Был ли царем Симеон Бекбулатович?
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Иван Грозный в 1575 году снова разделил государство на две части. В свой удел он включил бывшие опричные земли Подвинье, Поморье, Вологду, Пошехонье, Ростов, Суздаль, Козельск, Перемышль, Лихвин, и бывшие земские земли Дмитров, Старицу, Зубцов, Ржев, Псков с Порховским у. и многие другие. В его уделе находились и действовали основные приказы Дворцовый, Разрядный, Дворовая четверть, приказ Большого прихода, Судный и другие. Остальной частью государства он поставил управлять Симеона Бекбулатовича.
Крестившегося только в 1573 году касимовского царевича Симеона Бекбулатовича Иван Грозный сделал царем, о чем в Большой Российской энциклопедии сказано: «В октябре 1575 по невыясненным причинам царь Иван Грозный сделал Симеона Бекбулатовича номинальным правителем государства, а себе выделил особый удел. От имени С. Б. вёлся документооборот на основной территории Рус. гос-ва, за исключением удела Ивана IV. Во время посольских церемоний Симеон Бекбулатович сидел рядом с Иваном IV. Не позднее 2.9.1576 царь прекратил политический маскарад, лишив Симеона Бекбулатовича титула «великого князя всея Руси». Владел Тверским княжеством на правах удела, в Твери у него имелся собств. двор наподобие царского.»
По распоряжению царя Ивана Грозного Симеон Бекбулатович был венчан в Успенском соборе московского Кремля «царским венцом», после чего стал официально величаться или получил титул Великого князя Всея Руси, но не царя, и бояре не присягнули новому царю, оставшись верными бывшему государю.
Существует версий почему Иван Грознай посадив на трон Симеона. Первая версия –руками Симеона Иван Грозный решил расправится с неугодными дворянами и боярами, по второй версии Грозный хотел избежать своей смерти, предсказанной ему в 1575 году, и по третьей версии - борьба за место правителя Речи Посполитой. Последние две не выдерживают никакой критики.
Челобитная Симеону от Грозного все объясняет. 30 октября 1575-года" Иван подал Симеону челобитную, ,в которой просил просил: в государстве "людишек перебрать ", что означало пересмотреть службы, денежные и поместные оклады "людей служилых" и прочее.
По - нашему мнению Симеон Бекбулатович был венчан на царство, но не помазан?
«Помазанник Божий является олицетворением Иисуса на земле, данным Богом спасителем-мессией. Его руками Всевышний спасает народ и земную Церковь от истребления сатаной, как духовного, так и физического. Он олицетворяет живое орудие в руках Господних». …
Главное выделим: «Помазанник Божий является царем избранного Всевышним народа. Он возводится на престол государства, чей народ выбрал Господь, и представляет собой Главу воинствующей Христовой Церкви. Православный царь – отец народа, его начальник, доброжелатель и защитник. Где есть глава государства, там есть и порядок, а из-за его потери часто бывают беды. И как в семье не может быть более одного отца, так и в государстве не может быть больше одного правителя.»(«Божий помазанник, помазание на царство»
«Помазание миром может совершаться при венчании православного монарха. Иногда осмысляется как таинство особая форма миропомазания, а иногда - как в корне иной обряд…. Первовенчанный русский царь – Иоанн Грозный - был венчан без помазания. Но в 1561 году году, с учётом греческого образца, был составлен новый чин, в который было включено и помазание миром. При этом, в отличии от греческого источника, помазание было помещено после венчания, а не до него. Этим было подчеркнуто особое та;инственное значение именно этой составной части чина воцарения» («Помазание на царство» https://drevo-info.ru/articles/21140.html)
После венчания Сна царство Симеон Бекбулатович не мог быть помазан на царство так как: «Где есть глава государства, там есть и порядок, а из-за его потери часто бывают беды. И как в семье не может быть более одного отца, так и в государстве не может быть больше одного правителя.»
Таким образом Иван Грозный даже после венчания на царство Симеона Бекбулатовича оставался единоличным правителем Руси!
Свидетельство о публикации №223081400973