Праздник

Наступил вечер, за окном потемнело, на улице зажглись фонари, разгоняя сумерки.
  Мы засиделись с бабой Сашей за столом, чаёвничая и беседуя.
Бабушка прожила долгую и интересную жизнь, много видела, много знала. Интересно слушать ее, я люблю наши редкие, но от того еще более желанные посиделки.
- Сейчас молодёжь не умеет веселиться, мы в наше время, собирались за околицей, песни пели, танцевали, чтобы парни с глупостями какими ни, ни. Смотри на девок, любуйся, а руками не трогай. Да и девчата вели себя пристойно. А сейчас, что? Одна срамота!
- Баба Саша, а был в твое время праздник, такой, что бы запомнился на всю жизнь?
- Был, в то время меня после сдачи диплома в сельхоз. техникуме отправили работать в Ефремкино. Это таёжный поселок на юге Хакасии.
Приехала я в рабочий день, но ни в правлении, ни в на улицах никого не было, магазин закрыт, деревня как будто вымерла.
Сначала я даже растерялась, но потом увидела мальчишку лет десяти, спросила, где все взрослые и услышала, «все взрослые уже неделю пьяные за заправкой в тайге валяются, в деревне одни ребятишки остались. Вчера приезжал какой то дядя начальник, очень ругался, пошёл искать нашего председателя, не нашел, уехал».
Я пригорюнилась, где то надо устроиться, мне даже ночевать негде было, парнишка, сказал, что с этим поможет.
 Пока мы шли мальчик, как оказалось его звали Вовка, рассказал мне историю внепланового праздника растянувшегося уже на неделю. «Деревенские мужики закопали в лесу, за заправочной станцией цистерну, оставив на поверхности только горлышко. Налили туда воды, закинули дрожжей и сахар. Прошло, что то около месяца и начали мужики возвращаться с работы пьяные в «уматинушку». Бабы к председателю, тот сам навеселе и стоит на своем, не знаю, дорогие бабаньки, не ведаю. Тогда жены решили проследить, куда их мужья ходят, да кто их так славно поит. И выследили. Пришлось, мужикам делится, начался праздник, бражка оказалась очень хмельная. Все побросали работу и пьют с утра до ночи».
А кто за хозяйством смотрит, да коров доит? – спросила я Володю.
- Девчонки  встречают и доят, а колхозные стада сейчас на выпасах в тайге, при них доярки, они и не знают, что в деревне творится.
  Пока беседовали, привел меня парнишка к невысокой калитки. Ему на встречу вышла высокая, худая старуха.
- Это баба Зина, она берет на постой приезжих, вы, - обратился мальчуган ко мне,- можете снимать у этой бабушки комнату, она много не берет, а когда наш председатель Виталий Сергеевич на работу выйдет, он все решит, - совсем по-взрослому высказался мальчишка.
- И долго вы ждали появления председателя?- спросила я.
- Да почитай еще неделю. Районное начальство приезжало, ругани было, но как то все само улеглось. Вроде пожурить, пожурили, но никого не сняли, обошлось.


Рецензии