Классификация отношений
«Отношения к субъектам:
- отношение к себе (к своему физическому и психическому состоянию (самочувствие, настроение, работоспособность, уровень внимания и др.), к своим способностям, к характеру, к выполняемым социальным ролям, к личностному и социальному статусу и пр.);
- отношение к другим (конкретным) людям (к семье и ближайшим родственникам (мать, отец, братья, сестры, супруг, супруга, дети), к ближайшему окружению вне семьи (друзья, знакомые, соседи и др.), к окружающим на работе (сотрудники, начальство, подчиненные, администрация и др.), к окружению при других формах социального функционирования (школьные учителя детей, лечащие врачи, продавцы и др.);
- отношение к каждому из конкретных людей (к различным сторонам и проявлениям этого
человека);
- отношение к социальным группам, коллективам, общностям (профессиональным, социальным, политическим, возрастным, территориальным, этническим и др.);
- отношения к живому миру (к отдельным представителям живой природы, к отдельным породам, видам и живой природе в целом).
Отношения к объектам:
- отношения к окружающим человека конкретным и обобщенным, естественным (природным) и искусственным объектам (к пище, к предметам домашнего обихода, к одежде, к жилищу, к транспорту, к району проживания и др).
Отношения к событиям:
- отношения к отдельным конкретным событиям в собственной жизни (окончание школы, рождение ребенка, смерть близкого человека, переезд в другой дом или город, выход на пенсию, конфликт и др);
- отношения к обобщенным событиям в собственной жизни и жизни других людей (к видам физиологического функционирования (отношения, связанные с питанием, сном, сексуальной сферой и др.), к видам социального функционирования (труд, учеба, общение, выполнение домашних обязанностей, самообразование, отправление религиозных обрядов, общественно-политическая деятельность и др.);
- отношения к условиям функционирования (условия трудовой деятельности, условия учебы, жилищно-бытовые условия, материальные условия и др.);
- отношение к прошлому, настоящему, будущему (к конкретным периодам времени (детство, обучение в школе, период болезни, пенсионный период и др.);
- отношения к событиям в жизни социальных групп, коллективов, общностей (конкретное историческое событие в жизни государства, безработица, направления в искусстве и др.);
- отношения к событиям в живой природе (зацветание растений, перелет птиц, вымирание видов животных и др.);
- отношения к событиям в неживой природе (технические катастрофы, землетрясения, изменения климата и др.)»[1].
Приведенный пример позволяет прийти к выводу о том, что человеческие качества есть ни что иное, как проявляющееся отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности. «Люди и ведут себя, в конечном итоге, в соответствии с этими отношениями, легко нарушая правила и предписываемые нормы, когда возникает противоречие между отношением («хочу») и рекомендацией («надо»)[2].
Например, альтруизм как качество личности, характеризуется склонностью к бескорыстной заботе о благополучии других и готовностью жертвовать для других своими личными интересами, а бережливость – способностью соблюдать разумную меру в расходовании каких-либо ресурсов. В альтруизме проявляется отношение к другим людям, в бережливости — к ресурсам.
Таким образом, цели и устремления человека определяют «черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности)»[3].
Но каждое качество человека отражает не только его отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности, но и, как правило, к самому качеству. Поэтому, положительного отношения человека к качеству уже достаточно, чтобы к стоящим за ним явлениям действительности его отношение становилось более совершенным.
Кроме того, нужно иметь в виду, что отношение субъекта к тому или иному явлению действительности, продиктовано не только характеристиками этого явления, но и от системы ценностей самого субъекта. А система ценностей, в свою очередь, зависит от качеств, которыми данный субъект обладает. Одно и тоже явление у двух разных людей может вызывать совершенно разную реакцию, и причину такого различия, скорее всего, следует искать в различии уровней их личностной зрелости. «Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации зависит от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности, тем успешнее человек справляется с возникшими трудностями. Согласно этому положению, встречающиеся в жизни человека препятствия имеют своим источником не только внешние (специфику среды), но и внутренние (индивидуальные предпосылки) условия»[4].
Поэтому, задача стандартизации отношений вообще может быть сведена к вопросу о стандартизации условий, необходимых для формирования индивидуальных предпосылок личности, обеспечивающих ее уважительное отношение к лучшим, — с точки зрения цивилизованного сообщества, — человеческим качествам.
____________________
1. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Об отношении к концепции отношений в медицинской психологии.
2. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников.
3. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.
4. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы.
Ист.: https://narusin.ru/classification-relationships/
Свидетельство о публикации №223081500965