Дедушкина норка. Глава 4

- Ну, что ж?.. - сказал дедушка барсук, - В своём развитии приличные барсуки не должны останавливаться, при возможности никогда. И потому вам бы не стоит останавливаться тоже. Ведь в мире ещё столько всего замечательного, что нужно освоить, что нужно постичь и суметь!..

- Ну, не-е-ет!.. - заявила Жуня протяжно распевая на своей любимой нотке. Нотке "Нет". Которую, кажется, теперь уже пора было бы вписывать в любой нормальный нотный стан, ведь существовала она, уж кажется, в природе гораздо даже основательней, чем все другие ноты - такие, как Ля и Си и До, например.

- А вот и да, дорогая моя!.. Ты даже не знаешь, чего ты так не хочешь... - ответил дедушка барсук. - Когда ты не знаешь, чего хочешь - так это ещё ладно. А вот если не знаешь того, чего ты не хочешь -  так это и вовсе из лап вон! Ведь в мире есть ещё столько всего прекрасного!

- А... чего?.. - хитренько постарался разузнать Жужа, который надеялся на очередной замечательный рассказ дедушки про что-нибудь то, чего они все трое ещё не могли видеть. - Че-го там есть?.. Расскажи?

- А вот и нет вам, дорогие мои малыши!.. Хватит уже использовать мой голос как вечный невыключающийся патефон! Так у меня к старости... хотя у меня-то уже старость... но, так к глубокой старости, мой голос может уже совсем износиться и я с вами и по нормальному-то поговорить не сумею... не то что там - рассказывать. Смотрите - дож-дё-тесь вы так у меня!.. Хватит. Всё. Смотрите сами. Делов-то?.. Открыл глаза, да и смотри. Чего же тут сложного?.. - подзадоривал их дедушка, мешая ложечкой варенье на плите и понемножку оглядываясь на своих барсучков. - Рррра-ааз!.. И всё. И всё видишь. Ничего непонятного.

- А... а я не вижу... где у меня... там глаза?.. Чтобы их открыть?.. - продолжал хитрить Жужа.

 Дедушка остановился и хмыкнул весело.

- Над носиком, Жужа. Прямо над носиком.

- А... А где у ме-ня носик?.. Я тоже не вижу!..

- Ну, ты хитрец!.. На голове. На голове он у тебя. И вот только не говори мне сейчас, что ты не знаешь, где она!.. Уж ты у нас го-ло-вас-тый! Вон как в пятницу уже говоришь, хотя ещё в среду совсем и не знал, как бы чего сказать... Ну, ничего... Вы у нас ещё научитесь. На-у-чи-тесь... Раз уж вы говорить научились, так и смотреть... Уж и подавно!.. На-у-чи-тесь... Ни-че-го.

- А за-чем?.. Зачем уметь смотреть? - узнала Жуня.

- Ну, уж от девушки я это меньше всего ожидал услышать!.. - засмеялся дедушка. - Уж девушке должно быть точно понятно зачем уметь смотреть. Все девушки уж наверное любят смотреть хотя бы уж только потому, что в мире есть две такие хорошие вещи, как девушка сама и её зеркальце!..

- Зер-каль-це?.. - протянула Жуня, - А как оно выглядит?

- Ну... Оно гладкое и блестящее. А вот выглядит оно, наверное уж каждый раз по разному - смотря что же именно перед ним находится. Ведь зеркало - это, собственно, такая вещь, что чтобы понять, что это именно зеркало, а не что-то другое, так ты должен сначала увидеть в нём что-то, что есть вокруг. И вот тогда будешь знать точно, что это именно зеркало.

- А как я сама выгляжу, дедушка?..

- Смотря - когда, милая моя. Вот, когда ты споришь и грубишь всем подряд, например, ну или вредничаешь, то ты в этот момент выглядишь очень даже нехорошо... А когда...

- Да я не про это!.. - вмешалась Жуня и попыталась прервать неприятный для неё разговор.

- А когда ты ведешь себя хорошо... Чинно и аккуратно - то ты выглядишь очень даже подабающе. Хотя я это, к сожалению, редко вижу.

- Так ведь я не про то-оо!.. - вредно заявила Жуня и даже дернула ножкой так, как будто топнула по воздуху. - Я про то - как я выгляжу... Ну... Красивая я или нет?..

- А зачем же тебе нужно это знать, Жуня?..

- Ну... Ну... - задумалась маленькая Жунечка - Я хочу знать... Я всем нравлюсь?.. Или... Или?.. Не всем?..

- А вот оно, дорогая моя, как раз от того-то  и зависит. Ведь ты можешь быть писаной красавицей и ходить только в самых лучших платьицах, и носить только самые прекрасные украшения, и даже, может быть, красить только самой лучшей тушью свои усики, но от твоего поведения и характера, вот именно от них и от твоих поступков будет зависеть то, будешь ли ты всем, всем нравиться, или же нет... И даже - будут ли тебя ценить, любить и считать всем, всем нужным и полезным барсуком. Ведь это - как с пирожками, например, дорогая моя! Ты внешне можешь быть, ну совсем как самый прекрасный золотистый, ароматный и ещё и с узорчиком даже пирожок. Но это - та информация, что будет полезна, дорогая моя, лишь только для тех, кто хочет только посмотреть на тебя со стороны и пройти мимо. А уж для тех, кто будет с тобой общаться - важно то, какой ты барсук внутри, в нравственном смысле... Точно так же, как для того кто собирается скушать пирожок - важно то, чтобы начинка в нём не была горькой до ужаса. Ведь иначе он всё равно не станет есть, когда поймёт, что для него это слишком горько, даже если и будет этот самый пирожок по прежнему прекрасным на вид.

- А... Как мы, вообще, барсуки, выглядим?.. - пытался выспросить Жужа.

- А вот, как вы научитесь видеть - так вы это в зеркале сами и увидите!.. - ответил дедушка смеясь.

- Ну... Ну всё-таки?.. - не унимался Жужа, которому о-оо-чень уж в этот день хотелось послушать, ну хоть каких-нибудь рассказов дедушки.

- Нет, ну а всё-таки, может быть вы уже и попробуете видеть самостоятельно? А, дорогие мои барсучки?!. Вот, я вам сейчас принесу зеркало и вы сами посмотрите... Ну, или хотя бы постараетесь.

 И дедушка стал искать в своём кухонном ящичке зеркало и когда наконец нашёл, сказал:

- Ну, вот!.. Всегда хорошо, когда всё лежит на своих местах и сразу знаешь где это искать! Теперь у меня не жизнь - а загляденье! Даже внуки - и те, лежат все, пока что на одном своём месте и никуда не деваются. - посмеивался дедушка, пока шёл к своим барсучкам с зеркалом. - Ну, что ж?.. Попробуем, дорогие мои? А то уж у меня всё так и закрадываются сомнения, милые мои, что что-то с вами да и не так. Обычно в это время нормальные барсуки уже во всю, во всю, без перебою глядят на наш мир. А вы всё ещё лежите с закрытыми глазами... Ну?.. Ну же!.. Вот вам зеркало! Прекрасно было бы с него начать! Увидеть себя очень важно, чтобы начать смотреть на мир. Сначала смотришь на себя - а после и мир видится иначе.

- Де-душ-ка-ааа!.. - заныл Жужа, - Я не хо-чу-ууу!..

- Че-го не хочешь?.. - удивился дедушка барсук.

- Смот-ре-еееть!.. - заныл Жужа ещё сильнее. - Ну, не хо-чу-уу!

- А что такое, милый мой?.. Ты ведь не страшный, я сразу тебя предупреждаю. Ты очень даже симпатичный. Как и любое другое, собственно  существо в мире. Смотри - и любуйся!..

- Не хо-чу-ууу!.. А вдруг... А вдруг там всё не та-аак?!. - продолжил тянуть Жужа, что для него было, в общем-то, не свойственно.

- Не как - не так? - удивился дедушка.

- Не ка-аак ты го-во-ришь!.. А мне нра-вит-ся, как ты говоришь!.. А ты пе-рес-танешь нам говорить, когда мы сами увидим!.. А вдруг оно - хуже?..

- Так, стоп. - прервал дедушка, - Во первых... Не так как я говорю? Ну, что же - может быть. Возможно вы вещи, которые есть в этом мире, увидите даже и совсем по другому - не так как я. Но это же не значит - хуже. Возможно - даже лучше. В чём-то. А тем более - никто вам не мешает, абсолютно, смотреть на мир и по вашему, и если захотите когда посмотреть по моему - так и по моему немножечко взглянуть. Можно ещё и по другому - по маминому, например, по папиному... По какому-нибудь ещё - ну, так, например, как ваши друзья разные будущие смотреть на жизнь будут... И это не страшно. Это - даже полезно. Ведь жизнь наша - она объемная штука... А не плоский экран, всё-таки, с изображением. И для того, чтобы её полностью понять - нам нужно учиться смотреть со всяких сторон... Чтобы, наконец научиться смотреть где-то из середины и видеть всю истину сразу... Ну это вам сразу так, думаю, и не объяснить. Потом, надеюсь, уж сами поймёте. А вот - что я рассказывать не буду? Да разве же вам кто-то сказал, что я не буду?.. Да ведь о всех вещах ещё гораздо легче рассказывать тогда, когда кто-то их тоже видит, а не только ты один... Видишь, да и пытаешься их тщетно изо всех сил описать... А когда другой барсук рядом уже тоже видит, вот то же самое, что и ты - то ты можешь постараться уже описать ему и что-нибудь более глубокое, касаемо этого предмета... Найти слова - такие слова, чтобы они подходили к тому, что ты чувствуешь насчет него, думаешь... А не только лишь видишь глазами. Вот вам доведется, надеюсь, увидеть самим, глазками вашими юными, осенние клены - и я уже не буду биться над тем, чтобы рассказывать вам - как они выглядят. Вы и сами всё увидите. А только станем мы под кленом - и скажу я вам: -"Вот видите, как красиво!.." И вы скажете: -"Да-аа!.." А про то, как это красиво - так это уже чувства. А не форма, не размер, не цвет и положение. И вот, иногда думаешь - что хорошо бы, если б и чувства твои, вот так же мог бы кто-нибудь видеть, совсем, как и форму и цвет и положение... Вот это уже так просто и не получается, к сожалению... - и дедушка задумался нанемножко, а после - снова решительно направился со своим зеркальцем к маленьким барсучкам. - Так что, вобщем, дорогие мои юные барсуки, бояться нечего!.. Глядите!

 И дедушка поставил зеркальце совсем перед маленькими барсучатами.

- Не могу!.. - зажмурившись изо всех сил крикнул Жужа. Ведь ему очень уж не хотелось никак выходить из того небольшого настоящего мира, где он сейчас совсем ничего не мог видеть, в результате чего, конечно же терял очень многое, но зато всё время мог слушать всяческие прекрасные вещи, которые рассказывал ему и остальным дедушка.

- А ты всё наоборот сделать попробуй. Не жмурь глазки, как ты это сейчас делаешь - не сжимай, а наоборот - попробуй их разжать! - советовал дедушка.

- Нет!.. Не могу! - выпалил Жужа, ещё сильнее сжимая глазки. - Нет, нет!..

- Но... ты... по-про-буй!.. - тихо заметил ему примостившийся рядом Вужа, который был очень аккуратным, прилежным и старательным ребёнком. - Это... Это просто!.. Вот так - р-рраз и!.. И открываешь... Здесь очень красиво!.. Попробуй!

 Дедушка удивился.

- Ты это, когда же это так научился, Вужа?.. - спросил он у своего старательного внука.

- Пока... Пока ты про клён рассказывал... - смущенно дал ответ маленький Вужа.

- Ну-ууу молодец!.. - обрадовался его дедушка, - Ну-уу, вот так Вужа!.. Вот так умница! Ну-уу, уж э-то-го я и не ожидал! Вот, уж прости меня, Вужа, дорогой, что даже и не заметил - всё тут стараюсь хоть одного из вас посмотреть убедить, а ты-ыы - вон как уже, оказывается!.. Смотришь! Ну, мо-ло-дец, молодец, Вужа! А у меня уж, между тем, аж прямо лапки от отчаяния опускаться начали... Ну, думаю - никак их не убедишь, этих детей!.. А они... оказывается!.. Уже глядят но только молчат!.. Скромничают!.. Ну, Вужа!.. Ну и как тут тебе, а?..

- Хо...хорошо!.. - улыбнулся Вужа, оглядывая их маленькую кухоньку. - Здесь столько все-гооо!..
 И дальше Вужа не смог сказать ничего, потому что сказать ему теперь хотелось уж слишком много всего. А как - он ещё не знал.

- Ну! Жужа? Ты слышишь, чего братик твой говорит, а?.. Вот, говорит - не страшно тут, не плохо... Хорошо вроде как. Интересно. Много разных штук повсюду. А ты и смотреть не хочешь! Может всё-таки попробуешь? А, дорогой?..

- Нет. - твердо ответил Жужа.

- Ну, чего нет то?.. - продолжил уговаривать его дедушка.

- Нет, не хочу. И не буду. Нет.

- Ты кажется понемножечку превращаешься в Жуню!.. - не смог сдержать смех дедушка барсук.

- Да, нет... Он совершенно на меня и не похож. У меня бантик, а у него нет совсем. - заметила Жуня. - И майка у него другая...

- Та-ааак!.. - обрадовался дедушка, - И это когда же мы, юная леди, тоже смотреть научились?.. А, умничка моя?

- Когда ты зеркало принёс.

- Ну-уу!.. Я так и знал! - засмеялся дедушка, - Ты настоящая леди, Жуня!..

- А то! - по хулигански ответила Жуня, которая была, возможно и леди, но только очень уж мальчиковатой.

- А ты, Жужа?.. Ты, что же, ещё так и не хочешь взглянуть на мир?..

- Нет. Нет, нет не-еет!.. - запротестовал Жужа и тут же нахохлился в своей маленькой кроватке и ощетинился, совсем как маленький дикобразик, а совершенно и не барсук. - Я никогда, ни-ког-да не буду смот-реть!

- А что это?.. - не понял такого упорства его дедушка.

- А то!.. Вот, не буду, и всё!

- А как же ты жить собираешься?.. Ведь жить не глядя на мир очень сложно. Я понимаю, что если уж барсук или кто-нибудь ещё этого не может по здоровью, или ещё из-за чего-нибудь, то это очень грустно, но так уж получилось... А ты - можешь!.. Жужа, ты не прав. Уж если у барсука есть способность что-то делать... Хоть что-то хорошее, то он должен это и делать, а не сидеть, сложа лапы! Уж если тебе дана такая возможность и способность, так используй её! И это минимум того, что ты можешь сделать в этом мире, в благодарность за то, что она тебе дана!..

- А я не буду... и всё!.. - настаивал Жужа.

- И как же ты будешь иметь представление о том, что делается вокруг?

- А ты мне расскажешь!..

- А я ведь могу и как-то не так рассказать. Ведь кто знает вашего старенького дедушку? Нет нет, да и начнёт что-то путать. Вот, завтра пойдём мы с вами, к примеру, в цирк... А я и скажу тебе, не разглядев, что там на арене делается - что там, например, лев какой-то дрессировщика суриката укрощает. И что вы будете делать, дорогой мой Жужа? Так и считать, что там вот такая вот скукотень происходит?

- Ну... - задумался Жужа. - Всё равно. Я не буду, и всё. Смотреть.

- Ага. А ты не хотел бы взглянуть на себя?  Ведь это так интересно! И важно!

- Нет!

- Почему?

- Я... боюсь. Я не красивый.

- Нуууу!.. Вот, уж от кого не ожидал! И Жужа, главное, не боится, хотя она - девочка, а ты - прекрасный мальчик и вот, не хочешь на себя смотреть?..

- Да.

- Ну, хорошо что ты ещё хоть не одно только "нет" теперь умеешь произносить... А то я уж думал... Ну... Хочешь - не смотри на себя, а посмотри на мир. Ведь тебя никто не заставляет смотреть именно на себя. Я даже уберу зеркальце. - и дедушка, действительно, убрал.

 Жужа слегка разжал глазки.

- Нет! - быстро выпалил он и снова зажмурил их всё ещё плотнее, чем до того.

- Ну, подожди, Жужа... Почему?..

- Я там в кастрюле... Где-нибудь... буду... отражаться...

- Ага. - хитренько улыбнулся его дедушка. - Значит в кастрюле. - и он обернулся и увидел большууую алюминиевую кастрюлю, в которой, как в зеркале, действительно отражалась вся комната. Обычно дедушка не варил ничего в алюминиевых кастрюлях, ведь считал их немного вредными. Но в этой, уж просто слишком удобно было держать некоторые вещи как в шкафу - коробки с макаронами, например. - Ага... Ну, ладно... Не хочешь видеть, так и ладно. Не видь. Не видь... А как насчёт перекусить, дорогие мои?

- Да!

-Да-аа!..

- Даааааааа!!!

 По очереди закричали барсучки, а Жужа среди них, внезапно закричал сильнее всех. Ведь от жарких споров и пререканий он успел больше всех проголодаться. Ещё одна отрицательная сторона вздорного характера.

- Ну, что ж. Тогда, пожалуйте кушать пирожки! - сказал дедушка торжественно и поднес своим барсучкам блюдо с ароматной выпечкой, - Ведь я как раз, с утречка испек от-лич-ные, на мой взгляд, пирожки с вашим любимым черничным вареньем!..

 А дедушка знал, что его пирожки с черникой из всех барсучков особенно любит только Жужа. А остальные дети спокойно едят и другие пирожки. И даже с капустой. Хотя вот Жужа их, капустные, почему-то, терпеть не может.

И барсучки принялись с удовольствием есть, но Жужа тут же заорал:

- Да ведь они же с ка-пус-той!..

- Да, да... - уравновешенно подтвердил его дедушка.

- Но ты же... Ты же сказал, что... что они с вареньем!

- Я не сказал. Я лишь сказал, что утром я испек вам новые пирожки и они - с черничным вареньем. А я же  не сказал, что я вам их даю?.. Я дал вам те, что были ближе и что лежали прямо на виду. С моим-то зрением, совсем не столь отличным, как ваше молодое, я не всегда-то могу найти то, что хочу. А уж если я и найду вам свои пирожки, что с черникой - то ты, Жужа, конечно же, сможешь их есть сколь-ко хочешь!..

- А ты их возьми, вон - там вот... На деревянной подставочке...

- Где?..

- Ну, там!.. - указал пальчиком Жужа, - На окне!..

- Здесь?..

- Нет, там!..

- Тут?..

- Да!

- Ага... Эти?..

- Ну, да-аа!..

- Так и зачем же ты хитришь, Жужа? Зачем же делаешь вид, что ты всё ещё не умеешь смотреть, а сам уже давно так и украдочкой смотришь? Ведь разве тебе хорошо было, когда я хитрил и делал вид, что не знаю где пирожки лежат?.. Ведь разве это хорошо?

- Нет... Я... - начал Жужа извиняясь.- Ты только... маме... не го-во-ри?..

- Про что? Про то, что ты так хитрил?..

- Нет... Про то, что... Что я смотреть умею.

- А это почему же? Она ещё как обрадуется, что её сын наконец смотреть умеет! Ты не переживай!..

- Я... Я не хочу при ней смотреть.

- Таааак... А это почему?..

-  А я не... не... не хочу, чтобы она мне... в глаза смот-ре-ла. Она па-пе говорила, что всё по глазам у всех видит... Когда ей кто-то врет...

- А ты, что же?.. Ей врать, что ли собираешься?.. - глаза у дедушки всё больше и больше лезли на лоб.

- А иначе она сразу узнает...

- Что узнает?..

- Что я её не слушался... Она нас спросит, когда придёт: -"Ну, что, вы хорошо себя здесь вели без меня, мои барсучки?.." А я - нет. Не вёл.

- Ага. И что же ты такого, друг мой, делал?.. Рассказывай ка, давай!

- Я... чавкал. Мне мама ска-за-ла - не чавкай... А я всё ещё чавкаю. До сих пор... А... А мама говорит, что если будешь чавкать - будешь некрасиво выглядеть... И я теперь знаю, что я некрасиво выгляжу, потому что я уже много раз чавкал... И... Я... Теперь боюсь смотреть. На себя. Вот...

- Ага. - только и мог сказать ему дедушка, едва сдерживая улыбку. - Ну, молодец, что признался. - добавил он, ещё подумав. - Раскаяние - оно всегда делает жизнь легче, дорогие мои... Всег-да. Запомните это. Я то и сам, по себе знаю... Ведь дедушке вашему, порою, тоже доводилось где-нибудь чего-нибудь, да и сделать неправильного. Я даже, признаться, много раз в жизни тоже забывался и чавкал. - Жужа мгновенно воспрял духом. И даже весь просиял. - И лучше уж признать свою вину вовремя и дальше идти и смотреть на мир спокойно... Чем вечно прятаться и всего бояться. Оно и правда, Жужа - что вот всегда, когда делаешь ты что-нибудь нехорошее или просто, скажем так, неподобающее для приличного барсука - так ты становишься некрасивым. Пусть даже и не для посторонних, ведь они, может быть, того и не видят - что ты там сам, совершенно без них натворил, но что я тебе скажу наверняка - для себя уж точно!.. Ведь сам-то ты, уж прекрасно знаешь про свой недостаток. И понимаешь то, что делает он тебя некрасивым. И это так. Абсолютно. И если уж ты не собираешься избавляться от своего недостатка, то ты всё время только и будешь делать, что бояться себя где-нибудь увидеть... В отражении где-нибудь. А ведь смотреть свободно на мир совершенно невозможно так, чтобы хоть где-нибудь, да и не увидеть себя!.. Ведь всё в мире так или иначе нас отражает - возможно какую-нибудь часть нас, возможно многие, возможно что что-нибудь в мире не отражает совсем и ни одну... Но если это что-то хорошее, а в нём совсем, совсем нет ничего от тебя,то это тоже знак: значит в тебе сейчас чего-то да и не хватает... Какой-то, да и есть недостаток. И значит вам стоит об этом задуматься и его даже начать исправлять. А значит - иначе говоря, так и то, что вроде бы, в вас не отражает ничего, всё таки, что-то да и отражает. Так что запомните, дети!.. Вы никогда не должны бояться смотреть!.. Вы лишь того должны бояться, что посмотреть вам мешает! Найдите это внутри себя и исправьте... Так что, вобщем, Жужа, ничего такого с тобой не случится, если ты про себя решишь дальше слушать маму.

- Да?..

- Да!

- И я... Могу везде смотреть?..

- Да! И даже не увидишь себя некрасивым. Ведь ты уже себя, получается, таким-то некрасивым и увидел. А теперь - чем лучше и послушнее ты будешь становиться, тем лучше ты будешь и выглядеть сам для себя! Ведь нормальный барсук всегда становится красивее, когда он признает свои промахи, а уж если он начинает, ещё и, их исправлять - так он и становится, ну вообще одно загляденье!.. Ты понял, Жужа?.. Хочешь быть по настоящему красивым - и изнутри и снаружи, так всегда признавай свои ошибки! - завершил дедушка торжественно, взметнув кверху указательный пальчик.

- А... Я вчера... чашку с вареньем столкнула. Случайно. - необыкновенно робко и потихонечку для такой девочки, как Жуня, призналась она. Наверное, ей как и любой девочке, уж очень захотелось в этот момент быть по настоящему красивой.

- Ага... А я-то думал - уж как она упала?.. - заметил дедушка, - Ну... Да ладно. Ты молодец, Жуня. И хорошеешь прямо на глазах!

 И Жуня смущенно улыбнулась.

- А я!.. А я... Я!.. - беспокойно стал говорить и Вужа, - А я... Я ничего ещё не сделал. Но я обязательно сделаю... потом... И потом - обязательно про всё признаюсь!.. И я... Я тоже буду... Хорошеть!..

- Не надо! - крикнул дедушка спохватившись. - Ну, Вужа!.. Ну, ты же у нас всегда был понятливый!.. Ну?!. Ну это же образно!.. А если ты ничего не делаешь плохого или неправильного - то ты и ещё лучше! И ещё красивее внутренне! Ведь то, что бы признать свои ошибки и их исправить - ведь это же всего только первый шаг к тому, чтобы их и совсем уже не совержать!.. Ну, Вужа!.. Ну, ты конечно молодец, что ничего плохого не делал... Ну, должно же быть у барсука хоть какое-то образное мышление!.. А как вы будете книги читать?.. Вот, там напишут вам, например, что "над полем пылал закат огнём" - и вы вместо совершенно мирной и спокойной сцены представите себе, что там действительно пожар?.. Да ещё и пожарные машины, наверное, вокруг кружатся и сигналят?.. Ну это же... Ну это... Ну ладно, ладно. Мне стоит, наверное, всё же говорить с вами попроще...

Он очень любил говорить со своими барсучками разными сравнениями и всякими, если можно так назвать, художественными образами... и барсучкам это было очень даже интересно. Ведь это походило на разгадывание головоломки в журнале на детской страничке, когда например, нужно от одного предмета, по совершенно запутанным между собой путям-ниточкам, проложить дорожку к совершенно другому. И вот - понять, что с чем, значит, на этой страничке соответствует. А так как барсучки ещё не умели смотреть до этого самого дня, и соответственно - разгадывать никакие задачки в журналах ещё тоже не могли, то для них эти все образные необычные рассказы дедушки были очень даже и увлекательными.

- А это что? - внезапно спросила Жуня и указала на печку, с которой доносилось мелодичное бульканье дедушкиного нового варенья.

- Ох-ххх!.. Надо же!.. - встрепенулся дедушка и тут же побежал к плите, - Да это - варенье уже тут без меня подгорает!.. Ну надо же! А я и забыл...

- А, так это как называется?.. - всё продолжала выспрашивать Жуня у него, указывая пальчиком на печку.

- Это называется - мозги у дедушки вашего старого дырявые уже!.. Ничего-то он в них удержать не может!.. Ох, ох, ох-ххх!.. - ответил дедушка, не поворачиваясь.

- А это что? - не отставала Жуня.

- Что? - наконец обернулся дедушка барсук.

- Ну, вот это?.. Где всё бурлит?

- А... Это - печка, Жуня... Печка. К ней, если что, прикасаться пальчиком нельзя, когда она работает. Ты можешь обжечься. - заметил он в ответ, -  И кстати, пальчиком указывать на что-то - вот этого тоже лучше не делать. Конечно ты не обожжешься от этого, но это считается некультурным.

- А это?.. - Жужа хотел, уж было, указать пальчиком на стоявшую у буфета вазочку с полевыми цветами, но тут же одернул руку, - Там вот?..

- Где?

- Ну... Такое... Стоит в этой штуке... Красивые штуки... На тонких штуках.

- А-аа!.. Это цветы! Правда красивые, да?

- А это? - спросила, указывая пальчиком, Жуня, которую жизнь не учила с первого раза слушать замечания.

- Кастрюля.

- А это?..

- Веник.

- А вон то вот?.. - спрашивал Жужа, - Вон та штука, где длинное с круглым?

- А это половник.

- А это?

- Картина.

- А вон то вот?..

- Книга.

- А это?

- Это стул, дорогие мои.

- А там за окном?.. Что сейчас? - спросил умный Вужа, который уже самостоятельно выяснил, что та штука, которая прозрачная и в раме - называется окно.

- Осень...

- Это... Это вот это - с такими... Мохнатыми лапами, шатающимися - это осень?.. - поспешил спросить Жужа.

- ...Нет. Это деревья... Но они - тоже часть осени. Это да...

- А... Наверное - осень это вон то, синее... Сероватое такое над этими... Как их - деревьями?..

- Нет, Жуня - это небо с тучками... Но оно тоже часть осени, это да...

- А... Это, наверное - такое вот, ниточками по земле?..

- Нет... Это трава, детки. Но и она - это тоже часть осени. Это да...

- А что?.. Всё - часть осени? - удивился Жужа.

- Ну... Как?.. Ну, в чём-то да... - задумался дедушка. - Мы все, по сути, часть осени... Когда приходит осень. А вот потом придёт зима - и мы все будем частью зимы... Это да. А потом весны... Ну, как вам объяснить?.. Зато, вот если осень уйдёт от нас - то она уже станет, если можно так сказать, частью нас...

- А это как это?!. - не поняла Жуня.

- А это сразу и не поймёшь. Пока она, осень, не пройдёт... А так, вообще - осенью называют такое время года, понимаете, когда вокруг дожди, ветры, хруст осенней листвы и ароматный, ароматный воздух на земле получается!.. А иногда - вдруг синее небо и яркое солнце, и яркая, яркая повсюду листва!.. И ветер тогда ещё сильный обычно. Осень... Осень - это когда всё вокруг увядает в природе... Но и при этом становится особенно красивым. Приносит плоды, но при этом и замирает аж на зиму...

- Как так? - узнали барсучки.

- Ну, как-то так вот... В природе бывает. Наверное осень - она на прощание всю листву наряжает, как на праздник... Ну, вот она летом повисела, пошаталась на ветру, дорогие мои... Порадовала нас, а вот теперь - ей отправляться в путь с веток долой, да она и к нам перед прощанием вся, вся наряженная выходит - как на праздник. Ведь прощание с друзьями должно же быть торжественным!.. Это о-сень!.. - мечтательно улыбаясь сказал дедушка и продолжил помешивать вареньице, глядя иногда в окошко, которое находилось прямо перед ним. - Вы родились в прекрасное время... В чудесное. Как и все те другие времена года, что есть у нас в мире. Ну... Вы это всё ещё сами увидите... Вы теперь-то уже сами можете. А давайте ка я вас поближе к окну принесу? Вот как вы научитесь сами ходить - так мы с вами пойдём и на прогулку... А пока... - и дедушка поднес всех своих барсучков к открытому окошку и все они посмотрели на лес и на полянку, которая была видна оттуда, и на цветы, которые последние, осенние, ещё цвели кое-где, и на траву, и на разлапистые клены, и на высокие деревья, которые маленькие барсучки ещё не знали как назвать, и даже не ветер, который влетал к ним в окно и пробегал по щекам, и хотя его видеть они не могли, но всё же заметно было, что он есть - и тут, и там... В ветвях деревьев... И они долго смотрели и иногда спрашивали: "А это что?" или "А вот это?", и дедушка им отвечал и объяснял, что есть что, пока Жужа, наконец, не спросил,  неловко и прерываясь:

- А как вот это называется, дедушка, когда всё внутри... замирает, что-ли?.. И хочется только... смотреть и... дышать... И как-то... очень хорошо тебе?..

- ...Не знаю. - сказал дедушка. - Вот, уж и не знаю, Жужа. Но знаю только, что это одна из самых прекрасных вещей в мире!


Рецензии