Каникулы в Белоруссии

     Нас с Леной пригласили от Движения «Общение и освобождение»   на каникулы в Белоруссию.  Идея поехать именно туда возникла во время каникул во Владимире в прошлом году.
  Лена купила билеты на Ласточку. Поезд Москва - Минск отходил в 6.20 утра. Мы решили переночевать в гостинице при Храме рядом с вокзалом.
       Мы заранее заказали службу помощи маломобильным пассажирам. Вечером ей позвонили на телефон. Мужской голос сказал:  «Я  из Белорусск..» и дальше было не слышно. Мы решили, что звонят из Минска и Лена подтвердила, что там мы будем в 13.10. Мужчина спросил : « А не в 6.20 ?».
    Мы так и не поняли друг друга и положили трубку. Через пять минут позвонил начальник службы помощи и задал главный вопрос :  « Где Вы находитесь?» Мы ответили, что в Москве. После этого мы договорились.
На следующий день Лена проснулась в 4.36 утра и в шоке сказала мне, что мы проспали. По ее словам, я очень быстро и ловко собрался. Приехали на обычном такси вовремя. Подождали службу помощи.
Мы увидели двоих из нашей группы Иосифа и его сына Филиппа, они шли до вокзала пешком от Дома  Паломника. Места для инвалидов в Ласточке находятся в 10 вагоне, это в конце перрона.  Лена везла коляску, а наш багаж погрузили на тележку. Нас догнал начальник поезда и стал знакомиться. У меня было такое ощущение, что я какая- то элита. Начальника поезда звали Максим и он сказал, если что-то не так, мы можем к нему обратиться. За время поездки он подходил к нам несколько раз и спрашивал: «Чем надо помочь?». Еще мне запомнилась помощь младшего персонала Надежды. Она помогала добывать кипяток из кулера, объяснила порядок проверки документов  и т.д.
       Коляска прикрепляется ремнем безопасности к стенке напротив туалета. А если человек с ограниченными возможностями хочет, он может пересесть на кресло около двери выхода из вагона. Там рядом кресло для сопровождающего, тихо и спокойно. Я все время смотрел в окно. Нам предлагали кофе, чай, напитки, еду. Были только две остановки: Смоленск и Орша. Смоленск – это граница России и Белоруссии. Обычный поезд их Москвы в Минск идет 8 часов, а Ласточка – 6 часов 50 минут. Мне показалось быстро. К 13 часам мы подъехали к Минску. Мы выходили последними. Начальник поезда подошел к нам и опустил рампу (маленький мост), чтобы я мог выехать из вагона на перрон. К нам подошла белорусская служба помощи (один человек). В о время путешествия по вокзалу он спрашивал, с какой целью мы приехали в Минск, не на лечение ли. Вокзал в Минске оказался приспособленным для инвалидов, везде лифты и пандусы. 
       Водитель микроавтобуса  ждал  нас на остановке на улице Дружная. Его звали Сергеем. Он спросил, поедет ли с нами еще кто-то. Другие члены нашей группы , ехавшие в этом поезде, остались погулять по Минску, и мы поехали одни. Домчались за полчаса.
    На территории Каритаса мы  увидели 5 коттеджей. Водитель по дороге нам объяснил, что здесь ночуют дети, у которых диагностировали онкологию.  Это как бесплатная гостиница при больнице. Комната была большая, там находились три кровати. Я обратил внимание, что туалет полностью для меня приспособлен. Как я понял, на первом этаже три комнаты. одна из них для уборочного инвентаря. Комната мне понравилась: большие окна пропускали много света.
На другие этажи я не подымался, так как не было лифта. В другом коттедже находилась администрация и конференц-зал. на третьем этаже без лифта.  В нашей общине было много человек, которые мне помогали подняться. Спасибо  им.   
В другом коттедже находилась часовня святого апостола Луки, тоже на втором этаже.
    Мы приехали, доели обед, попили чай. К вечеру народа стало больше.
Приехали из Белоруссии, из Италии, из Германии, из удаленного конца России – из Кемерово. Мы все познакомились. 
В 19 часов мы все собрались на молитву.  В 20 часов был ужин, на первом этаже накрыли стол. Кормили нас как на убой. Спасибо поварам. Первая нас встречала Ирина, очень красивая женщина. Она всегда улыбалась, всегда разговаривала с нами, как будто она из нашей общины.
            После ужина общая встреча проходила в конференц – зале. Все познакомились поближе, мы с Леной сидели на балкончике и сверху всех видели. Пели песни на русском и итальянском языке. Вечером мы пошли пить чай до полуночи. Так прошел первый день каникул. Для меня он был длинный, мы встали в 4.30 утра еще в Москве.  Легли в 12 часов ночи в Белоруссии.
   Утром в среду мы встали в 8 часов. Мы сели и позавтракали, было очень вкусно. Подавали два вида кофе: из кофемашины и кофейника. В этот день была запланирована большая экскурсия. Автобус на большую группу и инвалидное такси, которое встречало нас на вокзале. Ехали мы полтора -два часа. Доехали до Хатыни.
Вначале мне показалось, что это парк-музей. Мы не слышали экскурсовода, так как он был в большом автобусе. Он нам потом рассказал, что это мемориальный памятник Великой Отечественной Войны. Там раньше была деревня. Потом немцы эту деревню всю сожгли. Наши партизаны убили немецкого олимпийского чемпиона, и немцы решили за это отомстить.
У каждого двора находилась скамья – калитка. Внутри ограды каждого дома вместо печной трубы повесили колокольную стеллу и каждые 30 секунд раздавался звон колокола. Это создает психологически мрачный эффект. Первое, что бросается в глаза при входе – памятник отцу, который держит своего умершего сына на руках. Вдалеке виднелась православная часовня. Потом мы с Леной пошли в музей. Я сам хотел посмотреть этот музей, хотя там было страшно. Такое ощущение, как будто я прочел Данте Алигьеро. В первой комнате была жилая обстановка, люди убегали про вое сирен, возвещающих о бомбардировке, и оставили ужасающий беспорядок. Посередине комнаты тек кровавый ручей. Там такая яма, как окоп, в ней валялись детские вещи, одежда, куклы, кукольная посуда. А сверху этот окоп закрыт стеклянной поверхностью, чтобы народ мог ходить и видеть. Еще мне запомнилась комната в виде горящего сарая, и такое ощущение, что ты в ад попал. На стене говорящие лица людей (черно-белое кино). 
Неожиданно следующая комната оказалась белой. Хотелось воскликнуть : «Что я, уже умер?» Она было похожа на рай, много света. Вместо пола  стекло, под которым росла пшеница. Мы по как бы по полю ходили.  Еще там была комната, где показывали фильм про Хатынь. Забегая вперед, я на школе общины сказал, что после посещения Хатыни у меня появилась мысль: « А мое религиозное чувство должно имеет право уничтожать людей?» 
  Мы отправились в Будслав. Поскольку это было паломничество, мы все вышли из автобусов в открытом поле и молча шли пешком полчаса. Поначалу я думал, что это какой- то маленький деревенский Храм или часовня. По дороге мы видели простые деревенские домики. Потом я удивился, когда мы подошли к Базилике. Это оказалась большая Церковь, как у нас в Москве Кафедральный Собор. Я удивился потому, что никогда не видел в деревне такой большой Храм. Мы там побыли , помолились и нам рассказали историю чудотворной иконы.  Я католические храмы  видел, и меня удивило, что он  весь расписан . Изображенные сцены были в основном из земной жизни: проповеди священников, люди молятся на иконы и т.п. Там была Будславская икона Божией матери – главная святыня Храма. Меня тоже это немного удивило – в Католической Церкви обычно статуи. Еще там был старинный орган. Ему уже пять веков и его ни разу не ремонтировали, он уникален. И как я понял, боятся его трогать. Мне кажется это правильно, и вообще не надо трогать, а то вдруг сломается. Икона закреплена в середине над Алтарем, высоко. Атмосфера напомнила мне Храм в Которе в Хорватии.
После рассказа священника об истории Храма кто- то задал вопрос: « Почему храм не пострадал во время ВОВ?». Ответ нас с Леной очень удивил: « Мы находимся в глуши и раньше здесь были болота. Празднование этой иконы 2 июля. В 1941 году русские ушли 1 июля, 2 июля все христиане праздновали, 3 июля пришли немцы. В 1944 году наоборот, 1 июля ушли немецкие военные части, 2 июля все христиане спокойно праздновали, а 3 июля пришли советские войска.  Потом болото осушили, но пройти можно лишь по двум дорогам».  После этого Храма мы поехали обедать в Агроферму.
У меня было такое ощущение, будто мы в старинную деревню попали.  На берегу реки было несколько старинных изб. Внутри одной из них мы увидели  накрытые длинные столы, как на свадьбу. Мы сидели в торце, а кто хотел выйти на улицу, те вылезали через окно. Нас там накормили вкусно и сытно простой едой: борщ, картошка, курица, салат и компот. Мы потом разговорились с хозяйкой. Она сказала, что наверху гостиница, и туда можно приехать в любое время года. Там было все деревянное, но проведен. водопровод.
Мы поели, ходили на берег реки, посмотрели, как люди купаются.  Потом мы отправились домой. Водитель из Каритаса быстро домчал нас до места. Вечером после ужина все собрались на веранде и попели песни на русском и других языках. Была семейная атмосфера.
  В четверг утром была большая игра до обеда, квест. Она включала: интеллектуальный тур, поиски записок с подсказками в ближайшем лесу.
В лесу и так валялось достаточно сора. Мне кажется, организаторы захотели, чтобы мы убрали весь лес. Наша команда так долго ходила  - искала какую-то записку. По – моему, нашли не все. На следующем задании надо было пройти по канату 50 см от земли.  Наша команда справилась на отлично.
Затем была бельевая веревка, на которой развесили пластмассовые ножи, вилки , ложки. Каждый человек в команде считал с завязанными глазами или ложки, или вилки или ножи, а потом результаты сравнивались. На заключительном конкурсе команды даже объединились против ведущего.
Мы загадывали слово. Саша одна из ведущих задавала вопросы: « Это цифра? Это девочка? Это тигр?» и на загаданном нами слове другая ведущая – Яна отвечала ДА. А мы должны были догадаться, как она угадывает слово.
И вся большая группа орала полчаса. Но никто окончательно не догадался. 
Потом нам сказали ответ.
В последней игре не победил никто, но по итогам всех очков выиграла не наша команда. Но все равно, я считаю, победила дружба. 
  После обеда был отдых, потом ближе к вечеру общая Школа Общины на 60 человек. Мы обсуждали впечатления за эти два дня. 
После ужина в конференц- зале мы выслушали свидетельства наших друзей
Стефана и Жана. Было очень интересно. Встреча оказалась домашней, теплой. Мне запомнилось, как Стефано рассказал, что у него одна из учениц покончила жизнь самоубийством. Что мне запомнилось, хотя это огромная трагедия, Стефано (который просто учитель девочки) нашел в себе мужество и силы прийти к родителям девочки , поговорить с ними, самое главное – чтобы они не теряли надежду на Бога.
А Жан рассказал, что он раньше считал Покровские ворота, друзей – своими, а в этом году потерял все, и осознал, что все это было Божие. Так сложилось, что поедет на Миссию в Сирию на год.
 Следующий день была пятница.  В 9.00 мы сначала поехали в Замок Мир . Ехали около часа. Замок показался мне средневековым. Мы обошли два этажа. Наша большая группа разделилась на несколько групп, кто куда хотел, пошел. Площадь перед замком была вымощена камнями. Наши коляски плохо ехали, их тащили, можно сказать. С помощью лифта мы обошли два этажа плюс подвал. Между этажами была гостиница.  На третьем этаже мы увидели большую красивую комнату- зал.  В ней проходили бракосочетания. На этом этаже мне понравился рабочий кабинет. Нам показали, как раньше готовили; кухня в замке, погреб. Охотничьи комнаты. Замок был такой большой, что мы не во все комнаты попали, но все равно получили большое удовольствие.
Потом мы поехали в Храм Тела Господня. Когда мы вошли в этот Храм, мы были поражены его размерами и росписью. Там были статуи. Иконы. В подвале находится усыпальница рода Радзивиллов. Запомнилась мне икона 20 века – узника-францисканца   Максимиллиана  Кольбе. После этого мы быстро проехали  в чудесный парк и там перекусили.
Потом пошли  еще один замок смотреть – Замок Несвиж. Он был окружен рвом с водой. Вода  в нем ядовито – зеленая. Внутри этого замка лифтов не было, зато меня возили на специальной с танковыми гусеницами. Она сама шагает по лестнице. Мужчина тащит наверх эту коляску.  Нашу группу экскурсовод разделила  на три группы по 20 человек, чтобы мы могли поместиться во всех комнатах. В советское время там был санаторий, женский корпус и мужской. Сначала мы отправились в мужской корпус. Там каждую ночь приходит женщина –призрак.  Раньше этим замком владела женщина, у этой женщины был сын. Он полюбил девушку не своего круга, ее звали Барбара. Они тайно повенчались. Потом мама узнала. Она была властная женщина, не захотела принимать невестку, велела ее отравить. Мне это напоминает сказку о спящей Царевне и семи богатырях.  После смерти жены молодой человек не смог смириться с потерей. Чтобы как-то помочь ему, обратились к магам, чтобы вызвать дух Барбары. Молодой человек обещал вести себя хорошо, не впадать в эйфорию. Когда она пришла, он не смог сдержаться и бросился к ней. Теперь она живет в Несвижском замке и появляется в черном перед каждым трагическим событием. Парень сошел с ума. В этой части замка мне запомнились шикарная спальня с кроватью под балдахином на втором этаже.
 Далее мы перешли на женскую половину. Там было красиво и уютно.
Мне запомнилось кресло для двоих, называется тет-а тет.  Оно выгладит, как сиамские близнецы. Поразил своей роскошью Золотой зал. В нем есть два зеркала, закрепленные друг напротив друга. Бесконечные отражения образуют виртуальный коридор 3Д.
     Далее меня подняли на третий этаж. Как я понял, там был этаж досуга.
 В коридоре стояли декорации для театра: большое деревянное колесо, заполненное горохом, при вращении которого слышен как бы шум дождя. Перед этим колесом в коридоре стояло длинное деревянное бревно, обработанное спиралью, как будто волны (при вращении).
     Затем мы вошли в охотничий зал. На стенке я увидел несколько голов кабанов, оленей и множество бивней, несколько чучел птиц, фотографии охоты. Зал был очень просторный. Затем нам показали конференц-зал, там было много рядов стульев, обитых красным сукном. Мне понравилось, что замок старинный, а конференц-зал как будто современный.
     Потом меня спустили на первый этаж. Нам показали фамильную часовню. С окна третьего этажа она тоже была видна, если смотреть вниз. Затем мы пошли в Оружейный зал. Там были старинные пушки. Они имели собственные имена и дальность полета полкилометра.
   Затем мы вышли из замка и успели зайти в ближайшее кафе.
   Мы поехали домой. К нам в гости заехал апостольский нунций в Белоруссии отец Антей. Встреча была в конференц – зале. Взгляд у него оказался добрый, спокойный, мудрый. Когда- то он тоже служил в России. Вечером был небольшой дождь и радуга. Так закончился наш предпоследний день.
      В субботу была викторина. Мы разделились на 4 команды. Викторина получилась веселая , много смеялись. Проверяли нашу память, как мы внимательно слушали экскурсовода в первые дни. Было очень смешно и весело. Игра продолжалась до обеда, потом мы отдохнули. Пришли на веранду послушать биографию и стихи итальянского поэта Леопарди. Мне Леопарди понравился, он глубокие стихи писал. Оказывается, Леопарди - атеист, но в его творчестве была духовность.
     Затем состоялся прощальный ужин.  После вкусного ужина был концерт. Почти каждый человек участвовал в этом концерте. Мне запомнился опыт с тремя стаканами, который показывает грех, Бога и человека. Прозрачная вода - это чистая душа. Темная вода – это грязная душа. Прозрачная вода очищает душу. Еще запомнилась песня под руководством Наташи.  Как Стефано, который не умел по- русски говорить, сумел с помощью этой песни выучить  несколько слов по-русски . Как Олеся, которая помогает в хосписе, пела под гитару несколько песен. Мне запомнилась песня, которая помогает больным людям шевелить руками –ногами « Ноев ковчег».  Наши священники тоже пели. Даже я подпевал на другом языке, меня похвалили. Было много номеров. Мне они все понравились. Так закончилась суббота.
    В воскресенье был день отьезда. Пол – десятого была воскресная Служба в часовне св.Луки. 
На службе во время проповеди священник Алексей рассказывал, что в этот день 12 лет назад он служил свою первую св.Мессу и он с нами встретиться. Затем была общая Школа Общины на веранде на улице. Все благодарили,
Увидели старых друзей и нашли новых. После обеда мы погрузились мы попрощались. Было обидно уезжать. Мне понравилась страна Белоруссия. Хотелось бы еще побывать. 
   Хочу поблагодарить общину Общение и Освобождение, мою подругу Лену, всех, кто нам помогал.


Рецензии