Исихазм
- устремлённость молитвенного внимания в глубину сердца;
- непрестанная молитва.
Добавление к этим двум компонентам третьего – НЕРАЗВЛЕКАЕМОСТИ молитвы, свободы от любых помыслов, даёт уже метод исихазма.
То есть, непрестанная неразвлекаемая молитва, устремлённая в глубину сердца – это и есть метод исихазма.
Исихазм – это тишина. Тишина от любых помыслов, как плохих, так и хороших. Только молитва, устремлённая в сердце. Непрестанная.
Устремлённости внимания в сердце можно научиться. С непрестанностью уже сложнее. Самое трудное – неразвлекаемость. А тем более – неразвлекаемость непрестанной молитвы. Насколько это реально для современного человека? Даже при наличии опытных и непрелестных духовных наставников непрестанная неразвлекаемая молитва всегда была достоянием единиц.
Молитва – меч духовный, жизненно необходимый христианину в его борьбе. От наличия меча и его остроты зависит исход битвы с врагом. Неправильные учения о молитве лишают христианина оружия и делают его беззащитным.
«На помянутое Божественное умное делание и хранение сердечного рая никогда никто из правоверующих не дерзнул произнести хулы, но всегда все относились к нему с великою честию и крайним благоговением, как к вещи, исполненной всякой духовной пользы. Но начальник злобы и супостат всякого благого дела – диавол, видя, что наиболее чрез это делание умной молитвы монашеский чин, избирая благую часть, сидит неотторжною любовию у ног Иисусовых, преуспевая в совершенство Его Божественных заповедей, и чрез то делается светом и просвещением миру, начал таять завистию и употреблять все свои козни, чтобы опорочить и похулить это душеспасительное дело и, если можно, совершенно истребить с лица земли. И то, как сказано выше, чрез сарацын, во всем ему подобных, истреблял книги, то в чистую и небесную этого делания пшеницу насевал свои душетленные плевелы, чтобы посредством безрассудных нанести на это спасительное дело хулу тем, что самочинники, касавшиеся этого делания, ради своего возношения, вместо пшеницы пожинали терние и вместо спасения находили погибель (преподобный Паисий Величковский «Главы об умной молитве»).
Сейчас многие неправильно учат об умном делании. Вот основные учения:
1. Дыхательный метод. Привязывание молитвы или ее частей к фазам дыхания.
Этот метод опасен, не помогает делу и приносит вред, описанный в тексте «Несколько тезисов о молитве». Понимая его опасность, подтвержденную многочисленными опытами, популяризаторы такого учения говорят, что молитва по третьему образу преподобного Симеона Нового Богослова – это удел опытных молитвенников, людей высокой духовной меры. Причем, под таковыми они ещё и подразумевают людей, опытных именно в дыхательном методе (которого нет у древних святых отцов!). Таким образом, они закрывают вход к молитве всем остальным, лишая их духовного оружия. Ссылаясь в одном на преподобного Симеона Нового Богослова, они прямо противоречат ему в другом. Они опровергают его утверждение о том, что третий способ молитвы необходим именно новоначальным. Приведём соответствующий отрывок полностью.
«Вопрос: но почему же первый и второй образы внимания и молитвы не могут доставить сего?
Ответ: потому что мы не так употребляем их, как следует. Св. Иоанн Лествичник, уподобляя сии образы, как бы лествице некоей о четырех ступенях, говорит: иные укрощают страсти, и смиряются; иные поют, т.е. молятся устами; иные упражняются в умной молитве; иные восходят в созерцание. Которые берутся восходить по сим ступеням, не начинают с верхних, чтоб нисходить к нижним, а от нижних идут к верхним, – ступают на первую, потом на вторую, далее на третью и, наконец, на четвертую. И вот таким образом может, кто желает, подняться от земли и взойти на небо: ВО-ПЕРВЫХ, НУЖНО ПОДВИЗАТЬСЯ УМОМ И УКРОТИТЬ СТРАСТИ, во-вторых, упражняться в псалмопении, т.е. молиться устами, потому когда умалятся страсти, тогда молитва уже естественно доставляет удовольствие и сладость даже языку и вменяется в благоугодную пред Богом, в третьих, молится умно, – и в четвертых, восходить в созерцание. ПЕРВОЕ СВОЙСТВЕННО НОВОНАЧАЛЬНЫМ, второе – преуспевающим, третье подходящим к последним степеням преуспеяния, а четвертое – совершенным.
Итак, НАЧАЛО не другое какое есть, как умаление и укрощение страстей; а они не другим каким способом умаляются в душе, КАК ХРАНЕНИЕМ СЕРДЦА И ВНИМАНИЕМ: ибо, как говорит Господь наш, от сердца исходят помышления злые, которые сквернят человека; там и потребны внимание и хранение» (Слово о трех образах молитвы).
Вот еще цитата из святителя Григория Паламы:
"Видишь, брате, что не духовно только, но и вообще человечески рассуждая, необходимейшим делом надо признать, чтоб те, кои возжелали сами себе принадлежать и воистину по внутреннему человеку быть монахами, вводили ум внутрь тела и держали его там. Да и самых НОВОНАЧАЛЬНЫХ не неуместно научать, чтоб внимали себе и навыкали вводить ум свой внутрь чрез дыхание. Ибо того, кто не стал еще созерцательным, никто из добремудрствующих не будет отклонять от некоторых приемов к введению ума в себя самого" ("О священнобезмолвствующих, 9).
Примечание: введение ума в сердце через дыхание и дыхательный метод - это разные вещи. Подробнее смотри в тексте "Молитва и дыхание".
2. Имябожничество
По их учению суть умного делания состоит в единении с именем Божиим, которое само есть Бог. Под благим предлогом ревности о прославлении имени Божьего, они ввергают людей в ересь. А какая молитва может быть у еретика?
Выводы.
Бог недопознаваем, то есть может быть познаваем безконечно, но никогда не будет познан людьми до конца. Его можно и нужно познавать непрерывно. Будьте совершенны, как совершён Отец ваш Небесный. Человек никогда не сможет достичь этого, но может и должен всегда к этому стремиться. Так и с исихазмом. Может ли современный христианин достичь непрестанной неразвлекаемой молитвы? Не знаю. Но думаю, что он может и должен стремиться к этому. Главное – иметь цель и видеть правильный путь.
Свидетельство о публикации №223081501204