Внешность иркутского Бабра до казни

Это логическое продолжение к моему тексту «Иркутский Бабр – это испохабленный Грифон?».
Фото над текстом взято с сайта «Дворец земледелия в Казани». Под куполом здание украшено бронзовыми скульптурами, и та, что на снимке – это Грифон. Казалось бы, какая связь? А Грифон – это хранитель земных сокровищ. Значит, он хранит плоды труда земледельцев Татарстана. И давно ли он этим занялся? А он покровительствовал татарам ещё до прихода казаков в Сибирь… Это символ Великой Тартарии, простирающейся от Урала до Сахалина. Правда у того Грифона голова была орлиная, и эта огромная территория была одной из провинций Великой Монгольской империи. Но, после покорения казаками сибирских и дальневосточных земель, символом Иркутска, которому подчинялось население от Красноярска до Аляски, стал Бабр. Обратите внимание на портретное сходство Бабра, и казанского Грифона с головой барса. Правда, рядом с Казанью снежные барсы не водятся, а вот в горах Восточного Саяна, где находятся истоки реки Иркут, барса не смогли истребить до сих пор, так же, как и соболя. До освоения Сибири, этот тотем был окрылённым и имел на вооружении не только зубы-бритвы, но и разящее копьё на кончике хвоста.  Но вот, в Приангарье появились "государевы люди", крылья и боевой хвост со стреловидным наконечником, казачки Грифону подрезали, и переименовали крылатого барса в "бабра", заставив платить ясак в виде соболя, которого Бабр несёт в зубах. Это выглядит почти естественно, но на самом деле, соболем заткнули хищно разинутую пасть. Сейчас российские чиновники «заметают следы», и на иркутском гербе в зубах у Бабра рыжая лисица, а обрубок хвоста Грифона выдаётся за бобровый хвост-лопату. Дескать, и передние лапы у него с перепонками. Да поза у Бабра какая-то неестественная – зачем он идёт на цыпочках, вытянув перед собой передние лапы? Так ведь, с изображения Грифона на тартарских боевых знамёнах, юмористы казачки стёрли боевую часть хвоста и крылья, а по замыслу тартарского художника – Грифон взлетал, отрываясь от земли. Но зачем казаки поглумились над символом побеждённого противника? А у них это древняя традиция. Вспомните картину «Письмо турецкому султану» - там тоже применялся «чёрный юмор», над которым казаки хохотали до слёз. Сейчас казачий смысл, заложенный в Бабра – это уже не смешно и не назидательно и, чтобы сокрыть сарказм наших предков, всем объявлено, что это неизвестное науке мифическое животное (полу-бобёр, полу-тигр). А что современным иркутским чиновникам прикажете делать, если на печатях Иркутской губернии (и области), этот Бабр красуется более триста шестидесяти лет?
Посткриптум.
Можно осуждать казаков за их жестокий юмор, но причина поглумиться над украшением Саян - снежным барсом у них всё-таки была. Когда они подошли к Енисею, в Минусинской котловине массово проживали киргизы. И они там не просто проживали - до великих завоеваний Чингисхана в верховьях Енисея существовало их могущественное государство. Вот информация с сайта "Кыргыз тарыхы | История Кыргызстана": "Белый снежный барс является традиционным тотемным животным и символизирует собой смелость, выносливость и благородство.  В старейшем восточном календаре рожденный в год барса (тигра) у разных народов считается властелином мира, наделенный с рождения такими качествами характера как свободолюбие, смелость и мужество. Барс-бек Ынангу Алп Билге был правителем древнего Великого енисейского кыргызского каганата (VIII в)". И, вроде бы, у русских казаков не было повода ненавидеть Грифона-барса, если не учитывать тот факт, что в самом начале двенадцатого века, после победы над армией Найманского ханства, Чингисхан победил в бою и войско енисейских киргизов. Он их не просто победил, а принудил платить "налог кровью" - то есть, воины этих сибирских тюркоязычных государств обязаны были принять участие в походе на Русь и за её пределы. Это и было монголо-татарское иго. Но, и это не всё! Вот информация с сайта "Топонимика Иркутской области от "а" до "я": "Гордые имена, свидетельства непростой, подчас жестокой истории покорения Сибири. Обоюдно жестокой. Вот только думается, на бурятский народ ответственность во многих случаях возлагается напрасно. Виновниками яростного противостояния были енисейские кыргызы, буруты или пыраты...". Это значит, что когда казаки двинулись на Енисей и в Приангарье, Великая Монгольская империя уже "дышала на ладан", а Великий енисейский кыргызский каганат воскрес и повторно быть побеждённым не пожелал. И, всё-таки казаки одолели киргизов и те ушли на юг через казахские степи в горы Ала-Тао, подневольно уведя с собой местные народы, попавшие к ним в зависимость. Минусинская долина и территории в устье Ангары обезлюдели. Киргизы ушли не "куда глаза глядят" - в горах Ала-Тао, как и в Саянах, живёт их тотемное животное барс.  Но казаки, напоследок нанесли киргизам оскорбление - надругались над киргизским тотемом. Бескрылого и куцехвостого барса обозвали "бабром", из белого перекрасили в чёрный цвет, и сделали символом уплаты ясака сначала в Якутске, а затем, когда центр сбора пушнины с местных народов сместился в Иркутск, он стал символом русской победы над монголо-татарами в Сибири. Мягко выражаясь - сибирского Грифона, казаки облили грязью, очернили, так сказать. Время шло и, в 1970 году, рядом с городом Зима, к столетнему юбилею Ленина, возвели город Саянск. А через тридцать лет Ильича уже никто и не вспомнил. Но вспомнили про Грифона. Ему вернули крылья, отмыли и он, вновь стал белым. Правда голову барса ему заменили на орлиную, ведь одна голова двуглавого российского орла смотрит в Сибирь. То есть - грифон в Саянске - это не недоразумение, а признак исторической памяти. Но, уж больно он похож на герб Крыма. Может, лучше ему вернуть голову барса?


Рецензии