Смотритель Галереи. Хармс в нашей современности

(наброски к прозе)

+
Нынешние питерские интеллектуалы не ''болеют'' Хармсом – Даниилом Ивановичем Ювачёвым,
основателем известного объединения «ОБЭРИУ». Вы, надеюсь, знаете, кто такие «обэриуты»?..
А между тем, творчество Хармса, повлияло на наш русский рок (Борис Гребенщиков, Вячеслав
Бутусов, «Умка» и пр.) и даже на давно ''расшифрованного'' в деталях ''заумного'', но в общем
простого и до примитивности понятного литературного постмодерниста Виктора Пелевина.

+
Что же касается самого Хармса, с присущим ему мрачноватым юмором в стиле гротеска, и его
товарищей-«обэриутов», то судьба их была трагична… Об этом поётся в одной из самодеятельных
песенок в стиле авторского пения под гитару: «Их вывели во двор поодиночке, и не было от них с
тех пор ни строчки…». Да и у самого Даниила Хармса есть почти пророчески-драматические стихи
«Из дома вышел человек…», которые повествуют о судьбе некого индивида, который отправился
купить табак для своей трубки –«и с той поры исчез…».

+
Так вот. О Хармсе и «обэриутах», в нашей культурной столице, разумеется, помнят. Странноватому
поэту и прозаику времён крутой ''сталинщины'' (Ленинград тогда был в большой немилости у
властей), едва исполнилось 35, когда его расстреляли неведомо за какие грехи перед Отчизной.
Видимо, за ''непонятность'' и замысловатый «Орден заумников DSO», в котором поэт состоял по причине своих литературных увлечений тогдашней поры.  Таковой же была судьба и некоторых собратьев Хармса по общему творческому цеху.

+
Когда репрессировали, Хармса, отправив его в «Кресты», в блокадном Ленинграде люди умирали
от холода и голода. Думается,  в то страшное время у властей не было особой нужды тратиться на
содержание заключённых. Проще было  пустить их в расход. Сами по себе «обэриуты» ничего из
себя опасного не представляли. Они язвительно отзывались о тогдашнем зажравшемся обществе
мещан, мещан от культуры – тем паче.

+
В самом деле: неумно ''косить'' под Хармса в наше ''продвинутое'' время. Сейчас никто даже и не
скрывает своей вопиющей необразованности. А истинный интеллект многие прячут глубоко, дабы
общая обнаглевшая от своей сомнительной ''правоты'' масса ''потребитедей'' не сожрала живьём.
Хармс почти не актуален. В приоритете – очень тонкий, до изощрённости интеллигентской юмор
начитанных не меру индивидуалистов современности. <Продолжение следует…>.


Рецензии