которых и героями не считают. Обидно за парней.

Лариса Гулимова   17.08.2023 15:31     Заявить о нарушении
Согласен...

Полковник Чечель   18.08.2023 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.