Глава 443. Мендельсон. Шотландская симфония

Феликс Мендельсон
Симфония №3 ля-минор «Шотландская»
Хореографическая поэма
Нью-Йоркский филармонический оркестр
Леонард Бернстайн (дирижер)

rdvl: У Мендедьсона музыка открытая и ясная, как солнечный день: если радость — то до коды и далее; если грусть с начала пьесы, то до финала.

Volovikelena: «Шотландская» симфония Мендельсона явно противоречит Вашему утверждению. Бетховенская направленность на преодоление темного пространства и колорита. Только у Бетховена часто глобальная постановка мысли, он легко переносит свои идеи на общечеловеческие проблемы. А у Мендельсона больше на личном восприятии, которое он в массы не транслирует. Его «Шотландская» симфония — зарисовка юношеских впечатлений: суровая природа страны, Гебридские острова, руины замка Марии Стюарт, праздничное шествие волынщиков и его впечатления от всего увиденного и услышанного. Причем он несколько лет их вынашивал после поездки в Шотландию. Симфонию об Италии написал сразу, а с «Шотландской» нужно было пережить время.
И кода финала — торжественная, гимничнная — как вершина долгого пути к абсолютной радости от суровой скорбной первой и самого финала. А сколько света во второй части, и сколько образных контрастов в третьей.
Не все так однозначно у Мендельсона. А с концертами — фортепианными и скрипичным — тем более.

rdvl: Это, конечно, так; не все просто с Мендельсоном. Иначе бы он им не стал. Однако все же общий характер музыки этого композитора — эмоциональная открытость, определенный настрой в конкретном произведении, не беря в учет крупных форм. Они, крупные формы, без противопоставлений радостного и печального, скорби и торжества и прочих контрастов просто не должны существовать. А вот, скажем, «Песни без слов». Там каждая песня — свой вектор чувствований (если позволительно будет так выразиться). Тем более в исполнении Шиффа. Все гладко, предсказуемо и очень хорошо. Для контраста взять Шнитке; нельзя, но очень хочется: там всюду западня и тени, неуловимости и прочая тревожность. «Сюита в старинном стиле», к примеру. Все вроде ясно, а вдруг — круто в какую-то смутность и — старинное становится современностью... Однако это очень сложные темы, длинные и многоходовые. Лучше послушать Мендельсона на сон грядущий и забыться до утра.

Krestjanin: Интересная дискуссия подтолкнула меня еще раз послушать мою любимую «Шотландскую». Хоть и не шотландец я, но эта симфония — несомненно, очень точный музыкальный образ продуваемых всеми ветрами крутых берегов, безлесых холмов и верескового меда — так берет за мою сибирскую душу... В этой симфонии просто океан страстей.

Aelina: А в исполнении оркестра под управлением Брюггена — так целых два океана.


Рецензии