Если друг оказался вдруг...

Если друг оказался вдруг…

Работал со мной на НПО ВЭФ талантливый человек, Ян Янович Либерт. Физик по образованию, окончил университет, был мой коллега и соавтор многих изобретений. Возраста он был уже немалого, почти пред пенсионного, дважды побывал вместе с семьей матери в Сибири. Один раз перед войной, второй раз после войны. Депортировали их из-за отца, который был военным в Латвийской армии. Такая была установка, что депортации подвергались семьи определенных социальных статусов. Но я не слышал, чтобы Янис переживал за прошлые свои путешествия в Западную Сибирь и даже, когда за столом  в компании друзей принимал на грудь, то первое, что он начинал рассказывать, это как лихо он с сибирскими ребятами ходил на рыбалку, за кедровыми орехами и много еще чего из его детско-юношеской жизни в Омской области. Но, и как у почти каждого творческого человека, у него была слабость-пристрастие к спиртному. Доходило до того, что мать вызывала медслужбу и Яниса отправляли на принудительное лечение в республиканскую больницу. Вот и в этот раз мать его снова поместила туда. А на работе подходил какой-то отчетный период, где надо было поощрять наиболее отличившихся новаторов и изобретателей. Попали в этот список и мы с ним и надо было фотографироваться на доску почета. А Янка не просто в запое, но еще и в диспансере. Как быть? Главный инженер задал этот вопрос мне. Мол, что делать с твоим другом? Я высказал свое мнение-Олег Ефремов алкаш? Да. А кто-нибудь сомневается в его таланте, ущемляет его, если он все равно выдает великолепные работы? Нет. Так чем же Янка отличается? Он создал много разработок, которые принесли производству пользу, дополнительную прибыль. В общем решили, чтобы я поехал и привез его к фотографу. Приезжаю, а там больница еще достраивается и алкоголиков лечат не только медикаментозно, но трудовой терапией. Нашел я его в одном из корпусов, где он отбойным молотком сбивал затвердевший цемент. Медсестра позвонила куда-то, сказала, что к Либерту пришел сотрудник с такой-то фамилией. Через пару минут вижу бежит Янка через двор с улыбкой от уха до уха. Он обрадовался моему визиту, тем более, что тут он себя ощущал изгоем. Все про него забыли, никому он стал не нужен. Пока он переодевался, готовился к поездке , успел рассказать мне про тутошний быт. Показал кучу баллончиков из-под какой-то жидкости бытового назначения, вроде жидкости для мойки окон, которую тут употребляют "больные". Как он сказал, эти алкаши называют это шампанским, потому, что пробив дырку в баллоне, они получают пенящуюся спиртосодержащую жидкость. К месту добавить, что в ту пору на улицах появлялись люди с лицами синего цвета. Отсюда и пошло слово синюшник. Это как раз от этой жидкости. Там была еще куча упаковок из-под каких-то лекарств. Это тоже указал мне он. Вот, говорит, видишь какое тут разнообразие не только средств ,но и талантов. Тут лечатся какие-то медики, они объяснили, что если выпить вместе две таблетки разного назначения, они знают какие ,то получаешь кайф. Называется это бинар. Ну, привез я его, сфотографировались, попали мы туда, куда было надо и даже премию нам выдали. Но Янка обмывать это дело не стал. "Я свое уже выпил"-сказал он. Но вот недавно пришлось мне снова попасть в эту больницу. Теперь здесь не лечат алкоголиков за бесплатно, как было в СССР, да и вряд ли лечат вообще. Алкаш человек небогатый, деньги у него не залеживаются, а тут цены будь здоров. Например, одна консультация глазного врача стоит 60 Евро. Это больница медицинского университета. Здесь все платное, но оборудована она по самым лучшим мировым стандартам. Да и внешне больница стала похожа на дом отдыха. Здесь практикуются студенты и среди них много иностранцев. Латвийская медицина числится на хорошем счету. Если лечиться стационарно, то одни сутки в больнице обходятся пациенту в 10 евро. Но взиматься может не более 700 евро. Но все же лучше туда не попадать. Даже трезвенникам.


Рецензии