Согдиана

Религиозные деятели и историки религий часто связывают время возникновения того или иного вероучения с датой появления первого проповедника, первого пророка.
Такой подход представляется не совсем точным. Время возникновения религии – это время окончательного, прочного оформления самого учения, время письменной фиксации установлений и обрядов, время появления постоянной и многочисленной общины, обитающей на определённой территории. Если посмотреть на историю мировых религий, которые существуют сейчас, под таким углом, мы увидим, что возникновение/оформление индуизма, буддизма, конфуцианства, христианства, магометанства и даже вроде бы более древнего зороастризма выпадает на период с III по VIII вв. новой эры (200 – 800 гг.). Более того, приблизительно в эти же века переживает свой расцвет государство народа майя в Центральной Америке, у которого также была своя развитая религия, позже исчезнувшая безвозвратно.
В самом деле, первая запись ныне известного текста Авесты (священной книги учения Заратустры) была выполнена только при Сасанидах, в III-VI вв. Первый храм Конфуция в Китае был воздвигнут в VI в., а при императорах династии Тан (618 – 907 гг.) конфуцианство вновь пережило модификацию, так как в это время на территории Китая большое влияние стал приобретать буддизм. Буддизм переживает наибольший расцвет со II по VII вв. в империях Кушан, Гуптов, а также в империи Харши.
Средняя Азия вроде бы оказалась равно далеко от всех центров возникновения мировых религий, как на Востоке (индуизм, буддизм, конфуцианство), так и на Западе (зороастризм, христианство, ислам). Некоторые исследователи, впрочем, основываясь на находках многочисленных зороастрийских оссуариев в Средней Азии (территория Узбекистана) и выполненном анализе этих предметов предполагают, что учение Заратустры первоначально возникло именно здесь (а не в Иране). Но другие религии доходили сюда уже очень видоизменёнными. Это во многом обусловило положение дел в период истории, предшествовавший распространению ислама на землях Средней Азии и, в частности, в междуречье Амударьи и Сырдарьи. В VI в. народы этих областей в своих верованиях погрузились в доселе невиданную глубину нечестия, обновлённого языческого многобожия на основе учений Заратустры и Будды (богиня Шри Деви, см. изображение этой богини в короне из трёх черепов, из раскопок в городище Кува, Ферганская область). Религиозная тьма, в которой
заблудился народ этих мест, повлекла за собой закономерный итог – тьму и ужас чужеземного нашествия, искоренившего не только "многобожие", но уничтожившего и древний (согдийский) язык и культуру.
Событиям борьбы ислама и "многобожия" на территории Средней Азии посвящён узбекско-алжирский фильм "Зов предков. Согдиана" (1995 г.):
https://yandex.ru/video/preview/10315528422683554265


Рецензии