опус 01. 01 К-365 сут
1) календарь египетский || привязка к длс
2) календарь армянский || привязка к двр
3) календарь майянский || привязка к дзс
Характеристика египетского календаря
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
В долине реки Нил был создан календарь, просуществовавший вместе с египетской цивилизацией 4000 лет. Происхождение этого календаря связано с промежутком времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующим ему разливу Нила, равным 365,25 сут. Но, в продолжительность календарной единицы года египтянами было положено целое число: 1 год = 365 сут. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления отставали от календаря на 1 сут. При отсутствии високосных лет в египетском календаре, египетский новый год проходил за 1460 лет (365 х 1461) все сезоны и возвращался на исходную дату. Интервал времени в 1460 лет (1461 год) назывался: сотичный период, сотичный цикл, великий год Сотиса. В Древнем Египте этот календарь был официальным. По нему 360-суточный год делился на 3 сезона по 4 месяца:
1) время половодья (ахет) = от середины июля до середины ноября (4 месяца по гкс)
2) время всходов (перет) = от середины ноября до середины марта (4 месяца по гкс)
3) время засухи (шему) = от середины марта до середины июля (4 месяца по гкс)
Названия сезонов были связаны с сельскохозяйственными работами и ежегодными разливами Нила. Месяцы обозначались номерами: 01 месяц половодья, 02 месяц половодья, …. Каждый месяц имел 30 сут (без привязки к фазам Луны). Так как египетский расчетный год включал в себя 360 сут (12 мес по 30 сут), а не 365 сут, то в конце последнего месяца расчетного года до-бавлялось 5 сут. Они назывались «хериу-ренпет» (эпагомены), что означало «находящиеся над годом» («выходящие за пределы года»). Каждый эпагомен отмечался как день рождения соответствующего божества: Осирис, Гор, Сет, Исида, Нефтида. Иногда для обозначения первого месяца использовали слово «тэпи» (первый), а для последнего месяца = «арки» (последний). Египтяне (с конца Древнего Царства) вели и летосчисление «с момента воцарения нового правителя». В государственных документах дата записывалась следующим образом:
1) номер года правления (rnpt-Hsb)
2) номер года в сотисовом цикле
3) знак месяца и номер месяца в сезоне
4) название сезона (…)
5) знак дня и номер дня по порядку
6) время правления фараона (xr Hm n nswt-bjt)
7) тронное имя фараона
Начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление звезды перед восходом Солнца). Поскольку високосных дней в календаре не было, то каждые 4 года природный египетский новый год опережал на 1 день календарный египетский год. Через 1460 лет/1461 год/цикл «сотис» он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус. Время ввода календаря в пользование можно рассчитать. Известно, что восход Сириуса совпал с первым днем нового года в 136 - 139 годы от р.х. Такое совпадение наблюдалось в 1317 - 1314 и в 2770 - 2767 годы до р.х. Согласно Д.Брестеду, сириусовый календарь в Египте был введен в 4236 году до р.х. За исключением указанных периодов, восход Сириуса не совпадал с первым днём сезона «половодье». Арифметически это можно вычислить: в 2293 году до р.х. восход Сириуса и разлив Нила произошёл в начале сезона «всходы». Таким образом, связь названий сезонов года с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила и с разливом Нила была условно-относительной = действительной только для указанных периодов по циклу «сотис». Вопрос о совпадении времени разлива Нила и времени восхода Сириуса также является предметом обсуждения. Однако можно утверждать, что на момент ввода этого календаря (начало - середина III тысячелетия до р.х.) эти явления совпадали.
Характеристика армянского календаря
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
У древних армян был календарь, описанный А.Мегапартом (XV-XVI век) в книге «Парзатумар», которая была издана в Венеции в 1513 году. Структура этого календаря идентична структуре египетского календаря:
• год начинался 21 марта в 3222 до р.х.
• год начинался 11 августа в 2492 до р.х.
• год начинался 11 июля в 552 от р.х.
• год = 365 сут (360 сут + 5 сут)
• год = 73 нед (1 нед = 5 сут)
• сут = 24 час (12 часов день + 12 часов ночь)
В книге «Парзатумар» говорится, что с Арменией связано развитие математических знаний, совершенствование календарной системы, с использованием солнечного календаря с твердым годом. Вот описание эр армянского календаря в их движении от древности до наших дней:
• 21 марта 3222 до р.х. = мартовское летосчисление начиналось в день весеннего равноденствия, который совпадал в Армении с началом весны. Армяне, будучи солнцепоклонниками свой первый календарь связали с солнцем. Первый месяц года и первый день месяца они называли «арег». Календарные понятия древних армян: РА = бог солнца || ЭРА = начало солнечного года/солнечного цикла || АРА = продолжительность солнечного года/солнечного цикла.
• 11 августа 2492 до р.х. = августовское летосчисление. Согласно преданию 11 августа 2492 до р.х. в восточной части озера Ван, в области Айоц-дзор, прародитель армян Айк победил в битве тирана Бела (властителя Вавилона), чем обеспечил свободу своему народу. 11 августа 2492 до р.х. стало началом отсчета времени армянского жреческого календаря. Специалисты считают, что месяцы армянского жреческого календаря носят имена сыновей и дочерей Айка. Структура армянского года: 6 мес по 180 сут = мужской период времени || 6 мес по 180 сут = женский период времени || 5 суток = дни бога Айка. Генетическая экстраполяция этой структуры дает следующий результат: 180+180+5 = «9»+«9»+5 = «23» (1 ген = 23 хмс).
• 11 июля 552 от р.х. = июльское летосчисление. На всех хачкарах, разбросанных по Армянскому нагорью, время их создания указано по этому летосчислению.
• 301 от р.х. = Армения приняла христианство и перешла на юлианский календарь.
• 1924 от р.х. = Армения перешла на григорианский календарь с римским названием месяцев: март, апрель, май, ...
Свидетельство о публикации №223081500830