Почему застрелился Маяковский

В школьные годы из всех советских поэтов мне почему-то больше всех нравился Владимир Маяковский. Мне вообще нравились мужики, сильные, с громким голосом, уверенные. И его стихи, часто трудные для запоминания, но близкие по духу пионера, а потом комсомольца. Вспомните его знаменитые: «Читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза.»  Мне даже довелось читать «Стихи о советском паспорте» на концерте вначале на школьном вечере, а потом на концерте художественной самодеятельности в поселковом клубе для взрослых в честь очередной   годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.  Или такая цитата из стихотворения поэта:
Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца.
Светить, и никаких гвоздей.
Вот лозунг мой и солнца.

Мы в те годы знали, что Маяковский покончил с собой, хотя ранее критиковал другого известного поэта Сергея Есенина за самоубийство. Что же привело ктакому трагическому концу великого пролетарского поэта? Об это я и хочу поведать в своей заметке.

Владимир Владимирович Маяковский родился в 1893 году в Закавказье в семье лесничего из обедневших дворян. В 1908 году его исключили из пятого класса гимназии из-за невозможности родителей платить за обучение сына. В том же году Маяковский начинает свою революционную деятельность.

Первый опыт обращения Маяковского к политике в составе нелегальной партии большевиков едва ли можно признать удачным. Сначала его арестовали по делу о подпольной типографии и освободили как несовершеннолетнего под надзор родителей. В двух других случаях следователи не нашли улик его участия в преступлениях. Пока шло следствие, юный Маяковский в 1909-1910 гг. провёл полгода в одиночной камере Бутырской тюрьмы.

Окончательно освободившись, Маяковский решает порвать с политикой и отдаться поэтическому творчеству, к которому почувствовал вкус. Он оставляет партию и сближается с кругами поэтов-футуристов. Накануне Первой мировой войны публикуются его первые стихотворения. Тогда же Маяковского исключают из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за смелые публичные выступления – видно, что по убеждениям он оставался таким же революционером, как и в 15 лет.

В самом начале Первой мировой войны Маяковский, подобно почти всем молодым людям той поры, был охвачен патриотическим порывом и попросился добровольцем на фронт. В этом ему было отказано из-за политической неблагонадёжности. Правда, спустя какое-то время его мобилизовали, но Маяковский уже не хотел проливать свою кровь «за царя и отечество». По протекции Максима Горького, он был записан для прохождения службы в автомобильную школу.

Её начальник генерал Секретёв незадолго до Февральской революции даже наградил поэта «за усердие». «Благодарность» Маяковского была своеобразной – в дни свержения самодержавия он вместе с товарищами по автошколе арестовал генерала.

События революции захватили Маяковского. Он снова становится на сторону большевиков. Весь свой творческий пыл он отдаёт пропаганде дела пролетарской революции. Выступает со своими зажигательными стихами на публичных собраниях и митингах. Работает в РОСТА, рисуя и оформляя своими стихами агитационные плакаты, поднимающие дух рабочих и крестьян на борьбу против белогвардейцев и интервентов. Одновременно пропагандирует как новое стилевое направление «коммунистический футуризм». После Гражданской войны создаёт «Левый фронт искусств», издаёт его журнал, пишет его манифест, где оправдывает искусство только одной целью – служить делу революции и социалистического строительства.

На середину 1920-х годов приходится пик популярности Маяковского. Он издаётся многотысячными тиражами – как автор не только стихов и сатирических поэм, но и как журналист-международник, рассказывающий об «ужасах» капиталистического Запада, куда его регулярно выпускали. Советские газеты и деятели искусства ему льстят, называя его «великим пролетарским поэтом».

14 апреля 1930 года возлюбленная Маяковского актриса Вероника Полонская поссорилась с ним. Поэт убеждал её развестись с мужем, окончательно перебраться к нему, а также уйти из театра. Вероника отказалась. Уходя, она услышала выстрел. Прибежав, она увидела Маяковского залитым кровью, с пулевым ранением в груди.

Но предсмертную записку Маяковский написал ещё два дня назад, прося никого не винить в его смерти. Видно, что поэт испытывал глубочайший кризис. Ещё раньше он организовал выставку, посвящённую его творчеству, под названием «20 лет работы». Но её не посетил никто из партийных руководителей и крупных советских писателей. В это же время в газетах развернулась травля поэта. Литературные критики утверждали, что Маяковский «исписался», что он не настоящий пролетарский поэт, а всего лишь «попутчик».

Эта травля возникла не случайно. Маяковский не был подхалимом, он писал то, во что искренне верил. В то же время сталинскому стилю в искусстве был чужд творческий поиск новых форм поэзии, характерный для Маяковского. Сталину были не нужны футуризм и прочие -измы в искусстве как слишком сложные, по его мнению, для рабочих масс, Поэт, видимо, трагически переживал эту несовместимость и не смог с нею совладать.

Зато мёртвого Маяковского, который уже больше ничего не мог написать, удобно было поднять на щит как «великого поэта».


Рецензии