Позорная пятёрка

Примером идеального тренинга навыков для меня стала слепая десятипальцевая печать по методу Шахиджаняна. Уже лет пятнадцать печатаю тексты не глядя на клавиатуру

Помню, как освоил её через пиратские версии сначала на русском, затем - English. Немного переживал, что не оплатил такую полезную программу: выдающуюся и с точки зрения психологической поддержки на протяжении 100 уроков тренировки голого автоматизма - на русскую версию ушло полгода тренинга, на English - 3 месяца, - и с точки зрения бесконечного повторения комбинаций пальцев на клаве не глядя на неё.

И я встретил - случайно? - Шахиджаняна в метро.

- Здравствуйте! Хочу вас поблагодарить за чудесную программу! Я освоил слепую печать и хотел бы оплатить программу - у меня была пиратская версия.

Автор программы, как настоящий психолог, не удивился, но оценил поступок и не взял денег за уже пройденную программу, а предложил купить диск с новым продуктом.

Довольный возвратам кармического долга я вспомнил, как также не удивился мой преподаватель психологии в университете, когда пришёл к нему на экзамен пересдавать пятёрку.

Обычно пересдают тройки или четвёрки в погоне за красной исключительностью. Но любая идея фикс приводит к красноте не только корочек диплома но и щёк. Точнее, могла бы, но… не всех.

Отличники, - из-за нелепой заботы о красноте их дипломов я поставил себе пятёрку во время социального эксперимента нашего психолога на экзамене - давно уже забыли этот эпизод.

Наш психолог Георгий Андреевич любил необычные тесты для оживления студентов. Экзамен - где есть риск потерять шансы на красный диплом - хорошие условия для стрессового выбора.

Психолог разделил нас на две группы и дал задание командам. Он сказал, что победившей группе нужно будет самим решить, кому поставить пять, а кому -четыре. На шестерых он выделил три пятёрки и три четвёрки. А группа проигравшая соревнование получала квоту на три четвёрки и три тройки.

В нашей группе оказались отличники, претендовавшие на красный дипломы. Мне поручили выступить от группы и, видимо, я был убедительнее моего товарища из другой группы и нам дали пятёрки и четвёрки разделить поровну.

Среди всей группы, похоже, только я не возражал против четвёрки, но подвела излишняя для той ситуации сензитивность - я кожей ощущал липкий страх отличников увидеть четвёрки в своих зачётках и переоценил их потенциальную готовность себе их поставить. Когда вышло время на обсуждение решения из которого мне запомнилась, как замерли девушки отличницы и как пытался выскользнуть из ситуации будущий краснодипломник, говоря, что мы заигрались и это преподаватель должен ставить нам оценки. Мне хотелось поставить себе четыре - и так и следовало поступить - но мне стало жалко этих отличников, что если я поставлю себе четыре - как внёсший наибольший вклад в победу и вроде как лидер группы - и они по совести поступят так же… наивный был.

Чтобы как-то сдвинуть ситуацию из паралича решения, я взял зачетку и поставил себе пять. Думал, что те, кто не внесли никакого вклада в победу нашей подгруппы поставят себе четыре, а кто переживал за красноту диплома и ради этого готовы были опозориться, поставят себе пять и мы выполним условия задачи.

Где уж там. Следом за мной со вздохом облегчения все пятеро поставили себе пятёрки. Потому и пошёл я пересдавать самую позорную пятёрку в своей жизни.

Георгий Андреевич не удивился. Я снова ответил на попавшийся билет. Попросил ещё один. Ответил и на него. Хотел дотянуться до четвёрки и попросил третий билет - психолог сказал.

- Владимир, ты заработал свою пятёрку. Твой экзамен закончился.

Жизнь вернула ситуацию двадцать лет спустя. Уже в столице я получал второе высшее в престижном вузе. Преподавателю было лень по взрослому принимать экзамен и он предложил группе сделку - нам нужны три добровольца на четвёрки и тогда остальным можно поставить пятёрки.

Четвёрка означала, что красного диплома не будет. Я сразу понял, какую оценку выбираю, хоть и успешно защитил магистерскую диссертацию за пару дней до этого и стал первым добровольцем. Вторым - парень-священник. Третьей - участница, знавшая, что если будет экзамен, больше тройки ей не заработать и с радостью согласилась.

Почему я первым попросил себе четвёрку? Думаю, двадцать лет спустя жизнь позволила мне до неё дотянуться.


Рецензии