Государственное воспитание

Каждый из нас в любой момент времени подвергается влиянию огромного количества факторов самого разного происхождения и самой разной природы. Все они оставляют след в наших ощущениях, мыслях, взглядах, опыте, характере, менталитете, в той или иной степени изменяя нас, т.е. оказывая на нас определенное воспитательное воздействие. Среди этого множества факторов есть те, которые можно назвать целенаправленными, т.е. умышленно изменяющими внутренний мир человека. Пропаганда и реклама являются примерами таких факторов.

А можно ли к целенаправленным факторам, оказывающим влияние на менталитет человека, отнести мероприятия, организуемые и проводимые органами и учреждениями образования, культуры, спорта? Можно лишь при том условии, если воспитательные (именно воспитательные) цели их проведения организаторам ясны. Но так ли это? Заметим, что в основном эти учреждения являются государственными, поэтому проводимые в их рамках мероприятия преследуют, — или, во всяком случае, должны преследовать, — цели, отвечающие государственным интересам. Что это за интересы, рассмотрим позже, а пока дадим следующее определение: Под государственным воспитанием будем подразумевать целенаправленное развитие личности, организованное и координируемое государственными органами и учреждениями, обеспечивающее защиту интересов конкретного государства (в нашем случае Российской Федерации).

Понятие государственного воспитания не обретет нужной степени ясности до тех пор, пока не будет установлено, какие интересы можно считать государственными. В отличие от государственного воспитания, понятие «государственный интерес» хорошо освещено, поэтому воспользуемся цитатой:

«Итак, что же такое государственный интерес? По нашему мнению, это осознанная, официально выраженная объективная потребность общества, вытекающая из его национальных ценностей, направленная на сохранение, создание или достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого прогрессивного развития»[1].

Даже если представить мир идеальным, лишенным эгоистических устремлений, национальные ценности у народов разные, поэтому вполне естественно, что лидеры и граждане других государств имеют свои интересы, в том числе существенно отличающиеся от наших. Одним из таких интересов является стремление подчинить себе волю остальных. Но когда одно из государств в своем стремлении доминировать лишает другое права на сохранение независимости, для такой страны как Россия, положение подчиненной, безропотной и послушной неприемлемо. Избежать такого положения можно единственным способом, — укрепив свой потенциал до такой степени, когда даже силовое навязывание каким-либо государством своей воли нашему было бы бессмысленным и бесперспективным.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России»[2].

Поэтому, все, что укреплению нашего потенциала способствует, государственным интересам отвечает, а, что препятствует, — противоречит. А что служит укреплению потенциала лучше, чем народное единство, основанное на личностных качествах каждого гражданина?

Не случайно «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»[3], а «Приоритетами государственной политики в области воспитания являются: создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности; формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности»[4].

__________________

1. Улитин Р.Р. Соотношение понятий «Национальный интерес» и «Национальная безопасность» в трудах западных и отечественных исследователей.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р.
4. Там же.

Ист. https://narusin.ru/state-education/


Рецензии