Шаманы Сибири

Сибирские шаманы — непостижимая тайна России. Разгадать её со стороны невозможно, но в свой круг шаманы никого не пускают. И правильно делают. Ведь истребить любую веру невозможно, зато можно принудить её жрецов служить политике. И тогда их стараниями вера обращается в свою противоположность и оказывается орудием порабощения и унижения верующих. Это уже давно показала и доказала история.

Однако не сказать о сибирских шаманах в книге о тайнах их отчего дома невозможно. Поэтому я предлагаю вниманию читателя небольшой экскурс по наиболее интересным, с моей точки зрения, рассуждениям известных религиоведов, занимающихся изучением сибирского шаманизма.

Прежде всего шаманизм не религия, а мировоззрение. Следовательно, бога или богов в нём нет. Человек живёт в Космосе, который делится на Верхний, Срединный и Нижний миры. Помимо людей в Космосе живут могущественные духи. Они населяют все миры, в то время как живые люди обретаются в Срединном мире. Связь людей с духами осуществляют особые избранные люди — шаманы.

Термин «шаман» взят русскими из тунгусо-маньчжурских языков и означает «знающий», «ведающий». Из русского языка этот термин распространился по всему миру.

«У народов Сибири… шаманы делились на категории в зависимости от их способностей. Наиболее сильными считались т.н. “железные” шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно железо) в атрибутике.

Отличительной чертой южно-сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и чёрных, камлавших во все миры.

Преобладание семейной формы шаманства и широкая практика трансвестизма (перемены пола) были характерны для народов Северо-Востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов). В шаманской практике народов Амура (нанайцев, удэгейцев, орочей и других) в равной степени сочеталось родовое шаманство с производственной и календарной обрядностью.

У западносибирских народов (кетов, хантов, ненцев и других) сложилась специализация сакральных лиц: гадателей и предсказателей, певцов, отправителей промысловых культов, собственно шаманов» (Википедия).

Главное отличие шаманства от авраамических религий — отсутствие молитв, вместо них используется камлание самого шамана, т.е. его погружение в транс, приводящий к общению с духами. Ряд медиков и психологов утверждают, что камлание присуще больным т.н. «арктической истерией». Ею страдают жители Сибири по объективным причинам: на психику человека оказывают особое воздействие малочисленность населения, недостаток витаминов, низкие температуры и др. Больным арктической истерией присущи частые эпилептические припадки с галлюцинациями, которые шаманы понимают как общение с духами. Тысячелетняя практика способствовала выработке особых техник по провоцированию таких припадков по своей воле в любой момент. Техники эти шаманы хранят в тайне.

Говорят, что шаманом становится только человек, переболевший неизвестной современной науке северной болезнью — шаманской ломкой. Искусственно спровоцировать её невозможно. Однако остаётся открытым вопрос: передаётся ли эта болезнь по наследству? Ведь иногда внуки и даже правнуки шаманов обращаются к опытным шаманам с просьбой провести с ними обряд инициации, а затем камлают весьма успешно. Но это означает только то, что кандидаты уже были этинэн-хаанынан или ейунэн-санаатынан, т.е. избранными духами. Духи сами выбирают, с кем им общаться в этой жизни.

По каким признакам находят шамана — жесточайшая тайна. Известно только, что шаманы выискивают в своём народе людей, у которых внезапно начинаются приступы галлюцинаций, и стараются посвятить их в свою касту посредством длительной и тяжелой инициации. Вполне возможно, что инициация связана с методикой лечения шаманской ломки, поскольку отказавшиеся от посвящения весьма скоро умирают.

Шаманы делятся на белых и чёрных… Белые имеют духов-помощников в Верхнем мире, чёрные — в Нижнем мире. Чёрные шаманы гораздо сильнее белых. Деление это условное, и всё же...

В галлюцинациях духи предстают перед шаманами в облике тотемных животных их рода — зверями, птицами, рыбами или пресмыкающимися. Чтобы привлечь потусторонние силы, шаман сам натягивает на себя шкуры этих тотемов, повторяет их повадки в ритуальном танце, издаёт звериные вопли, рёв, клёкот и прочие звуки. Битьё в бубен усиливает экзальтацию и ощущение соединения с ритмами дикой природы. Со стороны это представляется диким и ужасным. Особенно когда по окончании камлания шаман убегает в тайгу.

Поэтому не удивительно, что умерших шаманов обычно хоронят отдельно в таёжной чаще. Такое место считается священным и запретным для чужаков. Дело в том, что после кончины шамана 300 лет у его могилы обретается дух-зверь. Если к могиле приблизится человек из его тотема, да ещё физически пригодный для камлания, дух может проникнуть в него, и тогда человек становится шаманом. Если же приходит чужак или человек со скверными помыслами, случается несчастье. С шаманами, даже мёртвыми, шутить нельзя. Не случайно выдвинута версия, что гибель туристов на перевале Дятлова связана с нарушением ими покоя останков мансийского шамана.

Впрочем, современные сибирские шаманы живут обычной жизнью, у них есть и дети, и супруги. Перевоплощаются они во время камлания. При этом у некоторых шаманов, особенно у чукотских, есть «духовная жена», то есть «иччи», дух. В целом на всю Сибирь настоящих шаманов наберётся не более ста.

Ну, а в народе ходят слухи о том, что именно сибирские шаманы свято хранят тайну происхождения человека, потому что именно они поддерживают связь с инопланетным разумом.


Рецензии