Вы движетесь к своему идеалу О. С. Марден
Вера и идеал по-прежнему остаются самыми мощными рычагами прогресса и счастья.
(Жан Фино)
Если мы будем довольны развитием внутренней жизни в соответствии с данным нам образцом, мы достигнем высшей цели, на которую мы только способны.
(Эмерсон)
Мы склонны превращаться в подобие тех вещей, к которым больше всего стремимся, о которых больше всего думаем. Боги, которым мы поклоняемся, пишут свои имена на наших лицах.
(Эмерсон)
В рассказе Хоторна «Великое каменное лицо» мы находим впечатляющую иллюстрацию силы идеала. В памяти людей хранится яркий образ его героя, чей разум с детства был сосредоточен на местном предании, согласно которому должен родиться ребёнок мужского пола, чье лицо будет напоминать профиль горы над маленькой деревушкой, где он родился; и что этот ребёнок в конечном итоге станет вождём и спасителем народа. Он так беззаветно верил в это предание, так искренне стремился к его исполнению и так постоянно задерживал свой взгляд на профиле пророка, что бессознательно его собственные черты менялись до тех пор, пока, как внешне, так и внутренне, он полностью не воплотил идеал, который впитал в себя его ум.
На каждом шагу мы видим иллюстрации преобразующей силы идеала. Это отражается в лицах, которые мы видим на улице, в поездах и магазинах, в театрах и церквях, везде, где собираются люди.
Как же быстро мы можем выделить из толпы незнакомых людей успешного делового человека. Его инициативность, лидерство, способности администратора отражаются на его лице и манерах. То же самое верно и для людей других профессий – ученых, священнослужителей, юристов, учителей, врачей, фермеров, поденщиков. Зайдите в любое учреждение, на фабрику, в магазин или другое коммерческое предприятие, и вы сможете быстро определить природу идеалов, отраженных на лицах, в выражении лиц, в манерах людей, которых вы там видите. Посетите Синг-Синг,[1] и вы увидите силу идеала, который действовал на его обитателей подобно закваске. Преступное внушение, преступная мысль, преступный идеал отражаются на лицах тех, кто представлял себе преступление, планировал и продумывал его детали задолго до того, как совершил преступное деяние.
Все, что мы храним в памяти, на каких мыслях задерживаемся, о чём размышляем, что преобладает в наших мотивах, всё это проявится на нашей плоти так, что мир сможет это прочитать. Многие абсолютно достоверные случаи появления стигматов упомянуты в житиях средневековых святых, на телах которых появлялось точное воспроизведение всех ран распятого Христа. Некоторые из этих случаев происходили в монастырях и были результатом длительного и интенсивного сосредоточения мыслей человека на физических страданиях Христа. Часто такие явления случались после строгих постов, во время которых монахи и монахини более интенсивно и настойчиво сосредоточивались на мучениях распятия и смерти Спасителя.
Если созерцание этих мук, постоянное мысленное изображение страданий Богочеловека, великая душевная симпатия к своему идеалу могли изменить сами ткани тела, могли воспроизвести на нём реальные физические следы ран от копья в боку, от гвоздей в руках, в ступнях и от тернового венца на голове, то подумайте о чудесных возможностях, открывающихся при изменении мыслей и представлений. Подумайте о том, что значит созерцание чудесной работы, совершенной Спасителем на земле, постоянное мысленное представление его славной жизни, его нежности и любви к человечеству, его силы и достоинства, его постоянной отдачи себя в служении; подумайте о том, что значит постоянное размышление о таком идеале, таком образце, и постоянные усилия по претворению в жизнь такого идеала пошли бы на пользу нашей расе!
Мы склонны уподобляться тому, чем восхищаемся, чему сочувствуем и о чем постоянно помним. Герой рассказа «Великое каменное лицо» стал двойником своего идеала. История христианства – это непрерывная летопись о силе идеала, способного возвысить мужчин и женщин до их наивысшего потенциала. Апостол Павел, один из наиболее ярких примеров этого, настолько был захвачен, настолько увлечен вдохновением своего великого образца, что восклицает: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос».
«Созерцание совершенства всегда радостно». Ничто так не укрепляет ум, мужественность или женственность, не расширяет кругозор, как постоянное стремление соответствовать высоким идеалам. Борьба за то, чтобы стать лучше, чтобы были постоянными моменты нашего наивысшего вдохновения, чтобы мысли были постоянно направлены на то, что выше и запредельнее, борьба за неуклонное стремление к идеалу, который постоянно совершенствуется по мере нашего продвижения, - вот что привело человечество от дикости к цивилизации двадцатого века.
Однажды друг застал великого художника в слезах в его студии. Когда его спросили о причине его огорчения, он ответил: «Я создал произведение, которым доволен, и я никогда не создам другого». Говорят, что так и было. Вдохновение, которое побуждало его к творчеству, было его идеалом. Это заставляло его всегда стремиться улучшить то, что он делал ранее. Без этого не к чему было стремиться.
Без идеала нет роста; а там, где нет роста, есть регресс. Без мечты люди погибают. Ничто во вселенной не является статичным. Никто из нас не стоит на месте. Мы все движемся в каком-то направлении, либо вперёд, либо назад. Всё зависит от идеала.
То, чем мы восхищаемся и к чему стремимся, проникает в саму структуру нашего существа, становится частью нас самих. Если бы у нас была возможность проанализировать любого человека, мы могли бы сказать, какие книги он читает, могли бы определить тип его друзей и единомышленников и могли бы назвать его героев; то есть мы могли бы сказать, какие идеалы им двигали.
Родители и учителя должны внушать молодежи важность почитания героев, выбора высших идеалов среди людей. Наша жизнь строится главным образом по образцу идеалов нашей юности, и нет никакой опасности в чрезмерном почитании героев, если только герои достойны этого.
История полна примеров огромного влияния идеалов на великих людей. Говорят, что Александр Македонский всегда носил в кармане экземпляр «Илиады» Гомера и что он никогда не уставал читать об Ахилле, великом герое, на которого он стремился походить. Многие молодые люди в этой стране, которых вдохновляла, ободряла и стимулировала жизнь Линкольна, не только жили более благородно и добились подлинного успеха, потому что они смоделировали свою жизнь по образцу жизни своего героя, но и развили в себе много общих с Линкольном качеств, которые в противном случае могли бы навсегда остаться скрытыми. Многие молодые офицеры нашей армии более результативны благодаря тому, что подражают Гранту и Ли, идеалам, которым они следовали в своих мечтах и которые всегда побуждали двигаться их вперед.
Крайне важно выбрать свой идеал в раннем возрасте, высокий и прекрасный идеал, который станет полярной звездой, самым высоким и ярким светом, из известных нам. Недавно один автор сказал: «Мой совет всем, кто только выходит на главную магистраль жизни:
«Без идеала ты не начинай,
И поиски свои не прекращай».
Конечно, у всех нас есть какие-то идеалы, когда мы молоды; но многие ли из нас сохраняют их даже до среднего возраста? Какой молодой человек вступит в активную жизнь, не имея перед собой идеала того, что он собирается делать или как он собирается улучшить мир? Какая девушка, окончив школу и видя, что жизнь улыбается ей, не мечтает об идеальной любви, которую она встретить, об идеальном счастливом доме, который она построит, и о прекрасном труде рядом с идеальным мужчиной её девичьих грез? Но придерживаются ли юноши и девушки этих идеалов на протяжении многих лет с той силой убеждения, которая преодолевает все трудности, или они оставляют их при первом же разочаровании и довольствуются обыденным существованием, не интересуясь ничем, кроме материального?
К молодежи, естественно, приходят замечательные идеалы, не только в отношении того, какой должна быть их собственная жизнь, но и того, какой должна быть жизнь в целом (идеальный мужчина, идеальная женщина, идеальная социальная система), а с ними и смутное желание или намерение претворить их в жизнь. Но слишком часто результатом разочарования при безуспешных попытках измениться к лучшему является, во-первых, отказ от надежды претворить идеал в жизнь, а затем и отказ от самого идеала. Вот тут-то и ждёт большая опасность регресса. Если за идеал не держаться с таким упорством, что никакая неудача или разочарование не смогут ослабить его, то он может угаснуть после того, как пройдет первый пыл юности.
Одним из величайших средств сохранения юношеского идеала во всей его свежести и красоте является частое, ежедневное воспоминание о высоконравственных героях, которые впервые дали человеку представление о его возможностях и пробудили в нём желание добиться цели. Читайте те книги или отдельные главы, которые вдохновили вас подражать какому-нибудь благородному персонажу. Обновляйте себя мысленно, визуализируя жизнь и труд мужчин и женщин, которые благородно трудились на благо человечества. Подумайте о таких как Вашингтон, Франклин, Линкольн, Эмерсон, Раскин, Флоренс Найтингейл, Джейн Аддамс, Сьюзан Б. Энтони, Фрэнсис Уиллардс и вы укрепитесь, чтобы противостоять пагубному влиянию жестокой конкуренции ради богатства и привилегий, даже просто ради средств к существованию, которая во многих случаях удаляет из поля зрения стремления и идеалы молодежи. Постоянно помните о великих личностях, чьи достижения пробудили в вас благородные мысли и устремления во время весны вашей жизни, и ваш эталон никогда не станет ниже. Характер всегда развивается в соответствии с тем, что заложено в нас самих. Ни один художник не смог бы нарисовать лик Христа по образцу Иуды перед его мысленным взором. Ни один великий персонаж никогда нельзя создать, имея в уме низкие, раболепные идеалы.
Постоянная борьба за соответствие высокому идеалу является единственной силой на небесах или на земле, которая может сделать жизнь великой, красивой и плодотворной. Если мы когда-нибудь хотим достичь чего-то стоящего, если мы хотим когда-нибудь установить единство с Творцом и выполнить работу, для выполнения которой Он послал нас сюда, мы должны соответствовать нашему идеалу.
Устремив взор на этот идеал, мы должны трудиться всей душой, головой и руками. Мы должны упорно идти до конца с верой, которая никогда не блекнет, с решимостью, которая никогда не колеблется, с терпением, которое сродни гениальности, так как по мере того, как мы продвигаемся вперёд, наш идеал неуклонно движется вверх.
Карлайл пишет: «Человек ещё никогда не попадал в такую ситуацию, в которой не было бы его долга и его идеала. Да, здесь, в этой бедной, жалкой, стесненной, презренной действительности, даже в которой ты сейчас находишься, здесь или нигде более – твой идеал. Исходи из него и, трудясь, верь, живи и будь свободен. Глупец, идеал находится в тебе самом!»
Никто ещё не произносил более правдивых слов. В каждом человеческом существе заключена божественная энергия, которая, если ей дать правильное направление, будет развивать идеал от одного этапа к другому. Тот, кто видит скульптора за работой над глыбой мрамора, видит то, что кажется всего лишь работой ремесленника. Но вне поля зрения, в мозгу скульптора, есть тихое присутствие, которого мы не ощущаем; и каждое движение руки побуждается сияющей мыслью внутри мозга. Такое присутствие и есть идеал. Без него он был бы просто каменщиком, но благодаря идеалу он становится художником.
«Идеал – это реальность». С его помощью мы формируем свою жизнь, как скульптор ваяет образ из необработанного мрамора. Одними внешними средствами этого не достичь. Вы должны придерживаться вечных принципов, непреходящих истин, иначе вы никогда не сможете приблизиться к своему идеалу. Ваш первый шаг к нему заключается в том, что вы делаете сейчас, о чем вы думаете. Не на какой-то огромной высоте, в каком-то отдалённом месте или сказочной стране (где волшебным образом, без усилий с нашей стороны, сбудутся все желания), создаём мы идеал, которому следуют наши души, но «здесь и сейчас, в этой бедной, жалкой действительности, здесь или нигде более – наш идеал!»
В скромной долине, в бескрайней прерии, на ферме, на море или на суше, в мастерской, магазине или конторе, везде, где есть честная работа для рук и головы человека (в пределах наших повседневных обязанностей), есть область, где должен вырабатываться наш идеал.
Джеймс Аллен пишет: «Обстоятельства могут быть неподходящими для вас, но они недолго останутся таковыми, как только вы осознаете идеал и будете стремиться к его достижению. Вы не можете странствовать внутри и оставаться неподвижным снаружи. Вот юноша, придавленный бедностью и трудом, долгие часы проводит в нездоровой атмосфере мастерской; он необразован и не знает всех изящных искусств. Но он мечтает о лучшем; он думает об интеллекте, изящности, грации и красоте. Он представляет себе и мысленно выстраивает идеальные условия жизни; им овладевает видение более широкого свободного простора; волнение побуждает его к действию, и он использует все свое свободное время и средства, какими бы незначительными они ни были, для развития своих скрытых способностей и сил. Очень скоро его сознание настолько меняется, что мастерская больше не может его удерживать. Она настолько не гармонирует с его менталитетом, что выпадает из его жизни, как сбрасывается одежда, и с ростом возможностей, которые соответствуют масштабу его возрастающих способностей, он уходит из нее навсегда. Годы спустя мы видим этого юношу взрослым мужчиной. Мы находим его мастером определенных сил разума, которыми он орудует, обладая мировым влиянием и почти непревзойденной властью. В своих руках он держит бразды гигантской ответственности; он скажет слово, и вот, жизни меняются; мужчины и женщины цепляются за его слова и перестраивают свои характеры, и, подобно солнцу, он становится неподвижным и сияющим центром, вокруг которого вращаются бесчисленные судьбы. Он воплотил в жизнь мечту своей юности. Он стал единым целым со своим идеалом».
Великим проклятием среднестатистического человека является заурядность, отсутствие вдохновляющих идеалов. Есть тысячи фермеров, которые никогда не поднимаются выше своего крупного рогатого скота и пшеницы, врачей, которые никогда не становятся выше своих рецептов и болезней, юристов, которые никогда полностью не подчиняются своим инструкциям. Идеалы, присущие массам, редко вырастают из заурядности. Большинство из нас живет в подвале своей жизни, в то время как все верхние этажи не используются. Миллионы человеческих существ никогда не вылезают из кухни своего существования. Чтобы возвыситься, нам нужно устремление и великие мыслительные образцы.
Бог прошептал на ухо всему сущему: «Взгляни вверх». В каждом смертном заложена потенциальная сила небесного притяжения. Человечество испытывает духовный голод, который, если его утолить, приведет к созиданию и развитию великих душ. В каждом сыне Адама есть скрытая божественность, которую надо пробудить, прежде чем произойдет какой-либо значительный прогресс в индивидуальном восхождении.
На фабрике по изготовлению компасов для моряков до того, как стрелки намагничивают, они могут находиться в любом положении, но когда к ним однажды прикасается мощный магнит, когда они электризуются этой таинственной силой, они всегда указывают только в одном направлении. Многие молодые жизни протекают вяло, бесцельно, пока божественный магнит не коснётся их; после этого, если он питает их устремления, он всегда указывает на полярную звезду их надежды и идеала.
Любое малейшее устремление, зарождающееся в нашем сердце, – это небесное семя внутри нас, которое прорастет и станет исключительно красивым, если только его подпитывать и поощрять. Хорошее не растёт на материальной или душевной почве без заботы и питания. Легко растут только сорняки, колючие кустарники и вредные растения.
Стремление, которое не претворяется в активные действия, умирает, точно так же, как любая неиспользуемая сила или функция атрофируется или исчезает. Натуралисты говорят, что у страуса когда-то были замечательные крылья, но он не заботился о том, чтобы ими пользоваться, предпочитая ходить по земле, а не подниматься в воздух, и он практически потерял свои крылья, их сила перешла к ногам. Вероятно, когда-то у жирафа была обычная шея, как и у других животных, но, поскольку с её помощью он долгое время находил себе пищу на ветвях деревьев, шея и всё тело вытягивалось, пока теперь жираф не стал самым высоким из всех животных; длинная шея позволяет ему срывать листья с высоких деревьев.
Нечто подобное постоянно происходит в человеческих жизнях. Мы возвышаемся или падаем благодаря нашим идеалам, нашему стремлению к ним или нашему пренебрежению ими. Большинство из нас зарабатывают на жизнь неквалифицированным трудом. Мы тратим много драгоценного времени и усилий, угождая желаниям нашей животной природы, и живем главным образом в соответствии с низменными жизненными целями и возможностями, в то время как могли бы воспарить ввысь.
Повсюду мы видим людей, прекрасно зарабатывающих на жизнь, но чья жизнь крайне бедна; преуспевающих в своей профессии, но терпящих неудачу как люди, отступающие от своих собственных высших идеалов ради того, чтобы заработать немного больше денег. Повсюду мы видим людей, приносящих высшее в жертву низшему, принижающих лучшее, что есть в них, ради поверхностной материальной выгоды, продающих право первородства на идеал души за чечевичную похлебку.
Есть ли какая-то причина или смысл в том, что человек продолжает превращать свои способности, свою энергию, всё, что в нем есть, в доллары после того, как у него их во много раз больше, чем он когда-либо сможет использовать для улучшения своего положения? Неужели дар жизни так дешев, так бессмыслен, так неважен, что мы можем позволить себе тратить время на вещи, которые недолговечны, на ненужные материальные вещи, которые так скоро исчезают, пренебрегая тем, что долговечно? Мы знаем, что жизнь – это прекрасная возможность для нас проявить себя как люди. Однако слишком часто в эти преходящие вещи мы вкладываем всю силу своей энергии, в то время как мы только вздыхаем и «желаем» достичь наших идеалов. Мы многим жертвуем, чтобы обрести богатство, но практически ничем не жертвуем, чтобы претворить в жизнь полёт наших душ.
И все же идеал действительно является «драгоценной жемчужиной», в сравнении с которой «всё, что есть у человека», просто ничто. Люди, о которых мир хранит память, всегда были людьми высоких идеалов, которым были верны, людьми, которые говорили: «это единственное, что я делаю», и вкладывали всю силу своей жизни, чтобы претворить свой идеал в жизнь.
Если с самого начала вы прислушиваетесь к тому внутреннему голосу, который побуждает вас найти путь, ведущий выше, и повинуетесь ему; если вы прислушиваетесь к голосу, который велит вам смотреть вверх, а не вниз, который всегда зовет вас вперед и ввысь, независимо от того, как это выглядит внешне, и если вы повинуетесь ему, то ваша жизнь не может обернуться неудачей. По-настоящему успешные мужчины и женщины – это те, кто благородством своего примера способствует возвышению, счастью, обогащению жизни, мудрости мира, а не те, кто просто эгоистично накапливает доллары. Богатая личность обогащает каждого, кто соприкасается с ней. Каждый, кто соприкасается с благородной жизнью, чувствует себя облагороженным.
Существует механизм настолько тонкий, что он может измерять наименьшие затраты физической силы. Если бы можно было изобрести подобный механизм для измерения характера, многие миллионеры были бы огорчены результатами своих собственных точных измерений, в то время как многие скромные работники были бы поражены высокой оценкой своих искренних неустанных усилий по достижению своего идеала.
Я верю, что придет время, когда не деньги, но развитие, не земли и дома, а внутреннее и духовное развитие в более просторной и благородной жизни станут даже популярным мерилом истинного богатства, настоящего успеха. Мерилом успешного человека будет его душа; Брэдстрит [2] нового типа, духовный Брэдстрит, будет расценивать его как большое сердце, великодушный ум, культурный интеллект, а не как объёмистую чековую книжку.
Филлипс Брукс пишет: «Идеальная жизнь в своём совершенстве не даёт нам всем покоя. Мы чувствуем, что то, чем мы должны быть, бьется под тем, чем мы являемся. Бог скрывает какой-то идеал в каждой человеческой душе. В какой-то момент своей жизни каждый испытывает трепетное, робкое желание совершить какое-нибудь великое доброе дело. Жизнь находит свой самый благородный источник совершенства в скрытом импульсе делать всё, что в силах человека».
Каждый, кто подменяет более высокую цель более дешевой, и каждый, кто сегодня и изо дня в день придерживается своего высокого идеала, несмотря на стресс и суматоху современной повседневной жизни, все в своей мере приближают тот день, когда такой идеал станет вдохновением для масс и силой, движущей миром.
000
СНОСКИ:
[1] Тюрьма с максимально строгим режимом в городе Оссининг, штат Нью-Йорк, США.
[2] Компания «Дан энд Брэдстрит» собирает информацию о корпорациях США
000
Вышеприведенная статья воспроизводит двенадцатую главу книги О.С. Мардена «Победоносная позиция». Эта книга была опубликована в 1916 году в США компанией Thomas Y. Crowell Company.
000
Свидетельство о публикации №223081601003