Баишевская астана

Святой имам Бухары Бахауддин Накшбанд* (1318—1381) прославлен в веках как великий распространитель ислама по всему миру. Основанный им суфийский орден Накшбандия — общество аскетов-мистиков, важнейшей задачей которых было мусульманское подвижничество. Шейхи-проповедники этого ордена принесли ислам суннитского толка в Туркестан, Индию, Анатолию (Малая Азия), в Балканские страны, в Аравию, на Северный Кавказ и Поволжье. В конце жизни Бахауддин обратил свои взоры на Сибирь. Для утверждения там ислама его ученики — 366 шейхов в сопровождении 1700 воинов отправились в середине 1394 г. проповедовать в далёкие северные края. Благодаря их миссионерской деятельности Западная Сибирь стала самым северным форпостом мусульман.
____________________________
* Накшбанд (перс.) — наносящий узор.

К тому времени Сибирь уже полнилась жуткими историями о зверствах, которые творил в Золотой Орде прибывший из Ургенча хан Узбек, силой обращавший татар-тенгриан** в ислам. Потому сибирские тенгриане встретили мусульманских проповедников во всеоружии. 300 шейхов были убиты в первый же год миссии, 63 шейха вернулись в Бухару, 3 шейха остались проповедовать на берегах Иртыша. Уцелели только 252 воина.
________________________________
** Тенгрианство — языческая религия, распространенная по всей Сибири примерно с конца 2-го тыс. до н.э. Поскольку системного письменного изложения доктрины тенгрианства нет, дать точное описание её невозможно. Известно, что в центре религии было поклонение Тенгри-хану — небесному Духу-Хозяину, проживающему в Голубом небе. Он (благодетельный, всезнающий и правосудный) распоряжался судьбами человека и всего народа. Он — творец мира, но и сам есть мир. Ему подчинялось всё в Мироздании — и небожители, и тёмные духи, и люди.

Убитых шейхов сразу признали авлиями — святыми мучениками за веру. Их, как правило, хоронили рядом с местом гибели. Над могилами устанавливали своеобразные деревянные 4-, 6-, 8-угольные мазары (мавзолеи) авлий — астаны*** (астуны). К нашим дням сохранились 29 сибирских астаны, наукой подтверждены захоронения 17 шейхов-авлий. Все астаны являются местами поклонения верующих. Мулла или хранитель астаны периодически проводят там в честь авлия особый обряд поминовения — катын астана аш (в отличие от простого поминального обряда катын аш).
____________________________
*** Астана (фарси.) — «порог дворца», «место отдыха и сна». Шейхи Накшбандия представляли тарикаты (методы духовного возвышения и мистического познания Истины) персидской культурной традиции. Ввёл в язык понятие «астана» великий поэт Джелаладдин Руми, сторонник тариката Кубравия (Хорезм).

Самая почитаемая сибирская астана находится близ деревни Баишево (Баишевская) (Вагайский район Тюменской области, правый берег Иртыша). Пожалуй, она единственная в своем роде. Согласно преданию, 7 посещений баишевской астаны заменяют хадж в Мекку. Опять же согласно преданию там покоятся останки авлия Сулеймана Бакыргани (1091 — 1186), более известного под прозвищем Хаким-Ата (Мудрый Отец). Когда будущему авлию исполнился 15-ый год, ему явился дух легендарного пророка Хидра, самого умного пророка ислама, и повелел юноше зваться Хаким Сулейманом (Мудрым Сулейманом). Он со временем и в самом деле стал Полюсом Полюсов — достиг высшего просветления суфийских святых. В частности, Хаким Сулейман является автором «Ахыр заман китаби» («Книги о кончине мира») — мусульманского Апокалипсиса, повествующего о приходе Даджаля (Антихриста в исламе). Другими словами, для мусульман Хаким-Ата равен христианскому Иоанну Богослову.

При каждой сибирской астане издревле закреплён её хранитель — карауцы (караучи). Считается, что родоначальниками сибирских династий карауцев были близкие родственники похороненных в астанах шейхов-авлиев. Неоспоримым главным свидетельством прав каждой семьи карауцев является сачара (шежере) — рукопись в виде свитка, передаваемая по наследству.

Сачара баишевской астаны утеряна, что привело к путанице и религиозной смуте по вопросу: кто на самом деле похоронен в мазаре?

Читатель наверняка заметил, что Хаким-Ата умер за 195 лет до кончины имама Бахауддина Накшбанда и за 208 лет до похода 366 шейхов в Сибирь. Миссионерской деятельностью он занимался в Поволжье. Последние годы жизни провёл на берегах Амударьи или Сырдарьи. Известно, что Сеид-Ата — карауцы астаны Хакима-Аты обратил в ислам хана Узбека во время пребывания того в Хорезме. На право быть последним пристанищем великого авлия претендуют: Узбекистан (близ Ургенча или в Карапалкстане), Таджикистан (близ Худжанта), Казахстан (близ города Туркестана) и Россия (Баишевская астана).

Из пяти претендентов только баишевцы не могут хотя бы как-то объяснить, каким образом святой оказался в Сибири. Правда, последнее время появилась слабенькая версия, будто исламские миссионеры проникали в северные края уже в XI в. Но доказательств тому нет, да и причём здесь Хаким-Ата?

С другой стороны, тысячи правоверных сибирских мусульман уже не одно столетие совершают паломничество к Баишевской астане вместо хаджа. Ставить под сомнение факт упокоения в этом месте Хакима-Аты, значит, ставить под сомнение исполнение ими пятого столпа ислама****, вменённого Аллахом Всевышним. Однако, как известно, безымянные для людей святые могут быть гораздо ближе к Богу, чем иные известные нам по имени. Если появилась вера в великую силу Баишевской астаны, если она только крепнет день ото дня, значит, так оно и должно быть. И всё происходит справедливо.
________________________
**** Пять столпов ислама: Шахада (свидетельство о вере в единого Бога), намаз (молитвы), закят (милостыни), саум (пост) и хадж (паломничество в Мекку).


К сожалению, чуть ли не в XIX в. появился слух, будто в Баишевской астане похоронен покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и сибирские мусульмане совершают паломничество к его праху.

Из достоверных источников мы знаем, что 5 ноября 1582 г. отряд Ермака разгромил воинство хана Кучума. Иван Грозный отблагодарил всех участников похода, а Ермаку пожаловал шубу и двойную кольчугу со знаками государя. В августе 1584 г. на островке при впадении в Иртыш реки Вагай на казаков напали татары Кучума. В пылу схватки Ермак оступился, упал в реку, и доспехи утянули его на дно. Уже в наше время из фольклора сибирских татар вырисовалась такая история. В 12 верстах ниже устья реки Вагай на берегу Иртыша который век стоит селение Епанчинские юрты. Стояло оно там и во времена Ермака. Через 8 дней после гибели атамана рыбачил на Иртыше Еныш, внук князя Бегиша. Под конец рыбалки сети его вытащили утопленника в двух кольчугах. Ермака опознали сразу же, положили труп на помост посреди поселения и расстреляли из луков — так аборигены традиционно отдавали дань уважения покойнику-чужеземцу. Кольчуги с мертвеца сняли. Одну отослали победителю Ермака мурзе Кайдаулу, вторую посвятили белогорскому шайтану. Тело же атамана почему-то долгое время оставалось нетленным. Его возили по поселениям, показывали народу. А потом похоронили. Возможно, что и рядом с Баишевским погостом, но никак не в астане.


Рецензии