Из семьи потомственных казаков
Недавно мы встретились случайно. Поинтересовалась, как дела? К своей радости услышала, что все хорошо, Наталья не только продолжает поиск, но и предложила открыть в ДК музей боевой славы. Её поддержали, даже комнату уже выделили. А экспонатов собралось немало. Только вот заминка с мебелью, некуда пока все раскладывать. Поинтересовалась у своей собеседницы, есть ли новые интересные находки, и получила утвердительный ответ. А уже через несколько дней пришло от Наташи большое и очень содержательное письмо дочери бывшего хуторянина Татьяны Петровны Гуляевой (в девичестве Победенной) из Рязанской области. Не познакомить наших читателей с его содержанием (в значительном сокращении) просто никак нельзя.
29 июня 1924 года на хуторе Гречаная Балка в семье потомственных казаков Победённых родился сын. Назвали его Петром. Свою маму, Наталью Филипповну (в девичестве Волкодав), Пётр Саввич не помнил, она умерла молодой. Отец, Савва Игнатович, был колхозным кузнецом, мастером на все руки. Мальчишкой Петр часто помогал отцу в кузнице, так как был старшим ребенком в семье.
Окончил Петя семь классов: школу-четырёхлетку – на хуторе Гречаная Балка, а затем ходил за 25 километров, в станицу Роговскую. В 1941 году, после окончания школы, неделю отработал на лубяном заводе (был такой там перед войной). И … началась война.
Вскоре отец ушел на фронт, и больше никаких известий от него не было. Много позже, уже после войны, однополчанин отца рассказал, что немцы разбомбили эшелон с новобранцами, в котором был и отец Петра.
В октябре 1941 года Петра и других молодых ребят мобилизовали на строительство оборонительных сооружений. Парням пришлось копать противотанковые рвы три метра глубиной и семь шириной. Осенью было холодно и голодно. Спали в сараях, на соломе. Кормили их, чем придется. После работы шли в поле, копали земляные орешки и ели. Когда стало совсем холодно, всех отпустили по домам.
В начале 1942 года, по призыву комсомола, Петр пошел учиться на курсы трактористов. Принимал участие в весеннем севе. Успели посеять пшеницу, вырастить. Все лето, кроме работы в поле, занимались военной подготовкой. Изучали оружие, приемы боя.
В июле 1942 года немцы прорвали фронт под Ростовом и двинулись на Кубань. Был получен приказ: эвакуировать технику на Кавказ. Гнали парни колхозные тракторы и комбайны несколько дней, но противник обошел и окружил. Чтобы техника не досталась врагу, пришлось ее уничтожить. А сами, молодые хуторяне, не успев повоевать, попали в плен. Как то во время конвоирования колонны в концлагерь, невдалеке разорвался снаряд, и осколком ранило немецкого офицера. В порыве злости немцы хотели Петра и еще нескольких ребят расстрелять. Поставили к стенке, навели автоматы. В последнюю минуту раненый офицер отменил расстрел.
Механизаторов и пленных красноармейцев собрали в колонну, и повели в лагерь для военнопленных в Краснодар. Несколько дней были без еды и воды. Когда пошел дождь, собрали воды, кто во что смог, и напоили раненых.
В лагере Петр Победенный, Иван Высоцкий и Петро Калитин решились на побег. В один из дней, когда повели на расчистку развалин, они притаились среди руин и не вернулись обратно. Охранники не заметили их исчезновения. А вечером, когда совсем стемнело, спрятались в городе у тети Петра. Ребята наутро ушли, а Петр не смог подняться с постели. Целый месяц пролежал он, не вставая, был уже при смерти, но приехали родные с хутора, забрали его домой и выходили.
Стал связистом
Фашисты прошли дальше, а на хуторе остались только полицаи. Всю осень и зиму молодым хуторянам приходилось прятаться в погребах, чтобы не угнали в Германию. Ребята вырыли глубокую яму, сделали наверху настил, присыпали его землей, а низ устелили соломой и прятались там днем.
В феврале 1943 года на хутор пришли наши. Петр попросился в часть. Так он стал связистом в 43 отдельном дивизионе минометчиков 9 армии. После окончания полковой школы его назначили командиром минометного расчета 383 Краснознаменной дивизии. Весь сентябрь и октябрь 1943 года дивизия готовилась к высадке десанта в Крым.
И вот в очень холодный осенний день поступил приказ - высадить десант в районе Керчи. Шел мелкий дождь со снегом. Их погрузили на мелкие суденышки – рыболовецкие мотоботы и баркасы. Вода ледяная, волны буквально перекатывались через борт.
А немцы с берега вели прицельный огонь по нашим десантникам. Но бойцы добрались до берега и залегли. Наши войска укрепились и держали оборону. Керчь была освобождена от захватчиков позже.
Но участвовать в освобождении города Петру не пришлось из-за тяжелого ранения. Пришел в себя только на четвертые сутки, в госпитале в Темрюке. Ему сделали несколько операций. Несколько месяцев был в госпиталях Закавказья и Грузии.
За тот бой под Керчью Петр Савельевич был награжден Орденом Славы III степени.
Из минометчиков – в матросы
В июне 1944 года, после выписки из госпиталя, Петра Саввича направили на Северный флот. Так из минометчиков он попал в матросы на тральщике. Еще шла война. Траловый флот был военизированным. Моряки расстреливали немецкие мины, чтобы не подорвались наши корабли, конвоировали суда с грузами для
защитников Мурманска и других городов. Несли вахту у побережья.
Дочь записала воспоминания отца о службе на Севере в годы войны и о самом памятном дне – 9 Мая 1945 года.
«Уже больше двух недель мы находились на боевом дежурстве у полуострова Рыбачий. Тральщик, на котором я служил под командованием капитана Соснина, имел на борту две 45-миллиметровые пушки, два крупнокалиберных пулемета, одну зенитную установку типа «Эрликон» и две серии глубинных бомб...Около 12 часов ночи, 8 мая 1945 года, я заступил на вахту. Я был тогда старшиной, матросом первого класса.
...Дежурство проходило спокойно. Ночь, а вместе с нею и вахта подходили к концу. Вдруг, в 7 утра, на командный мостик выскочил радист. Он что-то кричал, пританцовывая, подпрыгивая на месте, неистово размахивая руками... Все, кто мог, выскочили на верхнюю палубу, а радист заорал: «Б-р-а-т-в-а! Война закончилась!».
Конечно, радости общей не было границ. Обнимались, смеялись, кричали, кто-то достал гармошку...
Командир, поздравив всех с великой победой, включил радиотрансляцию передачи из Москвы... Из всех видов оружия, находившегося на корабле, дали салют. Из НЗ на праздничный завтрак достали боевые «сто грамм»... Погода стояла великолепная. Все были счастливы. Закончилась война».
Заполярье стало родным
Три года Петр Саввич прослужил моряком. В 1947 году поехал на Кубань. Но не смог уже там жить: привык, сроднился с Севером. Через год вернулся в ставшее родным Заполярье. Хотел пойти учиться на штурмана, чтобы и дальше ходить в море, но медицинская комиссия признала его негодным из-за ранения под Керчью.
В поселке Полярный устроился наблюдателем в бюро погоды в Екатерининской гавани. Здесь наш земляк познакомился со своей будущей женой, Екатериной Васильевной Решетниковой. Поженились они в 1949 году.
В 1954 году семья Победенных переехала из Полярного в Североморск. На семью из пяти человек получили комнату 10 квадратных метров. Топили дровами, воду носили из колонки. Всего в маленьком финском домике с общей кухней жило четыре семьи.
В 1996 году северяне Победенные стали рязанцами, переехав в Новомичуринск.
Петр Саввич, приехав на Рязанскую землю, продолжил общественную деятельность: был членом президиума районного Совета ветеранов, активно сотрудничал с учебными заведениями. С удовольствием пообщался с молодежью. Каждый год первого сентября он приходил в школу и рассказывал ученикам о своем боевом пути, трудностях и радостях того времени.
Умер Петр Саввич Победенный 6 ноября 2012 года.
Его имя увековечено на гранитной стене у памятника «Героям войны» в Новомичуринске.
Свидетельство о публикации №223081400540