Постановка целей
- дети, подростки, юноши и девушки, осознающие целесообразность совершенствования собственной личности (самосовершенствования) посредством формирования в себе личностных качеств, востребованных цивилизованными сообществами;
- родители (лица, их заменяющие), осознающие роль и значение личностных качеств в жизни человека, изъявившие желание и готовность помочь своему ребенку в самовоспитании;
- учителя и другие педагогические работники учреждений общего среднего и дополнительного образования, осознающие зависимость поведения и успехов своих подопечных от их личностных качеств, способные инициировать и координировать работу с родителями по формированию у детей уважительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим.
Кроме перечисленных субъектов, в качестве инициаторов внедрения в практику работы учреждений образования предлагаемых целей могли бы стать:
- руководители и члены родительских комитетов, осознающие угрозы, исходящие от стихийного влияния на детей среды их обитания, испытывающие стремление минимизировать их отрицательные последствия посредством популяризации среди родителей идеи формирования уважительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим;
- руководители органов и учреждений общего среднего и дополнительного образования, осознающие свою должностную ответственность за уровень воспитательной работы в вверенных им педагогических коллективах, располагающие возможностями организованного, целенаправленного управления процессом массового внедрения идеи формирования уважительного отношения к интеллигентности и качествам, ее образующим, среди учителей и других педагогических работников учреждений общего среднего и дополнительного образования;
- собственники предприятий, руководители учреждений и организаций, осознающие свою гражданскую ответственность за подготовку подрастающего поколения к цивилизованному участию в жизни общества, располагающие возможностями оказания организационной /интеллектуальной / материальной помощи учебным заведениям во внедрении ими в практику своей работы настоящих рекомендаций.
Если исходить не из идеальных, а из реальных оценок современной действительности, следует признать, что самой вероятной, самой ценной, самой безболезненной, самой эффективной и самой перспективной инициативой является инициатива снизу. Лучше всего, когда она исходит от самих детей, но такое возможно лишь в подростковом возрасте, и то не всегда.
Когда же, ввиду возрастных, психологических или интеллектуальных особенностей никакого интереса к своему личностному росту ребенок не проявляет, на помощь могут прийти родители и прочие близкие, заинтересованные в его развитии люди, — бабушки, дедушки, тети, дяди, официальные и неофициальные опекуны. Какой при этом может быть их роль? Прежде всего, это собственный пример. А для этого нужно самому быть, как минимум, человеком, чувствительным или склонным к интеллигентности.
В тех случаях, когда успеваемость и поведение учащихся оставляют желать лучшего, а помощи от родителей по тем или иным причинам ждать не приходится, учителя при организации своей воспитательной работы также могут ориентироваться на идеи, содержащиеся в настоящих рекомендациях. Не лишне напомнить о той важнейшей роли, которую играет при этом собственный пример учителя. Каждый человек, вспоминая своих лучших учителей, может сказать о них, что это были интеллигентные люди — носители лучших человеческих качеств.
Учитывая, что у определенной категории настоящий материал вызвать интерес не способен по объективным причинам, дальнейшие рассуждения о формулировке воспитательных целей будут ориентированы на людей, к интеллигентности и качествам, ее образующим, относящихся с уважением.
Поскольку любая цель, это конечный результат деятельности, направленной на ее достижение, будем исходить из того, что конечным результатом деятельности по формированию у ребенка того или иного качества является его стремление (желание, готовность) быть носителем этого качества. Для возникновения такого стремления у ребенка должно быть уважительное отношение к данному качеству, возникшего вследствие проявленного к нему интереса. Интерес же возникает в результате осознания (еще лучше, осмысления, обобщения и систематизации, но не обязательно сразу), которому предшествует восприятие информации о том или ином качестве.
Поэтому, процесс достижения воспитательной цели состоит из нескольких этапов:
1. Восприятие и осознание ребенком информации о том или ином качестве. Т.е., он должен о нем услышать, прочитать, увидеть на примере и зафиксировать своим сознанием установленное взаимно-однозначное соответствие (взаимосвязь) между понятием (названием качества) и его сутью.
Для этого ознакомьте ребенка с понятием формируемого качества и его смысловым содержанием. Например, при знакомстве с дисциплинированностью, воспользуйтесь любым из известных определений: «Дисциплинированность — это склонность человека к соблюдению правил работы и норм поведения»[1]. Или опишите дисциплинированность своими словами, как считаете нужным, лишь бы ребенок понял ее суть.
2. Возникновение у ребенка интереса к данному качеству как качеству личности. Не каждое качество имеет смысл только применительно к личности, как, например, достоинство, культура или автономия, поэтому для появления у ребенка интереса к конкретному качеству необходимо, чтобы он ощутил его непосредственное отношение к самому себе, своему характеру, своим успехам и т.п. Особо важную роль на данном этапе играет используемая взрослыми система мотивации.
Например, посмотрите вместе с ребенком ролик под названием «Церковная дисциплина»[2] и обсудите с ним вопрос, какую роль в двухвековой истории церкви сыграла дисциплинированность прихожан. Обратите внимание на тот факт, что есть понятие «дисциплина», — которая может быть церковной, школьной, армейской, — а есть понятие «дисциплинированность как качество личности», которое проявляется в склонности человека «к безоговорочному соблюдению дисциплинарных требований: правил работы, норм поведения и установленного порядка жизнедеятельности»[3]. Своими словами опишите особенности дисциплинированных людей, например: У дисциплинированных людей день расписан по часам. Придерживаясь установленных ограничений, человек проявляет дисциплинированность.
3. Возникновение у ребенка уважительного отношения к данному качеству личности благодаря преимуществам, которые оно дает своему обладателю.
Например: Дисциплинированный человек не тратит время попусту, он способен больше успевать, быстрее и увереннее достигать своих целей. Дисциплинированный человек пользуется авторитетом у товарищей, коллег, партнеров, поскольку никогда никуда не опаздывает, все делает вовремя, с ним приятно иметь дело. Если уровень развития ребенка позволяет, порекомендуйте ему посмотреть какой-нибудь ролик о дисциплинированных людях[4], их образе жизни, достижениях и т.п.
4. Возникновение у ребенка желания (готовности, стремления) обладать данным качеством. Естественно, обладание качеством не наступает от одного желания, но без наличия желания оно не наступить никогда. Поэтому, на данном этапе задача заключается в возбуждении в ребенке намерения воспитать в себе данное качество, стать его носителем.
Для этого можете посоветовать ребенку составить свой режим дня (или план на неделю), помогите ему это сделать. Расскажите, почему его следует соблюдать, хвалите за самостоятельность, проявление организованности, силы воли и пр. Подчеркивайте появившиеся преимущества, всячески поощряйте любые признаки дисциплинированности. По мере взросления расскажите о тайм-менеджменте, подскажите, что почитать на эту тему, или посоветуйте найти самому[5].
5. Возникновение у ребенка критического отношения к качеству, противоположному по смыслу. Деликатность данного этапа заключается в том, что появившееся у ребенка критическое отношение к качеству, противоположному по смыслу, не должно сопровождаться критическим отношением (пренебрежением, скептицизмом, высокомерием и т.п.) к людям, которым оно свойственно.
Критического отношения ребенка к недисциплинированности можно достичь с помощью главы «Портрет недисциплинированного человека»[6], например, а также множеством других способов, в т.ч. знакомством со знаменитым романом И.А. Гончарова.
Как нетрудно догадаться, этапы достижения воспитательной цели по каждому качеству одни и те же:
- восприятие и осознание понятия;
- интерес к понятию как качеству личности;
- уважительное отношение к качеству личности;
- стремление быть человеком, обладающим данным качеством;
- критическое отношение к качеству, противоположному по смыслу.
А варианты их реализации могут быть какими угодно.
Не претендует, также, на истину в последней инстанции предложенная дифференциация качеств по возрастным категориям. Дети разные, условия для их развития разные, субъекты воспитательного воздействия тоже разные. Одному ребенку представление об ответственности, например, целесообразно давать еще в детстве, другому — в отрочестве, а третьему — и в юности бесполезно. Но, чем раньше начнется процесс постижения человеком личностных качеств, тем лучше.
Точно также, могут быть внесены коррективы и в содержание кластеров. Кто-то считает, что для кластера порядочности более релевантной является, например, доблесть, а кто-то убежден, что — наличие чувства долга. Родитель или педагог без сомнений может заменить любое качество другим, с его точки зрения, более актуальным. Главное, не забывать напутствие специалиста в области педагогической и возрастной психологии В.А. Крутецкого: «Воспитатель должен формировать у школьников формы, способы поведения, в которых реализовывались бы складывающиеся под решающим влиянием воспитания убеждения школьника. Указанные формы поведения закрепляются, превращаются в устойчивые образования тогда, когда становятся формой выражения, средством «материализации» мотивов, потребностей, отношений»[7].
_____________________
1. Платонов К.К. Психология: учебное пособие.
2. «Православный календарь. Церковная дисциплина» на телеканале «Союз», — https://www.youtube.com.
3. Ковалев П.Д. Дисциплинированность, — https://podskazki.info.
4. Например, «Кто такой дисциплинированный человек?» на канале «Простая Академия», — https://www.youtube.com.
5. Например, Архангельский Г. Тайм-драйв. Как успевать жить и работать.
6. Маккензи Роберт Дж. Самодисциплина [Секретные методики спецслужб].
7. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
Ист.: https://narusin.ru/postanovka-celey/
Свидетельство о публикации №223081500951