Три притчи о ложных и истинных друзьях человека

                (из «Сказания о Варлааме и Иоасафе»)


                Предисловие

Самыми мудрыми и полезными для христианина после евангельских притч, на мой взгляд, являются три притчи из «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»*:

  1) притча о человеке, убегавшем от бешеного верблюда (в другой версии от единорога) и упавшем в яму;

  2) притча о трёх друзьях;

    3) притча о царе, выбираемом на год.

Чтобы вам не искать их приведу здесь все три притчи полностью с их толкованиями.

---------------------------
* Эту книгу очень высоко ценил святитель Феофан Затворник:

«Лучшей книги для познания христианской веры и жизни в общем обзоре — нет — и едва ли может быть… Это будет лучше всех катехизисов! » (свт. Феофан Затворник).


        1. Притча о человеке, убегавшем от бешеного верблюда (в другой версии от единорога) и упавшем в яму

«По моему мнению, люди, порабощенные таким суровым и дурным тираном, <которым является мир сей,>  безумно отступившие от человеколюбиваго и всеблагаго Господа, всецело погрязшие в земныя заботы и не думающие совершенно о будущем, но только о плотских наслаждениях, душу же свою осуждающие на голодную смерть, подобны мужу, убегавшему от бешенаго верблюда. Муж этот, испугавшись ужаснаго рева своего взбешеннаго верблюда, бежал, чтобы не сделаться его жертвою, и в беге упал в глубокую яму. Но в падении он, простерши руки, ухватился за какое-то растение. Вместе с тем он ощупал какую-то подпору для ног, на которую и поспешил опереться, считая себя впредь в безопасности. Но, осмотревшись, человек увидел, что две мыши, черная и белая, не переставая грызут корень того растения, за которое он ухватился, и уже близки к тому, чтобы совсем перегрызть его. Взглянув же на дно ямы, видит ужаснаго огнедышащаго дракона, свирепо смотрящаго на него с разинутой пастью, готовящагося проглотить его; присмотревшись же к той подпоре, на которой он утвердил ноги, видит, что это была стена, с которой торчали головы четырех аспидов; подняв же свои глаза к верху, он увидел немного меду, капающаго с ветви этого растения. Тогда человек, забыв об окружающих его опасностях: о бешеном верблюде, стоящем над ямою и желающем его растерзать, о драконе, об аспидах и мышах, догрызающих корень, вполне предался услаждению себя сладостью этого ничтожнаго количества меду.

Это сравнение относится к увлекающимся сею земною жизнью: верблюд—это смерть, преследующая постоянно род Адамов и стремящаяся похитить его; яма же — мир, полный различных зол и коварных козней; растение же, корень котораго непрестанно точится мышами, есть <плоткая> жизнь человеческая, непрестанно сокращаемая сменяющимися днем и ночью (черная и белая мыши); четыре же аспида выведены тут для подобия тела человеческаго, зависящаго от четырех непрочных и непостоянных элементов, которые, находятся если в безпорядке и смятении, то сокрушается и прочность человеческаго тела <они безжалостно жалят человека, когда приходят в разлад между собой, их укусы это болезни и боли>; тот же ужасный, огнедышащий дракон показывает собою ад, стремящийся принять в свое лоно всех, кои предпочли временныя земныя наслаждения будущим вечным благам; наконец, под каплею меду изображается сладость земных удовольствий, которою вводятся в заблуждение любители мира, вследствие чего они не заботятся о своем спасении.»  (прп. Иоанн Дамаскин «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»).

Для большей ясности нужно добавить, что им эта малая капля мёда представляется чем-то очень  великим и ценным, затмевающим в их глазах даже память смертную и страх Божий.


                2. Притча о трёх друзьях

«"С другой стороны, возлюбившие эту земную жизнь и упивающиеся ея кратковременными сладостями, которыя они предпочли будущим вечным благам, подобны человеку, имевшему трех друзей. Двух из них он весьма любил, уважал и готов был за них подвергнуться смерти и каким угодно опасностям. К третьему же относился с величайшим пренебрежением, не оказывал ему никакого почтения, ни подобающей любви, но выказывал в отношении к нему очень мало, чтобы не сказать никакой, дружбы.

Но вот в один день к этому человеку приходят какие-то грозные воины и требуют, чтобы он немедленно явился к царю, отвечать за долг в 10.000 талантов. Находясь в стесненных обстоятельствах, этот человек мысленно искал помощи, чтобы исполнить столь ужасное для него требование царя.

Он бежит к своему первому другу, котораго считал самым искренним и говорит ему: "Ты знаешь, друг, я всегда готов был душу свою положить за тебя. Теперь же мне нужна помощь, так как крайняя нужда постигла меня сегодня. Скажи же, чем можешь помочь мне, и насколько оправдается моя надежда на тебя?" Этот же ему отвечает: "Я тебе не друг и даже не знаю, что ты за человек. У меня есть другие друзья, с которыми я буду сегодня веселиться, которые и будут всегда моими друзьями. Тебе же я дам два рубища на дорогу, которая тебе предстоит, и больше от меня не жди ничего". Услышав это и обманувшись так горько в надежде, которую он возлагал на своего друга, он отправился к другому и говорит: "Ты помнишь, друг, как я всегда почитал и любил тебя. Теперь я нуждаюсь в человеке, который бы мне помог в ужасном постигшем меня горе и беде. Скажи мне, чем ты можешь мне помочь, чтобы я мог выйти из нея?"

Он же ему отвечал: "Я не могу оказать тебе сегодня никакой помощи, потому что со мной случилось несчастие, причинившее мне много забот, так что у меня теперь свое горе. Я, если хочешь, могу тебя немного проводить, но помочь не могу ничем и, возвратившись домой, предамся собственным заботам". Таким образом, выйдя от него с пустыми руками и не получив нигде помощи, он отправляется к третьему другу, о котором никогда не заботился и с которым не делился своими радостями, и говорит ему с пристыженным и потупленным взором: "Я не смею обращаться к тебе, так как знаю, что ты не видел с моей стороны в отношении к тебе никакого добраго дела, ни даже простого расположения. Но так как меня теперь постигло ужасное горе, и ни одна из надежд на моих прежних друзей не оправдалась, то я и решился придти к тебе просить оказать мне, если можешь, хотя какую-нибудь помощь. Прошу тебя: не откажи мне, не напоминай мне теперь о моей прошлой несправедливости". Но друг говорит ему с веселым и ласковым лицом: "Нет, я считаю тебя истинным другом и, помня о том незначительном благодеянии, которое ты мне когда-то оказал, я отдам тебе сегодня с процентами. Не бойся и не робей: я буду твоим предстателем, буду просить за тебя царя, чтобы он не отдавал тебя в руки врагов твоих; так ты ободрись и не печалься". Тогда этот человек, растроганный, сказал ему со слезами: "О, я безумец! О чем мне прежде плакать? Презирать ли мне себя за свое глупое пристрастие к неблагодарным друзьям, забывшим оказанное мною им добро, или же сокрушаться о той безумной несправедливости, которую я выказал в отношении тебя, истиннаго, искренняго друга?!" 

     <...>

"Под первым другом здесь следует разуметь любостяжательность и богатство. Из-за них человек подвергается безчисленным опасностям и терпит много горя. Когда же приходит час смерти, то все его богатство ничего полезнаго ему дать не может, кроме рубища, в котором можно быть похороненным. Под вторым другом следует разуметь жену, детей, родственников и друзей. Привязанный к ним телом и душою, человек ничего не жалеет для них и бывает с ними неотлучно. В час же смерти он ничего от них не получает, кроме провожания к могиле, после чего они сейчас же возвращаются к своим делам и заботам; так же скоро перестают вспоминать о нем и забывают даже о месте могилы когда-то любимаго человека. Под третьим же другом, бывшем в пренебрежении, считающимся недостойным, с которым не только не искали сближения, но котораго, напротив, избегали; который был как бы отверженным, надо понимать совокупность всего хорошаго, как-то: веру, надежду, любовь, сострадание, человеколюбие и всякия другия добродетели, вообще, все, что может нам быть полезным в час смерти, быть нашим ходатаем пред Господом, освободить нас от наших врагов, от власти тех немилостивых сборщиков податей, которые в том свете безжалостно берут следуемое и стараются только об одном, чтобы иметь нас в своей власти. Тот есть наш истинный друг, который помнит даже о малейшем благодеянии, оказанном ему с нашей стороны и с процентами возвращает данное".» (прп. Иоанн Дамаскин «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»).


                3. Притча о царе, выбираемом на год

«Знал я один большой город, граждане котораго имели обыкновение брать себе в цари какого-нибудь иноземца, совершенно незнакомаго с их законами и обычаями, которому они предоставляли неограниченную власть в продолжение одного года. По истечении же этого срока они вдруг неожиданно нападали на него, когда он беззаботно жил в роскоши, предаваясь всяким наслаждениям, считая свою власть упроченной до конца жизни; снимали с него царския одежды и торжественно водили без одежды по городу, после чего изгоняли на какой-нибудь отдаленный остров, где он томился в лишениях пищи и одежды, терпел голод и стужу. Как неожиданно достались ему роскошь и жизнь в веселии, так же неожиданно оне обратились в горе и лишения.

Но как-то раз гражданам того города попался умный и смышленый царь, который не чрезмерно увлекался выпавшим на его долю счастьем и не подражал беззаботности своих предшественников, но постоянно думал о том, чтобы навсегда укрепить свое благополучие. Будучи пытливым, он узнал однажды от одного из своих советников об обычае своих подданных — изгонять царей, и что потому следует обезопасить себя на последующее время. Выведав, на какой остров ему придется уже вскоре отправиться и, таким образом, оставить власть и свои сокровища, которыми он до сих пор свободно пользовался, он отобрал от них большое количество золота, серебра и драгоценных камней, вручил их своим самым преданным слугам и велел отвезти на тот самый остров, куда ему предстояло отправиться. Когда прошел годичный срок, граждане, собравшись, поступили с ним, как и с его предшественниками. Но его предшественники терпели в изгнании голод и стужу. Этот же, приготовив большия сокровища, продолжал жить в роскоши и веселии, таким образом, благодаря уму, упрочив свое дальнейшее благополучие.

Под городом ты разумей здесь эту пустую, обманчивую мирскую жизнь; под гражданами — власть диавола, царствующаго над мраком мира сего, прельщающаго нас его наслаждениями и удовольствиями; по его же внушению люди смотрят на тленное и кратковременное, как на вечное и нетленное. И вот нас, находящихся в таком обмане и заблуждении, не заботящихся о будущих вечных и прочных благах, а потому и не готовящихся к тому, чтобы быть достойными обладания ими, внезапно постигает гибель чрез смерть. Тогда-то позорные, злые обитатели мрака, под господством которых многие люди провели всю свою жизнь, отведут этих людей в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма (Иов. 10, 22).

Под добрым же советником, сказавшим тому мудрому царю всю правду и направившим его на спасительный для него путь, разумей мое ничтожество, меня, который пришел указать тебе истинный, благий путь, приводящий к вечным, нетленным благам. Ты его найдешь, если оставишь все мирское, вводящее в обман, что и я злополучно любил; любил и я все эти мирския удовольствия и наслаждения.

Но, взглянув на них умственными духовными очами, проследив весь ход человеческой жизни, заметив, как одно в ней приходит, другое проходит, ничто не имеет ни твердости, ни постоянства: богатые не пребывают вечно в богатстве, сильные—во власти, мудрецы—в мудрости, изнеженные роскошною жизнью—в роскоши, считающие себя в безопасности висят на волоске, что вообще ни одно из земных благ непрочно и невечно, но все они подобны потокам тающаго снега, низвергающимся в неизмеримую глубину моря (так переменчиво и временно земное счастие!), я понял, что все это пустота и суета, и что от всего этого нет никакой пользы. Как до меня ни одно из земных благ не было прочно и постоянно: ни богатство, ни слава, ни власть, ни почет, но все проходило и предавалось забвению, так оно будет и после меня. Никому не дано в удел наслаждаться на земле вечно.

Таким образом, я понял, как мучает этот мир людей, какия они претерпевают в нем превратности.“» (прп. Иоанн Дамаскин «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»).

           <...>

«"Отправление этих сокровищ в вечное царствие производится руками нищих. Ибо премудрый пророк Даниил говорит Вавилонскому царю: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным, вот, чем может продлится мир твой (Дан. 4, 24). Сам Спаситель сказал: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечныя обители (Лук. 16, 9). И во многих местах Св. Евангелия мы читаем, что Господь предписывает милосердие к бедным. Руками бедных ты вернее всего отправишь сокровища на небеса. Милостынею ты расположишь к себе Господа, и Он за это воздаст тебе несравненно большим, ибо в воздаянии даров Он всегда побеждает любящих Его.

Таким образом, ты, раздав богатство этого мира, (в порабощение котораго ты уже достаточно бедствовал), будешь достаточно снабжен для пути, ведущаго к истинному благу, купив ценою преходящаго и временнаго, незыблемое и вечное» (прп. Иоанн Дамаскин «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»).
 


                4. Внутренняя  связь между этими притчами

Все три притчи тесно связаны между собой по смыслу и образуют одно стройное целое. Внимательно рассмотрим эту связь.

Первая притча наглядно показывает, как житейские наслаждения, которым мы так самозабвенно предаёмся, отвлекают нас от памяти смертной и страха Божия, без которых мы забываем об опасности нашего положения и не прибегаем к помощи Божией.

Вторая притча наглядно показывает, что кроме житейских наслаждений от спасительных дел  нас отвлекают своей кажущейся важностью заботы о богатстве ( о деньгах и имуществе) и угождение нашим ближним.

Таким образом первые две притчи показывают нам, как наши «лучшие» друзья 1) житейские наслаждения, 2) богатство и 3) близкие, которых мы любим больше всего на свете и на которых так надеемся, подводят нас после завершения этой весьма кратковременной жизни, если ещё не раньше.

А третья притча наглядно показывает нам 1) как плачевно заканчивается жизнь всех тех, кто понадеялся на этих «друзей» и 2) как нам вместо того, чтобы  бездумно предаваться их лукавой дружбе обратиться к спасительным делам, которые и являются нашими истинными друзьями: к памяти смертной, страху Божию, молитве, чтению Священного Писания, спасительным таинствам Церкви (Крещению, Исповеди, Причащению) и милосердным поступкам.  Есть и другие вечные  друзья, которых приводят  с собой эти шесть, например, заповеди Божии, дружба с которыми является их исполнением.

Преподобный Иоанн Дамаскин кратко объединяет их в двух  ключевых понятиях:
 
«...Основание всякаго блага есть страх Божий и исполнение воли Божией. Это есть начало всякой мудрости и вместе с тем совершеннейшая мудрость» (прп. Иоанн Дамаскин «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»).


                5. Связь этих притч с учением Господа

Как эти притчи связаны с учением Господа, изложенном в Его притчах и словах? Эту связь частично раскрывает  прп. Иоанн Дамаскин, автор «Сказания..»:

«Выслушав это, Иоасаф спросил: "Учение пренебречь земными благами и вступить на многотрудный путь имеет началом своим учение Апостолов, или же составлено недавно вами и есть произведение вашего ума, который нашел это средство лучшим для достижения истиннаго блаженства?"

На это старец отвечал ему: "Я тебе не предписываю никаких законов, составленных недавно, но привожу заповеди, издревле данныя нам, ибо Господь следующим образом отвечал одному богатому юноше, спросившему Его: Что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь, и хваставшему, что он исполняет все, предписанное законом: Одного тебе не достает, пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах: и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалию; потому что у него было большое имение. (Марк 10, 21, 22). Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лук.18, 24, 25). Все святые, зная эту заповедь, всячески старались освободиться от обузы богатства. Они освобождались от нея, раздавая его бедным, приобретя этим самым вечное богатство. Они же брали крест свой и следовали за Христом; одни достигали этого мученическою кончиной, как я тебе ранее это сказал, другие аскетическим подвижничеством. И этим истинно мудрым поведением не оставляли в себе ничего, что напоминало бы о их прежней плотской жизни. Поэтому запомни эту заповедь Христа, Царя и Бога нашего, отвлекающую нас от всего тленнаго и обращающую к вечному".» (прп. Иоанн Дамаскин «Сказания о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа»).


 Однако этим  связь трёх рассмотренных притч с учением Господа не  ограничивается. Приведу несколько других примеров, свидетельствующих об этой глубокой взаимосвязи.

Нельзя делать 1) наслажднения, 2) богатство и 3) близких  своими главными друзьями, потому что они как терние заглушают посеянное в нас Господом семя Царства Небесного, ибо все «те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк 8:14). У Христа перечислены  почти те же препятствия  духовного развития, только  в другом порядке.

И в других евангельских притчах и словах помимо притчи о сеятете Господь не устаёт говорить об этом.

                О наслаждении житейском

Так в притче о богатом и Лазаре устами Авраама Он говорит богатому, всю свою жизнь прожившему в наслаждениях житейских: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25).

                О богатстве

А о богатстве: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).

                О домашних

А о домашних, отвлекающих человека от Царствия Небесного, Он прямо говорит: «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:36).

                Притча о блудном сыне

У блудного сына «друзьями» тоже были наслаждения (блудницы), деньги (часть полагающегося ему наследства) и его близкие товарищи, но они подвели его ещё при жизни, так что он имел возможность вовремя одуматься.

Тем самым Господь показал, что лучше вовремя познать ненадёжность этих друзей, и обратиться к Отцу, чем слишком поздно узнать о вреде этой «дружбы»,  как это произошло с богачом в притче о богаче и Лазере.


                Дополнение

Рассмотренные притчи учат не тому, чтобы совсем не иметь в жизни наслаждений, вообще не заботиться о хлебе насущном и не угождать близким, а о том, чтобы не предпочитать их делам спасения. И в том случае, когда они начинают противоречить заповедям Божиим, выбирать исполнение заповедей.


Рецензии
Замечательные притчи и отличный комментарий! Спасибо за них, уважаемый Владислав! Я только одно хотел бы заметить. Как мне кажется, человеку в земной жизни не возбраняются многие вещи, в том числе владение вещами, деньгами, семейная жизнь. Все дело в приоритетах. «Ищите прежде всего Царства Божьего и правды его, а остальное приложится вам» - примерно так говорил Иисус. А любимый мыслитель Толстого, Дж.Рескин писал так: «У кого религия на втором месте, у того ее нет совсем. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо, чтобы он был в сердце на втором плане. Тот кто отводит ему второе место, не отводит никакого». Я Вам уже приводил раньше эту цитату. Интересно также вспомнить теорию идеализации А.Свияша, согласно которой жизнь не дает или отбирает у человека те вещи, которым он придает повышенное значение, идеализирует. Наблюдения показывают справедливость этой теории, но Свияш не смог правильно объяснить, почему так происходит. А все просто. Когда человек идеализирует какую-то вещь, он создает «идола», который заслоняет для него Бога. И жизнь стремиться разрушить этого идола. Подробнее об этом в самой работе, в папке «Эзотерика и мистика».

Евгений Терещенко   01.09.2023 11:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгений.

Сердечное спасибо за отзыв и понимание. Из трёх мыслей Дж.Рескина, А.Свияша и Вольтера у Вас возникает целая стройная система. Она проста, изящна и не навязчива, заменяет собой целые килограммы современной словесной макулатуры. Написал рецензию на вашу статью "О законе идеализации А. Свияша". Диалог с Вами радует меня. Мне кажется, что мы всегда хорошо понимали друг друга.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   01.09.2023 20:14   Заявить о нарушении