Золотая баба

С давних времён олицетворением сопротивления насильственной христианизации языческих народов северо-востока Европы, севера Урала и северо-запада Сибири, символом жизнестойкости и могущества шаманов стала т.н. Золотая баба. Прозвание это русское, хотя часто говорят, что так оно переводится с языков разных народов — Калтась Эква (манс.), Сорни Най (хант.), Зарни ань (коми), Зарни инь (коми-перм.) и т.д. Речь явно идёт о языческом божестве — покровителе плодородия и деторождения. О каком конкретно божестве — не известно. Предполагают, что оно имело реальное воплощение — скульптурное изображение. О нём-то обычно и рассказывают. Воочию Золотой бабы никто из непосвящённых не видел, а посвящённые молчат. Впрочем, описание божества делалось неоднократно.

Считается, что впервые Золотая баба уомянута в скандинавской «Саге об Олаве Святом». Якобы в 1023 г. викинги совершили очередной поход в Биармию (предположительно низовья Северной Двины). Там им довелось проникнуть в святилище местного божества Йомали, где сидела большая деревянная статуя старой женщины с серебряной чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове у неё была золотая корона. Из-за короны е ё идентифицируют с Золотой бабой, а точнее — с Золотой старухой. Если придерживаться данной версии, то изначально обитель идола находилась либо в земле архангелогородской, либо в земле вологодской. Следовательно, это богиня саамов или лопарей из финно-угорской группы.

О золотой скульптуре речи в саге нет. Идол был, скорее всего, вырублен из дерева или из камня. Позднее его могли вызолотить, почему и появилась легенда об огромном золотом слитке в виде обнажённой женщины с ребёнком, а затем с ребёнком и младенцем на руках. Позднейшие исследователи полагают, что дети представляли собою нанесённые на скульптуру эмблемы.

На Руси о существовании Золотой бабы впервые рассказано в Софийской первой летописи под 1398 г. в связи с кончиной св. Стефана Пермского, крестителя коми и первого епископа Пермского. В то время шаманы уже перенесли идола ближе к Уралу, почему высказывается гипотеза, что Золотая баба является вогульской* богиней Куальтысьсан-торум.
_________________________
* Вогулы — старое название народа манси, коренного населения Югры.

Тогда же впервые был описан ритуал поклонения идолу. «…Никто, проходящий поблизости, чтобы гонять зверей или преследовать их на охоте, не минует её с пустыми руками и без приношений; даже если у него нет ценного дара, то он бросает в жертву идолу хотя бы шкурку или вырванную из одежды шерстину и, благоговейно склонившись, проходит мимо».

По мере наступления казаков, а вместе с ними и христианства, шаманы уносили Золотую бабу всё далее на восток. Известно, что одно время она находилась в Обдории, в устье реки Оби. Далее переместилась к реке Казым, затем в тайгу на берега реки Таз. Уже в середине XVI в. скульптура находилась далеко за Уральскими горами в Сибири. Имеются свидетельства, что в XVIII в. Золотая баба скрывалась шаманами в глуши зауральской тайги, в частности, в пещере верховьев реки Сосьвы или в непроходимой лесной чаще на реке Конде. Кунгурская Краткая сибирская летопись, созданная около 1700-х гг., поведала о Золотой бабе: «…и присташа на Б;логорье; ту бо у них молбище болшее богыне древней: нага с сыном на стул; садящая…».

Божество неотлучно оберегали от чужих глаз (включая непосвященных соплеменников) два стража в красных одеяниях, вооруженных копьями. Вход в кумирню — покои Золотой бабы — дозволялся исключительно старейшему и главному шаману. Через него идол передавал свою волю верным язычникам.

Православные церковники, посланные крестить неверных, распускали слухи, будто в старину Золотой бабе приносили в жертву младенцев. В XVIII в. шаман в самом деле имитировал перед идолом крик ребёнка, так что вряд ли можно признавать слухи о совершавшихся некогда человеческих жертвоприношениях правдой, тем более об убийстве детей у малочисленных народов. Кунгурская летопись была объективнее: «…приемлюще дары от своих, и дающе ей статки во всякомъ промысле, а еже кто по об;ту не даст, мучитъ и томитъ, а хто принес;тъ жалеючи к ней, тот пред нею пад умретъ, имяше бо жрение и съ;здъ великий. Егда же вниде имъ в слухъ приездъ Богдана, велела спрятатися и всемъ б;жати, и многое собрание кумирское спряташа и до сего дни».

Чуть ли не у всех народов нашего Севера существует легенда о Золотой бабе. Так, якуты рассказывают о медном истукане, возвышающемся среди непроходимых болот. При приближении врагов его народа истукан издаёт звук, напоминающий стрекот множества сверчков, и одновременно излучает в небо голубое сияние, предупреждая якутов о грозящей им опасности.

Ненцы же сообщили, что раз в год, когда на небосклоне появляется Великое Солнце, из-под вечной мерзлоты восстаёт Солнечная, то бишь Золотая старуха, носящая в своем чреве дивного младенца. Сутки бродит она по Земле, проверяет, всё ли в порядке, а затем уходит в холод и засыпает. Но сон не мешает божеству оказывать помощь ненцам в охоте, рыбной ловле и прочих делах.

О современном местопребывании Золотой бабы весьма ловко было сказано человеком из манси в XIX в.: «Она не здесь, но мы её знаем. Она <…> через наши леса была перенесена верными людьми на Обь; где она теперь, у остяков ли где в Казыме, у самоедов ли где в Тазу, я точно не знаю». Выглядит она так: «На бабу походит, бабой и сделана... Голая баба — и только. Сидит. Нос есть, глаза, губы, всё есть, всё сделано, как быть бабе...». Язычники приносят ей «большие шёлковые платки, потом серебро она любит и шкурки дорогие. …серебро кладут в ящик, шкурки стелют под неё; платками её закрывают, окутывают».

Высказывается предположение, что Золотая баба скрыта в тайнике на Ямале, в недоступном для иноверцев Яумал-Хэ — главном языческом жертвеннике ненцев, т.е. в Главном Шайтане. В августе 1970 г. зоолог С. Успенский уговорил лётчика гидросамолета пролететь над запретным восточным мысом Ямала — Хае-Сале. Тогда-то впервые был обнаружен с высоты птичьего полета Яумал-Хэ. Однако наукой подлинность жертвенника была признана только в 1976 г. Попасть к нему непосвященным не позволено по сей день.

По другой версии, Золотая баба находится «при самом впадении Иртыша в Обь у Белых гор (ныне деревня Белогорье)». Это вообще неизведанная историками и археологами территория.

В сер. 1980-х гг. группа томских учёных провела исследования при помощи эхо- и биолокационной аппаратуры в районе болот у слияния рек Обь и Полуй. Было установлено, что где-то в центре топи имеется некий массивный объект, который исследователи условно определили как Золотую бабу. Но это уже явные домыслы.

И ещё одна гипотеза: биармская богиня Йомали, она же Золотая баба, никогда не покидала своё родное Придвинье. Шаманы прячут её в глухом тайном месте, а сами распускают по миру слухи о путешествии богини по сибирским краям. Благо идола этого никто никогда не видел, а слухи об огромном золотом слитке туманят умы падких на красивые сенсации обывателей. Позволит ли Золотая старуха когда-нибудь узреть её обычным людям — ей решать. Нам же остается только ждать и надеяться на встречу.


Рецензии