Суета вокруг имени Шамиля

   (Отклик на попытки очернить имя имама Шамиля)      

               
                Все, что может сказать о человеке враг - это ложь. А кто говорит ложь - это враг
            
               

В эпиграф одним абзацем выведены две дагестанские пословицы. Они удачно дополняют друг друга и, хорошо иллюстрирует ситуацию, которая периодически разворачивается вокруг личности имама Шамиля. В последнее время у определенной категории граждан как бы становиться традицией время от времени обливать эту великую личность ушатами грязи и через такой ритуал пытаться возвысит свой статус в глазах общественности. Для таких людей имам Шамиль, который заставил самую сильную на тот момент империю на пике своего могущества в течение многих и многих лет вести самую омерзительную и долгую в своей истории войну, является «трусом» и «предателем».

Но стоит ли удивляться? Ведь против имама с первых дней его деятельности пушками и штыками воевали не только бесчисленные крепостные рекруты, но клеветой и наветами и те, кто еще вчера казались близкими друзьями. Только лишь одна советская пропагандистская махина, с целью опорочить имя Шамиля, представляя его то «английским шпионом», то «турецким эмиссаром», за небольшой срок времени успела сочинить десятки тысяч страниц фальшивой писанины. Можно также вспомнить бесчисленные выкрики типа «чеченский волк» или «ингушский змей», отпускаемые одурманенными пропагандой, идеологическими файтерами в адрес имама. Они все спешили вытравить из памяти народа имя этого великого человека, но тщетно.

Поражает также то, что и в наше время личность, своим мужеством и доблестью заставившего заговорить о себе весь мир, обвиняют в трусости и предательстве те, кто, образно говоря, утром и на горшок без охраны не смеют идти. До этого не додумались даже те, кто двадцать семь лет вели с ним смертельную схватку. Такой трассер вранья от имперской пропагандистской махины до ничтожного лепета захудалых эмигрантов вызывает и смех, и жалость. Они пытаются говорить об имаме так, как будто мерилом жизни для него служили ночные угоны соседского скота, а не стремление к свободе?  Удивительно, почему хулители Шамиля, если он и вправду был «предатель» (допустим), после его пленения сами самостоятельно не продолжили борьбу, а ушли обратно в историческое небытие, откуда имам их и вытащил?  Может это правду гласят, когда утверждают, что «Вскормленный с руки кочет, норовить выклевать хозяину глаз»?!

Еще один аспект обвинения, звучащее в адрес Шамиля, заключается в том, что он принял благосклонное отношение противника к себе. Но обвинители забывают то обстоятельство, что Шамиль на тот момент уже был в состоянии спринтера, который выложился сколько хватило сил и дальше не мог ничего «выжать» из себя. Он понимал, что дальнейшие шаги ни для победы, ни для поражения уже не имеют абсолютно никакого значения. Народ устал, программа борьбы исчерпала все человеческие и материальные ресурсы. Слишком не равными были силы.

Не знаю, но может быть, сердца хулителей имама сияли бы от счастья, если его убили на Гунибе, или, что еще хуже, использовали в качестве подставки для ноги белого царя, когда тот садился на коня?! Именно так обращался с пленным престарелым византийским императором Валерианом молодой и дерзкий шахиншах Шапур Второй. Но, к счастью, в мире помимо дворовых понятий узколобых крикунов существует и другие категории, которые применяются даже в отношении врагов.

Так, Салахадин, воевавший против крестоносцев, больному Ричарду Львиное сердце, когда тот не мог из-за болезни сражаться с ним, вместе с угощением послал и лекарства. Впоследствии именно такое благородное отношение мусульманского лидера к крестоносцам легло в основу кодекса чести европейских рыцарей. Способны ли понимать смысл таких отношений, которые порой возникают и между воюющими сторонами те, кто, как мыши из нор пищат о «предательстве» имама? Русский царь хорошо понимал, что вел на Кавказе бесчестную войну. Поэтому, кто знает, может быть, он думал своим отношением к имаму в какой-то мере сгладить перед ним вину и облагородить, таким образом, прежде всего себя?!

Но, как бы то ни было, разве кто-либо вправе с колокольни сегодняшнего дня вести глупые речи и давать предвзятые оценки событиям тех далеких дней? Разве каждый, кто был участником их, не желал свободы для своей родины? Разве не для этого они боролись и умирали?  Дагестанцы никогда не приемлют похабное отношение к своей истории. Они испокон веков на мир смотрели под другим углом зрения и, происходящее в нем, воспринимали по глубинной сути ее. Кавказ по сей день продолжает жить энергетикой Шамиля и, с этим ни один противник имама ничего не сможет делать. Поэтому, перефразируя популярный сетевой слоган, скажем - оставьте вы имама в покое, не ваш Он уровень, дорогие, не ваш уровень!


Рецензии