Будь проще

                Школьные годы веселые(70-е)            
    
     Обществоведение и историю в старших классах преподавала у нас Марья Ивановна. Не Адам Смит, Карл Маркс или Макс Вебер (которых некоторые ученые считают основоположниками обществознания), нет, обычная Марья Ивановна, чуть не сказал – из анекдота. Наша училка не стояла у истоков сей науки и, наверное, даже на берегу этой реки знаний, но планомерно и упорно вбивала в наши неокрепшие души основы социального бытия, благо учебники имелись. Давалось это не просто и нам – ученикам, и самой Марье Ивановне. Ей приходилось преодолевать не только пороги лексической бедности ленивых подростков, вызывающего, иногда даже дерзкого поведения на уроках отдельных будущих пролетариев, но и самой открывать что-то новое в значении знакомых слов и словосочетаний.
     Каюсь, однажды источником когнитивного диссонанса для Марьи Ивановны выступил я. Впрочем, уточню - не выступил, а был активирован вопросом учительницы:
     - Иванов, назови два пути познания мира?
    Честно говоря, вопрос был задан в неудобное время, мои мысли бороздили где- то просторы вселенной, душа не хотела возвращаться в тесноту класса, а вопрос поражал своей мелочностью. И стоило из-за него будить старшеклассника?
     Внутренне поморщившись, я вынужден был напрячь силу воли, память и мужественно изрек:
     - Эмпирический и теоретический.
     В современных учебниках это звучит несколько по-иному: чувственное и рациональное познание. Которые в свою очередь имеют еще по три особенности (бедные дети), в наше время было проще.
     -Хорошо, -кивнула Марья Ивановна. -Назови пример теоретического познания.
     Ответ пришел быстро, благо моя аура еще купалась в энергоинформационном поле Земли.
     - Планету Плутон ученые вычислили сначала математически благодаря наблюдениям за орбитами Нептуна и Урана, которые были не совсем такими, какими они должны были быть, и только впоследствии подтвердили его наличие визуально с помощью астрономических приборов.
     Прелестно, прелестно, сказал я себе. Какой мощный пример, какой масштаб. Я буду интеллектуально возвеличен в классной иерархии, я памятник воздвиг себе нерукотворный… Но Марья Ивановна замялась с ответной реакцией, похоже, даже растерялась.
     -Будь проще, Иванов, возьми другой объект для теоретического познания. Например, дверь, - осенило учительницу.
     Тут пришлось зависнуть мне, мой мозг отказывался уравновешивать планету и дверь. Я был посрамлен, никаких мыслей в голову не шло. Меня спустили с небес на землю, и я на ней затерялся.
     -Садись, Иванов, - сказала довольная Марья Ивановна. Победил опыт. Она вернула мир в привычные рамки и благосклонно поставила мне четверку в журнал.
     Так долго на дно собственной самоуверенности я еще не опускался. Весь путь из школы до дома я размышлял о проклятой двери. Как ее теоретически вычислить? Об этом я думал дома во время ужина, во время сна, на следующее утро по пути в школу. Я вынужден был представить здание, в котором находилась дверь, причем этот процесс происходил словно в боевике, когда камера спутника постепенно увеличивает масштабирование, и изображение планеты уменьшается до континента. Щелк: до страны. Щелк: до города. Щелк: до квартала. Щелк: до отдельного здания, возле которого шевелятся какие-то букашки - люди.  И уже на подходе к школе меня осенило: ну, конечно. Здание построено для людей, значит в нем должны быть двери. Все просто. После этой отгадки я вздохнул. Марья Ивановна сильный педагог что бы не говорили недоросли нашей школы.Она победила в интеллектуальном противоборстве.
    Внезапно я понял, что карьера учителя обществознания засияла для меня путеводной звездой.

    


Рецензии