Абалакская икона Знамение

Не случайно мы называем веру в Бога «свободой совести». Каждый сам решает, верить ли ему в сверхъестественное, если да, то в какой вере ему пребывать и к каким таинствам быть причастным. Дело это сугубо личное, никого стороннего не касается, и вмешиваться в него со своим мнением и со своими установлениями ни у кого нет права. А потому речь здесь пойдёт не о чудесах иконы «Знамение», именуемой иконой Абалакской Божьей Матери, но о сугубо материальной составляющей великой святыни православной Сибири.

Каноническая православная икона «Знамение» известна с XII в. и тесно связана с историей Новгорода Великого. На иконе изображена Богоматерь Одигитрия (т.е. Указывающая путь верующим). Руки ее воздеты к небу ладонями вверх, а в области её чрева изображён Младенец Христос, который ещё не рождён, но уже находится в Матери. Это символизирует Веру — Иисус ещё не родился, но Он уже есть, веруйте в него.

Зимой 1170 г. покорять новгородцев пришли полки владимирско-суздальских, смоленского, полоцкого, муромского и рязанского князей. Во главе рати стоял сам Андрей Боголюбский. Враг осадил город, и казалось, что новгородской вольнице пришёл конец. «В ночь со вторника на среду второй недели поста, — как гласит предание, — новгородский архиепископ Иоанн молился перед образом Спаса и услышал глас от иконы: “Иди на Ильину улицу в церковь Спаса, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси на забрало… и она спасёт Новгород”. На другой день Иоанн с новгородцами вознёс икону на стену у Загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами. Туча стрел посыпалась на него; икона обратилась назад; из глаз её потекли слёзы и упали на фелонь епископа*… Легенда об избавлении Новгорода имела важное значение на будущие времена, поддерживая нравственную силу Новгорода в борьбе его с суздальскими князьями. Впоследствии она приняла даже общее церковное во всей Руси значение: икона… сделалась под именем Знаменской одною из первоклассных икон Божией Матери, уважаемых всей Русью» (Н.И. Костомаров).
____________________________
* В тот же день штурм Новгорода был отбит, и вскоре Боголюбский предложил заключить мир.

В Сибири же, согласно преданию, случилось следующее. В 1636 г. вдове Марии из татарского села Абалак близ Тобольска во сне было видение трёх икон — «Знамение», Николая Чудотворца и Марии Египетской. И было велено передать церковному начальству, чтобы возвели в Абалаке церковь в честь иконы «Знамение» с пределами названных святых. Повеление было исполнено. Пока строилась церковь, будущие её прихожане заказали икону протодиакону Матфею Тобольского кафедрального собора в честь Софии — Премудрости Божией, во исполнение обета расслабленного крестьянина Евфимия. Едва она была готова, икону признали чудотворной — тяжко больной Евфимий в считанные дни выздоровел. И начались исцеления и исполнения просьб, причём длилось это целых триста лет!

Атеистов иное чудо смутило — подлинная Абалакская икона «Знамение» 1636 г. исчезла. Когда, где, каким образом узнали о её пропаже и т.д. церковная история умалчивает. Загадка эта сохраняется и в наши дни. Мы даже не знаем, как точно выглядел подлинник: рисунок известен, краски, цвета и оттенки — не ведомы.

До пропажи подлинника с «Знамения» были сделаны два списка — Наместница (её возили по Сибири, т.н. передвижная икона) и Малая. В 1712 г. Малую переправили в Семипалатинск, где поместили в Знаменский собор. В 1919 г. Малая икона исчезла после взрыва собора, но ходят слухи, будто икона цела и хранится у кого-то дома.

В течение трёхсот лет с первых списков было сделано более 300 вторых списков. У каждого из них своя судьба, некоторые тоже признаны чудотворными.

Но главную современную загадку составляет Наместница. Долгое время ходили слухи, что её вывез из России в 1922 г. диктатор Приамурского земского края генерал М.К. Дитерихс. Его семья обосновалась в Шанхае. После кончины отца дочь генерала Н.М. Полуэктова перебралась жить в Австралию. Там она подарила икону «Знамение» православной церкви Покрова Божией Матери города Кабраммат (пригород Сиднея). Мало кто сомневался, что это и есть подлинная (даже не Наместница!) икона Абалакской Божьей Матери. Но только в начале XXI в. открыли киот, в котором хранится икона, и на обратной её стороне прочитали, что данный список второго порядка изготовлен в конце XIX в. в Новосибирске.

Историки-исследователи обнаружили следы иконы «Знамение» в документах 1920-х гг. В рассекреченных после 1991 г. архивах КГБ найдена подшивка газеты «Голос народной армии» — печатного органа крестьян-повстанцев, воевавших против большевиков. С 27 февраля по 8 апреля 1921 г. Тобольск находился в их руках. В газете рассказывается о молебнах иконе «Знамение», правда, о какой иконе идёт речь — об оригинале, о Наместнице или о вторичном списке — в газете не сказано.

Другие историки предполагают, что главная православная святыня Сибири может храниться (но тайно) в одном из трёх монастырей Тобольска: в действующем Свято-Знаменском Абалакском монастыре, в действующем Иоанно-Введенском женском монастыре или в тайнике заброшенного, не возрождённого Знаменского монастыря** — исторически первого православного монастыря в Сибири. Вполне возможно, что в толстых стенах келейного корпуса или Духовной семинарии последнего могут быть замурованы церковные ценности, в том числе и подлинник иконы «Знамение». Известно, что по технологиям к. XVIII в. стены таких зданий сразу возводились полыми в середине, отчего в них не раз устраивались тайники.
_________________________
** Не следует смешивать Знаменский монастырь со Свято-Знаменским Абалакским монастырём — это разные обители.

Никто не станет отрицать и того, что подлинниками «Знамения» и Наместницы могут оказаться иконы, атрибуцированные как вторичные списки. И того, что подлинники хранятся в частных иконостасах тобольцев. В любом случае, большинство учёных сходятся на том, что икона «Знамение» никогда не покидала родной город, а Наместница вернулась и ждёт своего часа, чтобы явиться людям.


Рецензии