Хрен

Фото из Интернета


          Проживая по молодости еще в старом доме, я много работал, выезжая то в командировки, то на вахты. Соня воспитывала нашу дочь Ксюшеньку и занималась домашним хозяйством.
 
          Каждое возвращение, засучив рукава, я что-то ремонтировал, строил, латал…

- Варлаам, перекопай в первую очередь землю под картошку, а потом вдоль виноградника с обеих сторон, – во время завтрака делится планами супруга, – а я грядки посею и рассаду начну высаживать… ты же вчера с грядками закончил?

- Угу! – не отрываясь от поглощения бутерброда, качнул головой в знак согласия.

- Точно?! – Сонечка сощурила глазки.

- Агу-ага-мы-гуа-гу! – промычал я, пережевывая пищу, запивая чаем.

          Хоть и весна, а днем припекает. Поэтому с перекопкой надо закончить часов до десяти утра. С шести времени вагон. Беру вилы, лопату и начинаю рыхлить участок под картошку. Первую высаживаем ведро, разрезая на две части. К июлю уже своя молодая, да рассыпчатая. Вторую в конце мая. В сентябре убираем, просушиваем и в погреб на зиму.

          Чтобы весной не рвать пупок, осенью с первыми морозами перекапываю огород и грядки, не разбивая смерзшиеся комки чернозема. А сейчас одно удовольствие работать. Земля рыхлая. Одной штыковой управился.

          Ну, вот… здесь закончил, теперь к винограду.

          Прошел вначале вилами, подорвал грунт и приступил лопатой. Мы на этой площади чернозем ни разу не рыхлили. Комья разбиваю, сорняки собираю и… Что за напасть. То ли корень, то ли деревяшка, какая мешается. Не могу лопатой вытянуть. Побежал в сарай за совковой лопатой и ломиком.

- Варлаам, ты куда?

- В сарай! Не отвлекай!

          Супруга знает, что, если я за что-то взялся, пока не сделаю, отвлекать нельзя. Поэтому она только и сказала.

- Понятно!

          У нее работа спорится. Начала рассаду высаживать. Ксюша в коляске сидит, кепочка «мухоморчик», что-то агукает да напевает, играя на солнышке.

- Тебе лом зачем?! – Сонечка привстала и с огромным любопытством провожает меня взглядом.

- Да там доска на углу участка в земле… мать перемать ее через колено… Или камень, сам не разобрал, – это я все на ходу. Не знаю, слышит моя любимая или нет?

          Работал, словно экскаватор. На полметра точно углубился. Такого большого корня, да еще ветвистого я не видел: «Может здесь раньше дерево росло, а может…».

          Иду довольный, несу этого «удава».

- Вот, выкопал! – не без гордости показываю Сонечке.

- Это же хрен! Вар-а-а-ам, да что ты такой непутевый… А?

- Какой хрен?

- Листья, которые я в огурцы при солении кладу, – и как давай смеяться в полный голос.

          Ксюшенька притихла. Смотрит то на маму, то на меня и улыбается.

- И что делать?

- Ну, сам себе работу нашел. Будем «хренятину» делать, а это, – она ловко оторвала снизу корешок и еще несколько молодых отростком, – я посажу в то же место. Только в следующий раз не выкопай. Я там палку воткну. Хорошо?

- Угу!

          Закончив рыхлить землю вдоль виноградника, я сидел на веранде, мыл и перекручивал ручной мясорубкой корни хрена. И, несмотря на то, что прибор был замотан в полиэтилен, слезы градом катились из глаз, а нос отказывался дышать.


Рецензии
Поучительная история, Варлаам.
Лучше бы оставили его где был, и хрен с ним. Слез было бы меньше.
:)

Сергей Винтольц   24.04.2024 14:31     Заявить о нарушении
Благодарю я Вас, Сергей,
За добрые слова и за улыбку!

И к Вам с теплом! И всех Вам благ!

Варлаам Бузыкин   26.04.2024 19:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 70 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.