Пастиш, постмодернизм и диалектическая логика

Есть такое понятие в постмодерне – «пастиш». Это ключевое понятие. Означает оно «пародию, из которой убрана пародия». Убрано юмористическое содержание пародии. Осталось только форма, стилизация, стиль. Пародия делается, чтобы посмеяться, чтобы что-нибудь высмеять. Это «смехотворное» ядро пародии можно убрать. Так, например, в творчестве Козьмы Пруткова эти «смехотворные содержания», большинство из них, убираются сами собой для нас, в связи с тем, что мы не знаем тех авторов и произведений, которые пародировал Козьма Прутков. Эти содержания и смыслы исчезли, растворились для нас. А стилистика осталась. Также за это время в человеческой культуре изменилось отношение ко многому - ко многим нормам, концепциям, правилам поведения и прочему. Соответственно, изменились и смыслы вкладываемые в выражение. И то, что в XIX веке казалось смешным или пародийным, или достойным обличения и высмеивания, сейчас таковым не кажется. Что не мешает сохраняться талантливой и острой форме, в которую облечено это высказывание. Также изменилось само отношение к образу Козьмы Пруткова. Люди середины XIX века, действительно, воспринимали его как чуть ли ни глуповатого напыщенного чиновника, директора Пробирной палатки, чей портрет вы можете увидеть в интернете. Который писал о себе: «чей лоб мрачней... власы подъяты в беспорядке» и так далее, и так далее. Тогда это воспринималось как высказывание глупости про себя, напыщенность. Но сейчас мы-то знаем, что это «прикол». Всё творчество Пригова Дмитрий Александровича основано на этом, все его стихотворное творчество. Вся поэзия Клейна Александра Владимировича (моё, то есть) основана на этом. И если ведущий литературовед, уважаемый человек, в конце XX века называет пьесу Козьмы Пруткова «Фантазия» бессмыслицей, то мы-то с вами знаем, что это был колоссальный прорыв в 1850-м году, это было изобретение такого жанра как «прикол». Это изобретение всемирно-исторического масштаба! Это то, что в последней четверти XX и в начале XXI века активно использует весь мир, и что является одним из центральных юмористических направлений постмодерна.

До этого, как вы знаете, существовало всего 2 разновидности юмора американский и французский. Французский - это то, что (!) рассказывается, и мы его знаем под названием «анекдот» – неожиданный финал, который делает смешной всю ситуацию. Ну, например, муж говорит жене... Ну, и так далее, сами себе расскажите.

И американский юмор – а именно: как (!) это рассказывается. На этом устроен практически весь советский и российский юмор начиная от «12 стульев» и до «Аншлага». Юрий Гальцев является корифеем этого вида юмора, особенно в его рассказе «...цок! цок! цок!.. ох, и накрутил Живодёров!..».

Возвращаемся к постмодерну. Пастиш. На одной его стороне – это «пародия без пародии». Примером могу назвать высказывания Козьмы Пруткова «При бросании камней в воду смотри на круги ими образуемые, иначе это бросание будет пустою забавою». Смешно? Ещё как! Напоминает тупое поучение? Напоминает. Но вдумаемся... проникнем вглубь.

Разве не тем же занимается в своей жизни каждый человек, что «бросает камни в воду»? И смотрит на круги или образуемые? И думает, что если он не будет смотреть на это, то это бросание будет пустой забавой?.. Не понимаете?

Что вы сейчас делаете? Читаете этот текст. Тратите на это время, силы, и у вас полное ощущение, что вы заняты важным стоящим делом, а не каким-то пустяковым, не стоящим. А так ли это? Может быть, вы занимаетесь сейчас совсем пустяком? Таким же, как лежание на диване и плевание в потолок? А все дело лишь в том, что вы серьезно смотрите на этот самый процесс чтения, или, другими словами, «внимательно смотрите на круги, образуемые при бросании камней в воду»? То есть занимаетесь забавою, пустою забавой, но!.. – «внимательное смотрение на круги ими образуемые» делает эту «забаву» («бросание камней в воду») не пустою забавою, а вполне себе достойным важным делом! Оправдывающим ваше существование и трату времени. А все другие ваши дела? ...Оооооо! Козьма Прутков!.. Мне часто доводится слышать «потратил зря час своего времени». От кого? Да, в основном, от тех, кто тратит зря практически всё (!) время своей жизни. А что значит «не зря»? Вот в чем вопрос!

Так что же перед нами? Глупость или мудрость? Пародия без пародии или тонкое наблюдение, которое сразу не заметишь, насколько оно тонкое?

Собственно говоря, весь постмодерн именно такой. Это «глупость, переходящяя в мудрость», а точнее – «мудрость, выраженная как глупость». Специально так выраженная, чтобы посмеяться. Потому что смех в эпоху постмодерна является обязательным для философа. Потому как всё, что он видит вокруг – это постоянные «бросания камней в воду» и делание умного лица. «Не делай умное лицо, ты же сын офицера!», известное выражение. Ну, или моё: «Некоторые спят попой к попе / Другие животом к животу / Ну, а я сплю одиноко / Как часовой на посту». Прикол, постмодерн, смех – не на чем-то, а над всем, включая все аспекты каждого чего-то. А что ещё нам делать в конце эпохи? И на пороге счастья?

Одной стороной «пастиш» смыкается с «пародией без пародии», что является выражением диалектики, диалектического мышления, глобального восприятия каждого объекта в этом мире как «то, которое не-то... и, одновременно, то... но не-то... но при этом, самое явное то». Другим боком «пастиш» втыкается в смех и в юмор, но не в том смысле, что «смеяться над чем-либо», и уж тем более не в том смысле, чтобы «высмеивать что-либо»... философ эпохи постмодерна никогда ничего не высмеивает, он просто охреневает и смеется. Третьим своим концом «пастиш» втыкается в ностальгию. А как вы хотели? Любая стилистическая имитация, любое воссоздание прежних форм – а это и есть суть постмодерна – она неизбежно обращает наш взгляд на «старые добрые времена», хотя они могут быть сложные, тяжелые, переломные, военные, – но так уж устроено сознание, что всё, что было раньше, воспринимается, в лучшем случае, как «антиквариат». Что тоже является очень тёплым восприятием. А когда к этому восприятию примешивается что-то личное, то это ностальгия, это приятное состояние, приятные переживания, слёзы очищения, да и вообще. Последний фильм Тарантино «Однажды в Голливуде...» рассказывает о 70-х годах XX века. Вся Америка ностальгирует, глядя этот фильм, а заодно и весь мир. Чего там только нет – и события, и люди, и имена, и факты, и фильмы, и любовь.

И здесь проявляется четвёртая сторона «пастиша», точнее, уже не просто «пастиша», а всего постмодерна. Это смешение, эклектика – смешение частей, смешение объектов, смешение стилей.

Именно поэтому часть философов считает, что постмодерн не создает ничего нового. Дескать, всё уже было, и все, что теперь может человек – это отобрать обломки и как-то их состыковать.

Верно. Но есть «состыковать» и «состыковать», как говорил Ленин, и в его лице вся диалектическая логика. Я бы сказал «Ленин как не-Ленин». Или, одним словом, «как Ленин». Какленин.

Можно состыковать тупо, механистично, не интересно. Большинство авторов так и состыковывает всегда буквы в слова, слова в предложения, предложения в книгу. Ну и что?..

Можно состыковать талантливо.

И если результатам первой состыковки является «ни рыба ни мясо», то результатам второй состыковки являются... – новые неожиданные смыслы! новые повороты! новые системные качества! которые возникают в «сложной системе», благодаря соединению отдельных частей и элементов. Возникает «жизнь» и «золотая середина».

Постмодерн талантлив, если ты талантлив. Те элементы, которыми ты оперируешь – слова, предложения, мысли – опыт человечества, изложенный в концепциях, мыслях, скрытых цитатах, школах и поисках, – позволит тебе, встав на плечи гигантов, а также мелких работников разума и творчества, создать что-то необъятное и новое.

Но если ты бесталанный дурак, то сколько бы ты ни намешал, ничего кроме тупого фарша ты не получишь. Механическая смесь не интересна никому. И не потому, что её не любят люди, а потому, что выражается она бесталанно, является выражением серости, скучности, нудности. Если ты талантлив – даже механическую смесь представь на рассмотрение людям, они это будут читать, видеть, слушать и воспринимать с удовольствием.

Вот смотрите – раз, 2, 3, 4, 5, продолжаете читать. – Вот, круто, практически детский стишок, который вы знаете из детства, который настолько вам известен, что вы его уже последние лет 20 не говорили... А тут прочитали с удовольствием. Почему? Потому что я талантлив!

Идём дальше – «Когда в толпе ты встретишь человека / Который наг (Вариант: "На коем фрак". Прим. К.Пруткова»)! пьеса «Фантазия»! мои выкрики «я талантлив»! – это всё называется «эпатаж».

Который тоже является составной частью, необходимостью и родимым пятном постмодерна. Но как, как ещё можно смеяться над собой и миром, и всем, что есть в этом мире, включая вас? Вас, ваш, эпатаж. Служил Гаврила эпатажем... - я хотел сказать, - ...а Пушкин камер-юнкером. Это царь его так троллил. А троллинг, хоть и не прикол, но уже близкая к нему разновидность юмора. Так пробивался постмодерн через предыдущую классическую эпоху.

...

Диалектический принцип «То, которое не-то», иди «То, которое, одновременно, другое» при взгляде на культуру звучит так:

Абсолютно всё, что создается человечеством, является одновременно и конечным результатом, и строительным материалом для следующего созидания. И по-другому не бывает! – «Экономисты очень хорошо знают, что та же самая вещь, которая для одного была обработанным продуктом, другому служит только сырьем для нового производства». (c) Маркс, «Нищета Философии (ответ на «философию нищеты» г-на Прудона)», 1847 г.

Строить из предыдущих кирпичиков – это не «исключительная черта постмодернизма». Утверждение, что «ничего нового создать нельзя, можно только перетасовывать ранее созданные элементы в новые комбинации» – это философское непонимание.

Истина в том, что «совмещая старые элементы», можно получить «мусор», и так же, «совмещая старые элементы», можно получить «новое и небывалое прежде».

Первое — это эклектика и серость. Второе — диалектика и жизнь. Чем отличается? Примерно тем же самым, чем отличается «золотая середина» от «ни то ни сё» и «ни рыба ни мясо», а «срединный путь» от «попытки усидеть на двух стульях». — Одно истина, другое ложь. Отличить легко, но попробуй отличи!

Есть «совмещать старые элементы» и «совмещать старые элементы».

Создавать новое можно.

Постмодернизм пока еще ассоциируется с унылой философией «вторичности», но скоро он будет реформирован в энергичную, оптимистичную, созидательную сторону.

___

Постмодерном я называю некий стиль в создании различного творческого продукта (выражающийся в смешении различных стилей) – от архитектуры до текста, от моды до поведения. Постмодернизмом я называю философское осмысление этого стиля (а также самой "эпохи конца стилей") в контексте культуры и истории. Иногда, например, в тексте, постмодерн и постмодернизм смыкаются, являясь одновременно и творческим продуктом, и актом его философского осмысления. Кл. 14.08.23


Александр Клейн
октябрь 2019 - 14 августа 2023 г.


Эклектика-мусор vs Диалектика-жизнь
http://proza.ru/2022/10/21/1642


Рецензии