Воспитательное воздействие
Ответы на эти вопросы еще в 30-е годы прошлого столетия дал наш соотечественник, видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев, пришедший к выводу о том, что «… функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь при наличии его активно-положительного отношения[1] к задаче»[2]. «Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности»[3]. «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания»[4].
Иными словами, все, что касается морально-нравственных качеств личности, они целиком и полностью зависят от системы отношений человека к своим и чужим ощущениям, чувствам, качествам, поступкам, поведению, а также к процессам и результатам различного рода деятельности как своей, так и других людей. Какими именно качествами мы обладаем, зависит от того, как к этим качествам мы относимся: если отношение к скромности, например, у нас хорошее, то невольно станем носителями этого качества, если плохое, — отличаться скромностью не будем. Поэтому, любое целенаправленное воспитательное воздействие представляет собой акт формирования у воспитуемого (или воспитуемых) того или иного отношения к тому или иному явлению.
Отметим, что отношение человека влияет не только на его морально-нравственные качества, но и на интеллектуальные. В.Н.Мясищев установил, что «при безразличном отношении испытуемого восприятие имеет бедный, неопределенный, случайный бессвязный характер; при активном отношении оно характеризуется, наоборот, четкостью и осмысленностью», «не только эмоция является условием памяти, но память является мерой отношения», «источником внимания является избирательное отношение личности к различным сторонам действительности», «самостоятельность, стойкость в мышлении, отстаивании своей точки зрения является выражением личности в мышлении. Эти свойства отражают отношение к себе, отношение к другим людям, выражают моральную принципиальность или аморальную беспринципность мышления»[5].
Более того, можно с уверенностью сказать, что не только действительность во всем своем многообразии проявлений оказывает влияние на человека и формирует в нем отношение к себе, но и сама она является ни чем иным, как результатом нашего отношения к ней.
Причину сломанной ветки, например, мы склонны видеть в хулиганском поступке какого-нибудь мальчугана. На самом деле, она глубже. Настоящая причина в его небрежном отношении к природе. Подлинная причина каждого научного открытия, прежде всего, в отношении исследователя к истине, и только потом в обстоятельствах, на фоне которых его удалось совершить. Истинная причина любого правонарушения не столько в мотивах его совершения, сколько в пренебрежительном отношении его совершившего к закону. И т.д.
Т.е., все, что мы видим вокруг себя и хорошего, и плохого, есть результат нашего отношения к себе, к людям, к труду, к собственности, к природе, к правилам человеческого общежития и т.д. С уверенностью можно сказать, что наши отношения определяют качество нашей жизни. Поэтому, если мы хотим, чтоб оно было выше, чтоб был стабильным рост благосостояния, чтоб мы были благополучны и уверены в завтрашнем дне, нужно, чтоб, если не у всех, то, хотя бы, у значительной части населения отношение к эффективности, результативности, производительности и т.д. было положительным. Но отношение по Щучьему велению не возникает, оно формируется посредством воспитательных воздействий.
Воспитательным воздействием является любая попытка (в том числе, не всегда осознанная и не всегда удачная) изменения отношения человека к тому или иному явлению действительности.
__________________
1. «Отношение, — психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него (В.Н.Мясищев)», — Кашапов М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь, 2003 г.
2. Мясищев В.Н. Психические процессы и отношения.
3. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
4. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.
5. Мясищев В.Н. Психические функции и отношения.
Ист.: https://narusin.ru/educationa-influence/
Свидетельство о публикации №223081500974