История игрушек

Трудно поверить, что куклы первоначально делались для взрослых. В глубокой древности люди верили, что на небе, земле, под землёй и в воде живут злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости и дерева. Когда на Русь пришло христианство, языческих богов стали нещадно уничтожать. Первые кукольные театры были созданы тоже не для детей, а для взрослых. Кукол использовали при своих ритуальных действиях жрецы, шаманы, колдуны.

Еще до появления в России кукольных театров давали представления на ярмарках, на бульварах, в городских дворах бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Под громкие звуки музыкального ящика – шарманки кукольники показывали из-за маленькой ширмы представления, главным героем которых чаще всего был Петрушка.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение. Есть куклы перчаточные, они надеваются на руку, есть куклы, которыми можно управлять, например, с помощью ниток и т.д. Театральная кукла называется марионеткой. В Москве находится Центральный театр кукол имени С.В. Образцова.

Дети всегда любили игрушки, благодаря которым, они как бы готовились к взрослой жизни. Не случайно любимой игрушкой девочек во все времена считалась кукла, ведь девочка – это будущая мать. Самой старой кукле на свете около двух тысяч лет. Археологи нашли её в одной из римских гробниц. Игрушка принадлежала девочке, происходившей из знатного рода. По обычаям тех времён, она была заранее помолвлена с неким Филетом, но не дожила до свадьбы. В гробницу рядом с девочкой положили и её любимую куклу.

В старину для игрушек годился любой материал: камешки, ракушки, ленточки, тряпочки. Крестьянские дети использовали для игры в бабки кости домашних животных. Игрушки для детей делали дома из подручного материала. Потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу, но дети из небогатых семей, не имевшие возможности купить игрушки, продолжали играть самодельными. Это были: тряпичные куклы, деревянные «чурбачки», соломенные кони, глиняные свистульки. Своими руками изготавливали обереги – тряпичные куклы, не имеющие лица, которые привлекали в дом достаток и защищали от бед (фото такой куклы из Интернета помещено в начале статьи).

С XVI века мастера стали делать оловянных солдатиков, которых век спустя стали “одевать” в подлинные военные мундиры разных эпох. Создаются целые армии, с которыми можно разыгрывать баталии. В то время славились своим искусством немецкие и итальянские мастера, один из которых, мастер из Нюрнберга, предложил делать солдатиков единого размера: пешая фигурка – 32 мм, конная – 44 мм, не считая головных уборов. Этот вид фигурок стал называться «нюрнбергским». Именно таким был знаменитый солдатик из сказки Г.Х. Андерсена. Объемные оловянные солдатики появились в 1940-х годах во Франции и достигали высоты 5-6 см. В нашей  стране также производились оловянные солдатики. Сейчас игрушечных воинов делают не только из олова, но и из алюминиевых сплавов и пластмассы.

Некоторые люди делают оловянных солдатиков дома своими руками. Во многих странах мира есть кружки и общества любителей оловянных солдатиков, производятся национальные и международные выставки произведений военно-исторической  оловянной миниатюры или, попросту, оловянных солдатиков.

В Москве была фабрика по изготовлению кукол «Кумир» («Кукольный мир»), созданная в 1921 году. В 1925 году эта фабрика, где выпускались куклы и мягкие игрушки (мишки, зайцы), на международной выставке в Париже получила диплом.  ОАО «Кумир» («Кукольный мир») было закрыто в 2013 году.

Среди народных промыслов по изготовления глиняной игрушки видное место занимает Дымковский (с. Дымково близ г. Вятки). Многие игрушки – это свистульки. Среди игрушек наряду со сказочными оленями, птицами есть домашние животные, представленные в необычных ситуациях, например, медведь-музыкант, играющий на балалайке. Из городского быта XIX века в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Дымковская игрушка, вылепленная из красной глины, после обжига окрашивается разведённым на молоке мелом. Сейчас заменой этому служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняется роспись темперными красками красного, жёлтого, зелёного, синего цветов.

Есть и другие известные промыслы изготовления глиняной игрушки: Каргопольской (Архангельская область), Филимоновский (Тульская область). В д. Филимоново при лепке мастерицы несколько вытягивают в высоту любую фигуру. Особенно заметно это проявляется в лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи. Фигуры людей выходят стройные и довольно изящные.

Один из наиболее старых  промыслов резьбы по дереву находится в  Богородском, близ г. Сергиева Посада. В XVI – XVII веках здесь стали вырезать из липы, ольхи, осины игрушки. Самый популярный герой богородской скульптуры – медведь. Он выполняет один или вместе с человеком какую-нибудь работу, например, есть игрушка «Кузнецы». В с. Богородском делают также фигурки людей, всадников, упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей.

Художник и архитектор Сергей Васильевич Малютин в начале 1890-х годов создал русскую матрёшку. За основу её создания была взята японская игрушка. Матрёшка очень популярна  в качестве сувенира у иностранцев. Её делают во многих областях нашей страны. Если в г. Сергиевом Посаде матрёшку расписывают довольно спокойными красками, то в г. Семёнове Нижегородской области матрёшка представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов.

В 1918 году был организован Художественно-педагогический музей игрушки АПН СССР. Первым его директором стал художник и искусствовед Н.Д. Бартрам. В музей вошли частные коллекции кукол конца XIX - начала XX веков, поступившие из крупных музеев страны, царских дворцов и дворянских особняков, а также произведения народных мастеров. Музей размещался в то время в Москве в здании на  Пречистенке там, где сейчас находится Литературный музей А.С. Пушкина, с 1931 года - в г. Сергиевом Посаде.


Рецензии