Неужель будет диссертация по мне?..

На днях я наткнулся в инете вот на какую вещь...

"Художественное своеобразие произведений Габделя Махмута"
                Галямова Гульшат Сайфутдиновна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ,
625049, Российская Федерация, Тюмень, ул. Амурская, 75;
e-mail: tipkmvd@mvd.ru

Аннотация

В статье рассматривается жизненный путь и литературное творчество русскоязычного
сибирско-татарского писателя Абдулина Махмута Касимовича. Знакомство с фактами
жизни автора необходимо не только для объяснения литературного багажа, но для его
понимания и осмысления. Автор показывает неповторимые черты и свойства,
проявляющиеся в художественной форме произведений Мастера. Отмечается
интернациональный дух, пронизывающий его художественные произведения. Говорится о
важности творческих идей Габделя Махмута направленных на всестороннее развитие
личности, равенстве и братстве многонациональных народов России.

Введение

Исследование биографии создателя художественного произведения вызывает интерес не
только к его произведениям, но и интерес к его личности, помогает понять позицию,
мировоззрение писателя и, следовательно, глубже проанализировать его произведение.

«Изучение жизненного пути писателя относится к числу тех проблем, которые всегда вызывали живой интерес и литературоведов, и методистов, и учителей-практиков. Это закономерно, так как «жизнь художника не менее волнующее и поучительное явление, чем судьба созданных им героев» [Маранцман, 1998, 38].

«Биография художника слова является не набором отдельных, изолированных фактов его жизни и творчества. Биография – это «олицетворенное время», «духовная эволюция писателя и материальное ее выражение возникновение творческих стимулов на различных витках жизни». [Колокольцев, 1991, 54].

Так, знакомство с биографией писателя является необходимым условием познания его
художественного мира, так как биография дает раскрыть проблему творческой эволюции писателя, увидеть картину формирования личности художника слова, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи.
Актуальность исследования биографии писателя – это нахождение взаимосвязи между
творчеством и жизнью писателя. Изучение биографии – это не только интерес к его личности, его идеям, которые он отражает в своем творчестве, и не только некий ключ к изучению произведений, но и совокупность воспитательно-образовательных задач подрастающего поколения.

В последнее годы появилось немало содержательных исследований по творчеству Габделя Махмута. Литературное творчество нашло отражение в трудах Л. Ефремовой,
Р.М. Кильметовой, М.А. Сагидуллина, Г.С. Галямовой и др. Но, несмотря на это, еще не полностью изучен его жизненный путь и тематика произведений, характер его многогранного проявления в современной литературе. Не выявлены этапы становления писателя, не раскрыта индивидуальная неповторимость как художника слова.

«Изучение биографии должно раскрыть внутреннюю жизнь писателя, развитие и
становление его личности и таланта, величие его души, его место в истории и в литературе, его отношение к природе, обществу, человеку. Биография изучается затем, чтобы найти объяснение чувствам, которые владели писателем» [Горобец, Новикова, 2006, 6].

Знание биографического материала о писателе помогает получить информацию об общественной и литературной жизни, эпохи и почему именно автора интересует тема, которую он раскрывает в своем творчестве, почему создает именно таких героев…
Изучение деятельности Г. Махмута нельзя сводить к осмыслению только основных идей, которые вкладывает автор в свое творчество. Читатель должен осознать и осмыслить, что литературное творчество писателя – это по преимуществу возможность и талант автора сформулировать свою взгляды, передать свои чувства и, конечно, воздействие на свою аудиторию через систему языковых средств, через слово.

Целью настоящей работы является исследование жизни и творчества русскоязычного
писателя Габделя Махмута. Для изучения данной темы нами использовались аналитический, исторический, описательный, библиографический, системно-структурный методы анализа источников и метод цитирования.  Основным объектом исследования послужили произведения, публицистические статьи и
другие материалы, представляющие интерес для раскрытия темы.

Основная часть

Творчество прозаика, драматурга, публициста Габделя Махмута стало национальным
достоянием не только Тюменской области, но и Татарстана, и России в целом. Габдель Махмут – русскоязычный писатель (прозаик, драматург, публицист), член Союза журналистов СССР (1989), член Союза писателей РФ (1995), участник Международной конференции писателей севера (г. Салехард,1996 г.). Лауреат литературной премии Ямала (2013 г.), Лауреат Всероссийской
литературной премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка (2021 г.).

Сегодня в российской литературе есть уже целый ряд писателей – татар по происхождению, но пишущих на русском языке. Их творчество часто называют русскоязычной татарской литературой. Они внесли большой вклад в пропаганду достижений татарской литературы как на общероссийском, так и мировом уровне. Помогают приоткрыть для себя сложный мир внутренних противоречий и сомнений современной татарской культуры.

Габдель Махмут пополнил ряды таких известных русскоязычных татарских романистов,
драматургов, поэтов, как Диас Валеев, Роман Солнцев, Рустем Кутуй, Ахат Мушинский, Шамиль Идиатуллин, Салават Юзеев, Равиль Бухараев, Николай Шамсутдинов, Гузель Яхина, Альбина Нури и др. «Я стал писателем, пусть и русскоязычным, только потому что родился татарином. Будь я русский человек, никогда б не задумался о проблемах в межнациональных вопросах, что
составляет основу моего творчества... В моих произведениях – сплошь и рядом – присутствует и дух, и душа моего народа…», пишет Габдель Махмут в статье «Не чужой я вам».

Габдель Махмут, несмотря на то что вплоть до окончания десятилетней
общеобразовательной школы общался только на родном сибирско-татарском языке, смог стать русскоязычным писателем. В этом его сила, его самобытность и успех.
Настоящие полное имя, фамилия и отчество писателя – Абдулин Махмут Касимович.
Литературный псевдоним – Габдель Махмут. Он родился 24 мая 1951 г. в сибирском селе Вагай Вагайского района Тюменской области в семье сельских тружеников.

Начальную школу Габдель Махмут окончил в татарской деревне Митькино, которая стала родиной, восемь классов в школе-интернате в соседнем селе Казанка, а среднюю школу – в селе Второвагай Вагайского района, которая находилась в шестидесяти километрах от родной деревни Митькино.

В 1968 г. он поступил учиться на 2-й курс клубного отделения Тобольского областного культпросветучилища по специализации «Дирижер-руководитель самодеятельного хорового коллектива».

После окончания третьего курса училища, в мае 1970 г. был призван на срочную службу. В 1970-1973 гг. служил в армии, в Морских частях погранвойск Комитета
государственной безопасности при Совете Министров СССР. Девять месяцев обучался в
Учебном отряде морских специалистов погранвойск в городе Анапе на такие специальности, как радиотелеграфист-специалист засекречивающей аппаратуры связи и помполит надводного корабля. После два года охранял морские рубежи страны на пограничном корабле, дислоцированном в городе Новороссийске.

После службы продолжил учебу в Тобольском культурно-просветительском училище,
окончив его, в феврале 1974 г. был направлен на работу в Ярковский районный отдел культуры Тюменской области. Работал методистом, директором Ярковского Районного дома культуры. В 1975 г. поступил в Челябинский государственный институт культуры на факультет «Культпросветработа» по специальности «Методист-организатор клубной работы», который окончил без отрыва от производства в 1980 г.

В январе 1977 г. с семьей переехал в город Лениногорск Татарской АССР. Работал
помбуром в Лениногорском Управлении буровых работ, директором Парка культуры и отдыха им. М. Горького, художественным руководителем Дома техники нефтяников им. М. Калинина ведомства нефтегазодобывающего управления «Лениногорскнефть».

В апреле 1982 г. уехал по вызову на Север. Первые два года работал в отделе культуры Надымского горисполкома – директором сельского дома культуры, режиссером народного театра городского дома культуры.

В 1984 г. перешел в производственную отрасль Миннефтегазстроя: работал буровиком,
плотником, балластировщиком трубопроводов (магистральных газопроводов) в СУ-41 треста «Севертрубопроводстрой». С августа 1987 г. по январь 1991 г. в том же тресте работал корреспондентом многотиражки «Трасса».

Габдель Махмут в 1991 г. после ликвидации трестовской многотиражки трубостроителей учредил свою газету «НОРД-ВЕСТник», сделал ее органом надымских литераторов. Это была первая частная газета не только в области и округе, но и первая – в стране. Газета жила на заказах предприятий-юбиляров, спонсоров-предпринимателей, чем зарабатывала на жизнь. Такого журналиста, его приглашают организатором в создавшуюся пресс-службу Производственного объединения Надымгазпром.

В декабре 1998 г. Габдель Махмут по конкурсу переведен работать в состав Мэрии
муниципального образования город Надым и Надымский район на должность начальника
Управления культуры. С апреля 2000 г. работал директором Муниципального архивного
учреждения [Габдель Махмут, www].

Габдель Махмут начинает публиковаться в периодических изданиях с 1977 года. Первые художественные рассказы родились в 1982 году. Сегодня в его писательском багаже – рассказы, повести, драмы, сказки, сказания, легенды, притчи… Его произведения включены в региональные учебники литературы Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области («Литература Тюменского края» (1996) [Данилина, 1996], «Страна без границ» (1998)[Горбачева, 1998]. «Мифология, фольклор и литература Ямала» (2001) [Попов, Цымбалистенко, 2002], «Хрестоматия тюменских писателей» (2015) [Коняев, 2015]), в интернет-библиотеки
страны и ближнего зарубежья, он состоит в списке «Выдающиеся татары», имеет свой сайт в Интернете.

Г. Махмут автор книг «Земляки», «От белой змеи» (М., 2001), «Поскреби татарина» (М.,
2001), «В сердце Ямала», «На кончике пера», «Неразлейвода» (Екатеринбург, 2011) и др.

В его произведениях национальный дух и мироощущение. Они воспитывают любовь к
отечеству, к людям, преданность своей вере, уважение к земле своих предков. Он пишет об интересных людях разной профессий: буровиках, строителях, моряках-пограничниках, о родных сибиряках-татарах, работниках культуры, о северянах, о любимом таежном крае(«Татарчонок», «Белая змея», «Когда проснулась река», «Любя, погибнуть» и другие).

Талантливыми экспериментами в многогранном творчестве писателя предстают его
Установки на творчество: («Камертон») и На гениальность («Ключи для прометеев»),
которые он определил как новый жанр в литературе - жанр ПОЭПРОЗ.

В книги «Время собирать – 1» и «Время собирать – 2» вошли миниатюры, публицистика, статьи, очерки, документальные рассказы о коллегах, друзьях, где поднимает нравственные, философские, общечеловеческие, давно волнующие темы [Габдель Махмут, 2021, 2020].

Габдель Махмут является реальным воплощением колоритной талантливости, ума и
трудолюбия творческих сил своей нации. Он мастер слова, который не закончил литературный институт, но колоссальным желанием и интеллектом овладел писательским мастерством.

В произведениях Г. Махмута важную роль играют образные сравнения, отражающие
национально-специфические представления и ассоциации и поддерживающие доминирующую стилевую линию повествования. Писатель наполняет свое творчество социально-духовным содержанием, ему характерно обращение к духовному опыту своего народа, сконцентрированному в отдельных личностях, ищущих в истории ответы на злободневные вопросы современности. Он прослеживает движение национального сознания в политическом, нравственном и художественном аспектах.

Прозаик, публицист, драматург Габдель Махмут внес в литературу определенную новизну, которая отражается в изображении сибирской природы, создании образа сибирского человека, использовании элементов фольклора сибирских татар.
Тематика произведений автора многогранна. В первую очередь, это тема любви к родному краю, малой родине, уважительное отношение ко всему родному: языку, культуре, жизненному укладу сибирских деревень, философии жизни народа.
В хрестоматийных сюжетах заложено глубокое понимание и воспроизведение жизни
сибирских деревень. Автор исследует человеческие души, убедительно изображает
переживания своих героев, их радости и боль.

Изданная на русском и сибирско-татарcком языках книга Габделя Махмута «Сибирская
баллада» получила Диплом 2 степени в региональном конкурсе «Книга года 2022» в номинации «Лучшая книга художественной прозы». В данной номинации драматургическое произведение было представлено только «Сибирской балладой». Издателем и переводчиком на сибирскотатарский язык является Максим Сагидуллин.

Пьеса «Сибирская баллада» была написана в 2018 г., в то время, когда в обществе стал возрастать интерес к историческому прошлому народа, семейным истокам, своей родословной. Действие пьесы происходит в реально существующем селе Тукуз Вагайского района, в конце XIX столетия. В тексте также упоминаются такие населенные пункты Тюменской области, как Ялуторовск, Тобольск, Тюмень, Митькино.
В пьесе автор показывает свои истоки, деревенский уклад жизни с его людьми и событиями, происходившими в то время. Главные темы «Сибирской баллады» – национальный быт, взаимоотношение поколений, интернационализм, любовь, дружба.

Как пишет кандидат филологических наук М.А. Сагидуллин: «Особую роль в пьесе Габделя Махмута играет язык персонажей. Автор с точностью передает сибирскотатарский акцент в русской речи своих героев, русский сибирский говор русскоязычных Павла и казаков:
...«ПАВЕЛ: … Много чем выживат сибиряк-то. Ни к кому не казуя претензий. Молодцы, что тут скажешь – никто не бездельничат…»
...«БАГМАН (раздеваясь, ко всем). Ну, распологайси, уважаим гости, хто где хочете, сигодня мой дом – ваш дом. Хозяйка здесь – моя Нафис. Скоро приготовит кушать, будим ужинывать. А ты, дарагой Павлуша, ни биспокойсы, мой Сабирка все сделаит, как ты сказал: лошади распригет, в канюшну завидет, сена, овса даст, (показывает у столика на саке) син утыр вот суда, да расскажи тепирича, с чем к старику Багману пожаловал. Дела нынча у сына моего друга
Митрия, кажис, очин важный?..» [Филолог о пьесе…, www]

В его творчестве простота, народность, произведения читаются легко, чем и привлекают читателя. Он отражает современность, его актуальные темы – дружба народов, нравственность и мораль, человеколюбие, природа, реалистичность. Габдель Махмут является знатоком психологии людей, всегда точно и выразительно передает внутреннюю экспрессию персонажей, мастерски создает национальный колорит, показывает общечеловеческие ценности.

Основные литературные произведения автора отличаются разнообразием характеров,
формированием разных образов. У многих героев Г. Махмута имеются прототипы. Образы и события в рассказах он создает как настоящий мастер-художник, в соответствии с реальным миром. Реализует свои идеи в оригинальных героях.
Рассматривая творчество Г. Махмута, замечаем, что в рассказах отражаются события пережитые и увиденные когда-то самим автором. Его цель приобщить читателя к духовным, нравственным ценностям, формирование бережного и корректного отношения ко всем людям [Галямова, Бабшанова, 2020, 272].

На протяжении многих лет Габдель Махмут является автором сайта Проза ру., где очень много интересных писателей с серьезными произведениями прозы и поэзии, публицистики, научных статей и др.

Еще одна интересная страница в творчестве Габделя Махмута, это то, что он пишет песни («Остров счастья в море газовом», песня о Ярково, четыре песни о Севере), как он сам об этом говорит «занимался сочинительством песен». Он был зачинателем бардовского движения в городе Надыме (ЯНАО), в 1987 г. организовал известный в Надыме и Ямале КСП «Витражи», куда на первое занятие пригласил Булата Окуджаву, и он прислал телеграмму-поздравление…

Творчеству писателя ничто не чуждо, он обращается и к социальным проблемам
современной жизни, его интересует и перспектива развития национальных традиций. Габдель Махмут ежегодно пишет десятки статей по проблемам истории татарского народа, о жизни, также и простых тружеников села, так и о ярких личностях современности. Они часто появляются в научных изданиях, в сборниках конференций, также на его страницах в социальных сетях.

Заключение

Литературное творчество Г. Махмута представляет собой искреннее повествование о нравах и обычаях простых людей, представителем которых является сам автор. В автобиографических рассказах, не лишенных особого обаяния, он естественно пишет о событиях своей жизни так, как они были в действительности. При этом следует подчеркнуть своеобразие творческого метода писателя. Ему свойственен романтический взгляд на события и факты, на характеры персонажей своих рассказов, пронизанных стремлением раскрыть характерные черты жителей Сибири. Он вносит большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию культурного
наследия татарского народа и обеспечивает доступ к национальном традициям через
литературу.

Таким образом, можно констатировать, книги писателя способствуют решению многих значимых для сибирских татар вопросов: самостоятельности языка, возрождения традиций и дальнейшего этнокультурного развития [Шагбанова, 2022, 128].

Библиография

1. Габдель Махмут. URL: http://www.gabdel.ru/from/from.htm
2. Габдель Махмут. Время собирать – 1: сборник миниатюр и публицистики. Салехард: Ямал-Медиа, 2021. 255 с.
3. Габдель Махмут. Время собирать – 2: сборник публицистики. Салехард: Ямал-Медиа, 2020. 367 с.
352 Culture and Civilization. 2022, Vol. 12, Is. 5А
Gul’shat S. Galyamova
4. Габдель Махмут. Сибирская баллада. URL: http://proza.ru/2018/08/15/604
5. Галямова Г.С., Бабшанова Г.Н. Национальный колорит в региональной литературе // Современное
педагогическое образование. 2020. № 12. С. 272-276.
6. Горбачева Н.Н. (сост.) Страна без границ. Литературная хрестоматия для учащихся 8-11 классов. Тюмень:
СофтДизайн, 1998. Кн. 2. 496 с.
7. Горобец Н.И., Новикова И.А. Биография писателя в системе эстетического развития учащихся. Архангельск,
2006. 135 с.
8. Данилина Г.И. (сост.) Литература Тюменского края. Хрестоматия в трех книгах. Тюмень: СофтДизайн, 1996. 304
с.
9. Колокольцев Е.Н. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах.
М., 1991. 174 с.
10. Коняев Н.И. (ред.) Хрестоматия тюменских писателей. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2015. Т. 2. 496
с.
11. Маранцман В.Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников. М.; Л., 1998. 75 с.
12. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень, 2002. 265 с.
13. Филолог о пьесе «Сибирская баллада». URL: http://proza.ru/2020/07/01/888
14. Шагбанова Х.С. Сибирские татары – пассионарии Сибири // Образование и право. 2022. № 8. С. 126-129.
15. Даутов Е.Н. Эклектика как стилевое направление в оформлении интерьеров: рубеж XIX и XX веков// Язык.
Словесность. Культура. 2018. № 6. С. 18-24.
16. Даутов Е.Н. Взаимосвязь художественного образа и функционального решения в эклектике в общественных
интерьерах россии рубежа XIX и XX веков// Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 4A. С. 851-857.


Что я на это могу сказать? Только высказать безмерную мою благодарность автору Г.Галямовой!.. Дай, Аллах, этой предобрейшей душе воплощения всего ею задуманного!


Рецензии
Здравия, Махмут! Прочёл комменты, некоторые не верят, наверное завидуют. А я скажу так: товарищи-господа писатели, давайте порадуемся за признание кого-то из нашей прозарусовкой братии в научных и академически-чопорных кругах словесности.
Искренне вас поздравляю!
И крепко жму вашу руку, хотя и мысленно!
С почтением Владимир

Владимир Радимиров   08.11.2023 15:12     Заявить о нарушении
Спасибо, коллега, за моральную поддержку Вашу, что разделяете мои приятности. Многие, как и Вы, отозвались без всякой зависти, и таких большинство среди братьев по перу, так что к выпадам отношусь спокойно. Сайт так придуман, что к каждому прои можно писать и критику, и дифирамбы... И что, если кто-то отзовется положительно, то надо вычеркивать, как предлагает критикан? А если рецензент не с этого сайта тем более? Я включил этот реферат (и другие) на страницу потому, чтобы не копаться в инете каждый раз, если вдруг кто поинтересуется... С благодарностью за визит и поздравление,

Габдель Махмут   09.11.2023 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.