Чем удивлял Су-27 при первом знакомстве - 2

     ...Дальше особенности Су-27 наглядно проявляются с началом полётов.

     Пришло время вылетать на Су-27. И в первый раз и сразу самостоятельно. Для начала совершили пробежку, - это, можно сказать, «иммитация» взлёта. Выруливание на полосу, по команде РП обороты на максимал, разбег и по достижению скорости подъёма носового колеса, сброс оборотов, торможение и сруливание с полосы. Прочувствовали процесс начала взлёта. И прочувствовали и впечатлились.

     А сам первый взлёт и полёт на Су-27, конечно, произвёл незабываемое впечатление, - всё было просто и понятно, самолёт был очень послушным и реагировал на рули мгновенно. Сделал три полёта по кругу с уходом на второй круг с высоты выравнивания, а на следующем заходе посадка. Вот и весь самостоятельный вылет!

     Но все этапы полёта по кругу были знаменательными, они было всё впервые, всё было новым. Всё было не так, как на Яу-28П, всё было с новизной и новизной лучшей. Только не получалось «глубоко» прочувствовать эту новизну, потому как тут же наступал новый этап полёта по кругу и новая «новизна». В первом полёте по кругу спрессовалось много новых ощущений. Но на выравнивании полные обороты и уход на новый полёт по кругу, где уже было повторение и это было здорово. Наверное, это были ощущения сродни ощущениям не умеющего плавать человека, когда его бросают в воду. Вроде бы жестоко, но очень полезно. Сразу всё воспримешь и научишься. Сделал три таких полёта по кругу с уходом с высоты выравнивания. И каждый новый полёт был более понятным, более простым.

     В этом полёте было ощущение, что ты уже летал на этом самолёте. Сам факт, что вылетали мы на нём без провозки инструктором на спарке, говорит о возможностях Су-27, о его отличной управляемости и лётных качествах.

     При даче РУДов на максимал на взлёте сразу ощущаешь всю мощь двигателей в виде мощного толчка и очень энергичного разбега. Отрыв самолёта после разбега тоже впечатляет, энергичный, чуть ли не прыжком, особенно при частичной заправке. Уборка шасси быстрая, учитывая давление в гидросистеме под 300. Опять же после взлёта начинает работать речевой информатор. После Як-28П, конечно, непривычно и даже мешает, но со временем это ощущение прошло. А ещё особенность, это ИЛС, – информация на лобовом стекле. Прямо перед глазами бегут цифры скорости, высоты и прочая информация. Сначала непривычно, хочется смотреть на показания обычных приборов. Приятно удивляет высокая посадка в кабине с шикарным обзором. Раньше на Яке вроде как выглядывал из кабины, а здесь просто «обозреваешь».

     Приятно удивляет просто мгновенная реакция самолёта на отклонения ручки управления. Безо всякой задержки сразу за отклонением ручки по крену, тут уже отклоняется и крыло.

     А при переводе самолёта с горизонтального полёта в набор нет никакой задержки, - даешь РУД вперёд и сразу ручку на себя. Нет задержки скорости, без видимых усилий самолёт переходит в набор высоты просто «играючи».

     В стратосфере на сверхзвуке самолёт реагирует на отклонение рулей, как и в обычном полёте, нет вялости, инертности. Удивляют, конечно, и цифры на вариометре в наборе высоты, которые могут быть даже в виде цифры «100»!

     Великолепная реакция самолёта на отклонения ручки управления, это всё заслуга СДУ – Системы Дистанционного Управления. Её смысл в том, что лётчик, отклоняя ручку, не отклоняет напрямую рули управления, а подаёт команду в СДУ, которая, учитывая скорость, высоту, угол атаки, перегрузку, отклоняет соответствующие рули управления, не давая превысить всевозможные ограничения.

     Все эти замечательные «особенности» сделали Су-27 великолепным самолётом-истребителем, опередившим своё время, что подтверждает его многолетняя «живучесть».

- на фото: - Су-27 – аэр. Гудаута.

11.08.2023 – Севастополь.


Рецензии