Тайны знакомых названий

«Что такое все наши познания, опытность и самые правила нравственности без веры, без сего путеводителя, и зоркого, и строгого, и снисходительного?» (купец Михаил Третьяков, отец основателя Третьяковской художественной галереи в Москве)


Топонимика городской застройки

Следы отражения многовековой истории России можно обнаружить в названиях московских улиц. Там, где сегодня улица Арбат пересекает Садовое кольцо, в топонимике городских пространств господствует слово «Смоленская». Примерами служат Смоленская площадь; Смоленская набережная; Смоленский бульвар; 1-й, 2-й и 3-й Смоленские переулки, бывший Смоленский-Сенной рынок, названия магазинов «Смоленский гастроном», «Смоленский пассаж», две станции разных линий метро с одинаковым названием «Смоленская» (синяя и голубая ветки) и даже очень короткая, всего 150 метров, но довольно широкая, восьми полосная автомобильная трасса перед центральным входом в высотное здание Министерства иностранных дел (МИД) - Смоленская улица, упирающаяся другим своим концом в мост через Москва-реку.

В этой связи возникают неизбежные вопросы: Почему нескольким поколениям москвичей так полюбилось прилагать слово «Смоленская» к целому ряду близкорасположенных объектов на ограниченной площадке тесной застройки? Какие важные события прошлых лет скрываются за названиями улиц в историческом центре? Как сплеталась путеводная нить городской топонимики?

Карта Москвы может хранить в своих названиях отражение смыслов ушедших событий.

Городская граница в XVII –XVIII вв. тянулась по Земляному валу, общие очертания которого совпадают с нынешним Садовым кольцом. Слева –  на реке располагалась пристань, имеющая важное транспортное значение в хозяйственной жизни. Сюда плотами пригоняли строевой лес и дрова для продажи на Смоленском-Сенном рынке. Здесь же располагался обширный Государев Щепной или дворцовый Дровяной двор, на котором делали срубы для различных дворовых зданий, рубили дрова для отопления.

Пристань на территории современной Смоленской набережной выполняла ещё одну важную роль. Здесь завершался длительный речной путь из Волока Ламского. В старину въезд в город с запада открывали Смоленские ворота. Справа перед ворот находился храм Смоленской иконы Божией Матери.

Если двигаться от Смоленской Сенной площади по пешеходной улице Арбат по направлению к центру Москвы, то через четверть часа можно оказаться у Спасской башни Кремля. Несколько лет назад обнаружили, что над входом в башню чудесным образом сохранился с древних времён образ Спаса Нерукотворного с предстоящими святыми – Варлаамом Хутынским и Меркурием Смоленским. (1)

Надвратную икону нередко называли Спас Смоленский. В старину образ Спасителя вышивали золотыми нитями (изображали) на воинских хоругвях. С такими хоругвями выходили отражать русские воины нашествия вражеских сил при Московских князьях –Димитрии Донском и его потомках.

За Спасскими воротами внутри стен Кремля располагался женский Вознесенский монастырь. Основанный великой княгиней Евдокией (в иночестве Ефросинией), супругой князя Димитрия Донского, на том месте, где находились княжеские жилые постройки, откуда она провожала на Куликовскую битву предводителя русских войск, монастырь стал усыпальницей для великих княгинь, цариц и царевен. В соборном Вознесенском храме по левую сторону от Царских врат располагался образ Смоленской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. После взятия Смоленска и основания Новодевичьего монастыря кремлёвская женская обитель стала называться Стародевичьей. Между этими обителями обнаруживается, в веках, некая духовная связь, основанная на общих правилах организации монашеской жизни. Супруга Дмитрия Донского Евдокия была дочерью суздальского князя Дмитрия Константиновича, который дважды передавал свой ярлык на великое княжение московскому князю Дмитрию Ивановичу и умер схимником с именем Фёдор в 1383 году.

Вскоре после взятия Смоленска в 1514 году вблизи Кремля (к северу от храма Николы Москворецкого) был построен храм Спаса Смоленского. (2)

Храмы и часовни в честь образа Спаса Нерукотворного встречались по дороге из Москвы в Смоленск. Так в деревне Большая (Старая) Сетунь на реке Сетуни находился приходской храм Спаса Нерукотворного Образа и часовня у Смоленского шоссе. Шоссе в настоящее время переименовано в Можайское, на месте деревни и часовни находится пустырь, а храм перенесён в Медицинский центр Управления делами Президента. Храм был освящён Патриархом Алексием II в Духов день 31 мая 1999 г.

Внутри храма, (о, чудо!) находится природный источник минеральной воды.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа находилась в имении Волынское, первым владельцем которого был Д.М. Боброк Волынский, командовавший засадным полком во время Куликовской битвы. Полководец приехал в Москву с Волынских земель, а Великий князь выдал замуж за него свою сестру.


От Бородинского моста до Девичьего поля.

Если внимательнее присмотреться, там, где вдоль Смоленской улицы при пересечении с улицей Плющиха в конце 1960-х, в начале 1970-х гг. были построены новые жилые дома и расположилась издалека заметная бетонно-стеклянная вертикаль гостиницы «Белград», переименованной в 1990-е в отель «Золотое кольцо», предварительно был снесён ряд старинных каменных построек.

Это памятное место несколько столетий было связано с пребыванием Смоленской иконы на московской земле. Здесь в 1928 г. был закрыт, а затем и вовсе разобран на кирпичи храм Смоленской иконы Божией Матери за Смоленскими воротами. В итоге, за короткий срок храм полностью уничтожен и память о его существовании, по прошествии всего нескольких десятков лет, когда ушли из жизни поколения людей, лично помнивших старые времена, стала уделом ограниченных сведений местных краеведов. Однако, храм у переправы через Москва-реку, утративший свои «зримые» материальные стены, непостижимым образом, сохраняет память о себе, передаёт своё название по всей окрестности, звучит многоголосным и единым хором в названиях улиц, площадей, переулков, бульвара, набережной и станций метрополитена.

В ставшем привычным частом употреблении слова «Смоленская» для жителей западной части центра столицы нередко как-бы размывается первопричина существования этих наименований. В памяти новых поколений постепенно может угасать торжественный и почётный смысл, который их предки внимательно вкладывали в те слова, которым предстояло звучать века в часто произносимых городских названиях.

Сегодня, когда приближается столетие, своего рода юбилей по времени, когда уничтожался Смоленский храм, возникает чувство необходимости вспомнить о прошлом, задуматься о непростых временах «разбрасывать и собирать камни» и о тех людях, которым довелось стать первыми на нелёгком пути возрождения древних святынь в начале 1990-х гг.

У Смоленского храма было своё особое не только духовное, но и стратегическое положение у водной преграды на границе города. Гостей, приезжавших в Москву с запада, встречал, сразу после переправы через реку, за мостом (Дорогомиловским, Бородинским), образ Смоленской иконы Божией Матери. Икона почиталась как покровительница и защитница Москвы от вражеских нашествий с западной стороны.

В старину, за Смоленским храмом начиналась улица Плющиха, плавно перетекающая в Большую Царицынскую (ныне в Большую Пироговскую) улицу, которая тянулась прямо до Девичьего поля у Новодевичьего монастыря. Основательные стены Новодевичьего монастыря с частоколом башен с бойницами и в наши дни продолжают возвышаться строгой, и, одновременно, нарядной красно-белой вертикалью с каменными узорами в излучине Москва-реки, на важном участке речного пути. В речной пойме, на обширной местности к западу от Новодевичьего монастыря расположен стадион в Лужниках.


Храм Образа Спаса Нерукотворного на Дорогомиловском кладбище за Ямской слободой у Бородинского моста

По ходу движения к западу по Бородинскому мосту, на другой стороне реки располагалась в древности подмосковная слобода «Дорогомилово». Мост, переброшенный через реку, также называли Дорогомиловским, его переименовали в Бородинский в 1912 году, когда отмечали 100-летний юбилей Бородинского сражения. В начале XX века по Бородинскому мосту двигались трамваи, маршрут которых проходил от Брянского (Киевского) вокзала по Арбату и улице Знаменка, направляясь к самому центру древнего города и, делая кольцо, объезжая улицы внутри стен Кремля, который издревле был органичной жилой частью городской застройки.


Дорогомилово

В начале 19 века Дорогомиловская ямская слобода, основанная при царе Иоанне IV, ещё лежала вне городских границ. Слобода первая встречала гостей столицы перед Смоленскими воротами Земляного города и провожала на запад с пожеланиями хорошей дороги. Эта доброжелательная традиция гостеприимства, которой славились москвичи, как-бы напоминает о себе в звучании названия современной Большой Дорогомиловской улицы, которая устремляется прямо в западном направлении по землям исчезнувшей слободы.

Однако наименование старинной слободы имеет вполне определённые исторические корни. Эта местность в XIII-XIV вв. получила название по владельцу боярину Ивану Дорогомилову, который защищал Псков с князем Довмонтом в 1299 году. Боярин Дорогомилов был выходцем из земель Великого Новгорода и состоял на службе у московского князя Даниила Александровича, младшего сына Александра Невского.

К XVII в. за Москва-рекой уже сформировалась Дорогомиловская ямская слобода, несколько десятков изб которой тянулись вдоль Смоленской дороги к броду через реку, где теперь начинается Бородинский мост. В конце XVI века сюда были вывезены «государевы ямщики» из села Вязёмы, лежащего за 40 вёрст от Москвы по Смоленской дороге. В старину на лошадях это расстояние как раз можно было преодолеть за один день, в светлый период суток.

В Дорогомилове был приходской храм, посвящённый празднику Богоявления Господня. Здесь же, на Москва-реке в этот праздник ежегодно готовили прорубь для погружения. Прорубь называли Иордань, она служила прообразом реки Иордан в Палестине. Этот храм значительно преображался за века своего существования, постепенно расширяясь за счёт новых приделов.   

В этом соборе в 1932 году был рукоположен в иеромонахи будущий патриарх всея Руси Пимен (Извеков), который служил здесь регентом церковного хора. Однако, к 1939 г. храм уже был полностью разрушен. На этом месте возведён шестиэтажный жилой дом.

Старинные малоэтажные каменные дома Дорогомиловской слободы ещё крепко стояли на «бойком месте» у Киевского вокзала в 1970-е годы. Там продолжали жить люди, а в лавках на первых этажах обычно шла оживлённая привокзальная торговля. В 1978 г. оставшиеся постройки слободы были снесены, спустя 30 лет на их месте выстроен торговый центр из стекла, заполнивший своими расползающимися формами всё свободное пространство перед железнодорожным вокзалом, откуда и сегодня движутся поезда в западном направлении от Москвы.

У берега Москва-реки, где Большая Дорогомиловская улица переходит, по ходу движения на запад, в Старую Смоленскую дорогу, вдоль высокого берега Москва-реки хоронили в 1812 г. воинов, умерших от ран, полученных при Бородино. Ежегодно, в день Бородинской битвы 26 августа (ст. ст.) совершался крестный ход к братской могиле в Дорогомилово. Служились панихиды «по воинам, на брани убиенным». Здесь стоял высокий гранитный обелиск, на котором находился образ Спаса Нерукотворного. Надпись на обелиске гласила: «Сей памятник воздвигнут над общею могилою 300 воинов, страдальцев, раненых в Бородинской битве и умерших по пути в Москву». (4) Памятник был построен мануфактур-советником Прохоровым в 1849 году.

В 1914-1917 гг. на Дорогомиловском кладбище рядом с героями Отечественной войны 1812 г. появляются новые захоронения воинов, скончавшихся от ран в московских госпиталях во время Первой мировой войны.. 2 января 1773 г. был освящен кладбищенский храм прп. Елисаветы (+24 апреля). В 1830-х был построен трёхпрестольный каменный храм в стиле «ампир», обнесённый изящной оградой с треугольными воротами и двумя круглыми ампирными часовенками. (5) Главный престол был посвящён Образу Спаса Нерукотворного с приделами прп. Елизаветы и Владимирской Богоматери, так как в день праздника Владимирской иконы Божией Матери состоялось Бородинское сражение. 

После 1922 г. храм перешёл к обновленцам, вернулся в православие в 1944 г. Здесь хоронили ещё перед Великой Отечественной войной. К 1948 г. кладбище было ликвидировано, храм и надгробия снесены, гранитный обелиск, сооружённый купцом и промышленником Прохоровым над могилой 300 участников битвы при Бородино перенесён к музею «Кутузовская изба». Останки художника И.И. Левитана перенесены с Дорогомиловского кладбища на кладбище у Новодевичьего монастыря.

 Так, в 1950-х гг. захоронения вдоль высокого берега Москва-реки уступили своё место новой городской застройке на Кутузовском проспекте. Вторая волна строительства прокатилась по этим местам в 2000-е годы, оставив в наследство жителям города небоскрёбы Москва-Сити, воткнувшиеся в небеса своими угловатыми формами. На месте кладбищенского храма прп. Елизаветы в глубине сквера виднеется со стороны Кутузовского проспекта небольшое типовое здание из бетона в стиле 1970-х годов.

В 1812 г. наши воины доставили в Москву из Смоленска древнюю икону, которая пребывала с ними в период битвы на Бородинском поле. Перед святыней служили молебны, проносили по рядам защитников накануне сражения при селе Бородино. Почитание образов Смоленской иконы Божией Матери и Спаса Нерукотворного Смоленского связано с духовной помощью в защите западных рубежей первопрестольной.

Как говорили современники событий, заступничеством Богоматери было спасено Отечество наше от порабощения Наполеоном, императором французов. Генерал Пётр Павлович Коновницын, участник Смоленской битвы, обращаясь к своим полкам, говорил: «Помните, что вы сражаетесь за Дом Пресвятой Богородицы». После войны генерал занялся обучением юношества, как главный директор Пажеского и Смоленского кадетских корпусов.

Победа России в Отечественной войне 1812 г. связана с пребыванием Смоленской иконы в действующей армии. Накануне Бородинского сражения, сознавая всю важность предстоящей битвы, главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов приказал отслужить молебен и пронести вдоль линии войск чудотворную Смоленскую икону Божией Матери. Икона была спасена усердием наших воинов перед занятием неприятелем Смоленска и с той поры постоянно сопровождала русские войска. С 6 августа по 8 августа Смоленская икона находилась в зарядном ящике батарейной роты 3 артиллерийской бригады, с которой и участвовала в Бородинском сражении. (6)  Главнокомандующий русской армии, по итогам 1812 года, получил приставку к своей фамилии – М.И. Голенищев-Кутузов Смоленский.


Храм-часовня Михаила Архангела при Кутузовской избе, в память войны 1812 года

В честь архангела Михаила, небесного покровителя Михаила Кутузова Смоленского, в Москве 9 сентября 1912 года была освящена новая часовня-музей, в память столетнего юбилея войны 1812 года. Это был первый музей полководца, построенный по проекту московского архитектора Н. Литвинова. Часовня каменная с отделением музея «Кутузовская изба» была заложена 1 сентября 1910 годы. Здания строились на средства Московского общества хоругвеносцев и пожертвования москвичей. Экспонатами часовни-музея стали подлинные вещи начала XIX века: образцы обмундирования, снаряжения русской армии, личные вещи самого Кутузова Смоленского, переданные его потомками. В помещении музея был специальный зал, где проводились «патриотические чтения для юношества». Рядом находилась историческая изба, где на совещании генералов русской армии было принято тяжёлое судьбоносное решение - отступить от Москвы, не давая сражения. Вспоминали, что Кутузов плакал, принимая такое решение ради спасения армии.

Изба крестьянина Фролова, которая была выбрана в 1812 году для проведения судьбоносного для мировой истории совещания, сгорела через полвека в 1868 году, но была восстановлена через двадцать лет в 1887 году. (7) 

Открытие часовни и музея «Кутузовская изба» в 1912 году было приурочено к дню Смоленского сражения 16 августа 1812 года. Только в ноябре 1920 года был освящён храм Архангела Михаила, а затем вскоре наступили годы забвения.

К 1970-м гг. купол здания был сломан, музей переведён в новое здание панорамы «Бородинская битва». К концу 1990 г. здание бывшего музея-часовни, не смотря на многочисленные обращения общественности восстановить единственный в городе музей полководца, было передано совместному советско-американскому предприятию «Удача».

К тому времени единственный в мире музей полководца Кутузова Смоленского находился в Германии, в городе Бреслау, где он скончался от инсульта в 1813 году. Немцы построили этот музей в течение месяца после окончания Великой Отечественной войны по поручению советской военной администрации. В Казанском храме Санкт-Петербурга, где похоронен великий полководец, над его могилой находятся символические крупные металлические ключи от немецких городов, которые капитулировали перед русской армией во время заграничного похода.

Когда архимандрит Филарет (Дроздов), будущий митрополит Московский на похоронах М.И. Кутузова Смоленского в пасмурный день 13 июня 1813 года сказал, что все единодушно желают, чтобы «дух, данный Смоленскому, не переставал ходить в полках наших и почивать на вождях наших…», то, по воспоминаниям очевидцев, яркие лучи солнца осветили могилу полководца. В Москве 17 ноября 2000 года вновь состоялось великое освящение Патриархом Алексием II московского храма Архангела Михаила при Кутузовской избе.


Традиции крестных ходов.

Празднование Смоленской иконе совершается 10 августа (28 июля ст. ст.). До 1917 г. в этот день в первопрестольной Москве совершался крестный ход из Кремля до Новодевичьего монастыря, движение шло по улицам Пречистенке, Большой Царицынской, Девичьему полю. Накануне Праздника Смоленской иконы из Новодевичьего монастыря крестный ход шел в село Лужниково. В Лужниках обнаружился с «незапамятных» времён глубокий «бездонный» колодец, который называли «Вавилон».

В весеннее половодье необыкновенный колодец переливался через край, из него фонтаном била вода, разливаясь по всем направлениям вокруг извилистыми ручейками, которые тогда, в старину, называли «вавилонами». А когда жарким летом в колодец бросали камешки, чтобы оценить его глубину, то ответный звук ударившегося о воду камня долетал до уха слушателя нескоро, свидетельствуя о его необычайной глубине. (8) К колодцу до 1920 х гг. ежегодно торжественно совершался крестный ход. Сегодня над тем местом, где примерно располагался колодец – перед стадионом Лужники вблизи Новодевичьего монастыря, проходит кольцо окружной железной дороги.

После победы в Отечественной войне 1812 года ежегодно соблюдалась традиция - 26 августа (ст. ст.) в памятный день Бородинского сражения духовенство Новодевичьего монастыря, прихожане храма Святых Отцов на Девичьем поле, жители всей Москвы двигались крестным ходом в Дорогомилово со Смоленской иконой, к мемориалу воинов Отечественной войны 1812 г. (9)
 


Источники.

1 - Меркурий Смоленский – первый защитник Смоленска в нашествие Батыя, сторож Смоленского соборного храма, мученически умер от рук завоевателей. Когда Батый подступил к Смоленску, во время ночной молитвы Меркурий услышал глас Царицы Небесной: «Иди к брани воинской!» Св. Меркурий отправился во вражеский стан и, вступив в единоборство с ордынцами, сразил самого предводителя ордынского войска.

2 - В 1657 году храм был сооружён из камня. После 1784 г. храм был разобран.

3 - В начале XVIII века вместо деревянного сооружается каменный храм с приделом свт. Николая Чудотворца. В 1830 г. добавляется придел «Утоли моя печали», в 1862-69 гг. приделы прпп. Сергия и Тихона Воронежских. В 1898 г. архитектор В.Е. Сретенский стал строить при старых зданиях 1727-1874 гг. новый очень большой пятипрестольный храм, который освятили в 1910 году. Храм по величине считался вторым в Москве, после храма Христа Спасителя. Когда после революции закрыли одним из первых Успенский собор в Кремле, а храм Христа Спасителя отдали обновленцам и люди перестали туда ходить на службы, то Богоявленский храм в Дорогомилове приобретает значение кафедрального, главного собора Москвы, становится духовным центром города. В 1925 году были освящены новые приделы св. Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери.

4 - Бирюкова Т. З. БЫЛАЯ МОСКВА – русскому воинству. Исторические очерки. – М.: Минувшее, 2019. С.114-115. – 480 с.

5 - Паламарчук Москва в границах 1917 г. С. 483-484.

6 - Кутузов объезжает войска. Изд. П. Плахова. Киев. 1912. С. 11.

7 - Дядя Петра Великого боярин Нарышкин Л.К., владелец села Фили, перенес в 1704 году крестьянские дома на Смоленскую дорогу, за версту от построенного им храма Покрова на берегу Москва-реки и своего усадебного дома. Предание гласит, что император сам пел на клиросе Покровского храма, в разнице которого хранились аксамитные бархатные ризы и полотенце, вышитое золотом и шёлком, работы его матери, царицы Натальи Кирилловны.

8 - На левом берегу Москва-реки у трёх водных переправ с XV в. упоминается село Лужниково. Первое упоминание отмечено 1472 годам, когда князь Юрий завещал своему старшему брату великому князю Ивану III сельцо Семчинское с посёлком Лужниково. За речной поймой, за лугами села Лужниково через мелеющую в жаркие летние дни Москва-реку в древности можно было переправиться вброд, перейти пешком прямо по дну реки на другой берег. Зимой через реку переправлялись по льду. Лужниково было знатным селом, оно стояло на важной «переправе на запад». Здесь же, на низком берегу, на заливных лугах, находились лучшие пастбища в западной части Подмосковья. «Лужники – сторожа лугов – хотели построить храм свт. Иоанна Златоустого в 1654 г., но дело не было закончено из-за моровой язвы». Через полстолетия была построен храм Тихвинской Богоматери с приделом свт. Иоанна Златоустого. К храму принадлежал почитаемый в народе святым знаменитый «Вавилонский колодец», вырытый, по преданию, по приказу царя Алексея Михайловича на месте бывшего здесь Вавилонского сада. На месте разрушенного в 1950-е годы храма выстроен стадион им. В.И. Ленина.

9 - С началом Великой Отечественной войны митрополит Московский Сергий (Страгородский) благословил воинство, весь народ на борьбу с врагом. Во время Битвы за Москву возродилось проведение молебна по православному чину «В нашествие супостатов», составленному московским архимандритом Августином (Виноградским) в 1812 г. при нашествии наполеоновской армии. В единственном уцелевшим в западной части Москвы храме Апостола Филиппа на Арбате в годы войны молебны служились каждый день прямо на улице, так как единственный действующий тогда в Москве храм к западу от Кремля уже не мог вместить всех желающих.


Рецензии