Юность

«Юность, безсмысленная, надеющаяся на долгую жизнь; юность, мятежная сердцем, заботящаяся только об удовольствиях; юность, часто и во многом погрешающая, злоугождающая плоти; юность, вводимая лестию в обман, грязь, несчастная, трава легко увядающая, колос легко сокрушимый; юность, сон легко предающийся забвению, тень безпредметная; юность, неверующий в Бога возраст, ленивое сердце, надменный взор, светильник легко погашаемый; юность, волнение крови, друг нечистоты; юность, необузданный конь, способный на всякое губительство».
Иоанн Златоуст

***
Всё, что происходит в нашей жизни – проектируется на сознание человека не однобоко, но многосторонне, только мы ещё либо в силу возраста, либо ещё не в должное созревание ума – не видим эту разносторонность.
Многие люди на ту или иную проекцию смотрят субъективно, однобоко: чаще всего такой взгляд на жизнь во всех её сферах преобладает в юности. Даже есть такое понятие, как юношеский максимализм: я помню свои категоричные высказывания, за которые позже становилось стыдно.

Однажды мы собрались в мастерской известного Луганского скульптора: мы – это три возраста: сам скульптор человек преклонного возраста; мой дядя художник-монументалист среднего возраста и я юный максималист, не имеющий никакого профессионального образования, опыта, зато имеющему своё мнение – прямолинейное и однобокое!
Собрались мы за двумя бутылочками хорошего вина и в хорошем настроении, чтобы ещё улучшить его в доброй беседе. Однако, не тут-то было со мной и моим задорным максимализмом: после второго стаканчика я выдал целую тираду оценки всему творчеству именитого скульптора…

По мере взросления эта бойкость бледнела на фоне жизненного и профессионального опыта: отходила вглубь моего «я», пока совсем не исчезла, когда я воскликнул в себе:
«Господи! Отказываюсь от своего мнения!»
Я именно так и выразил свой отказ от своеволия, как «от своего мнения».
Но прошёл ещё год-полтора, пока я чётко осознал – отказался я от своей воли перед Творцом, который вместе с жизнью моей вручил мне и свободу воли на пользу душе и телу, но я чаще применял её, как орудие грешного своеволия…

С тех пор, как прозвучало во мне это: «Господи! Отказываюсь от своего мнения!» я строго наблюдаю за собой: не пробьётся ли где-нибудь какой-либо росточек своевольного терния; и, окинув так себя изнутри – вздыхаю с облегчением: «Слава Богу – нет!»

Август, 2023


Рецензии