Создание хокку. Часть 1
Последние пару лет источником вдохновения для меня служит бурная активность моих друзей, выражающаяся в групповых путешествиях по всяким интересным местам. Так, в августе 2022 года они поехали по местам наших студенческих подвигов, конкретно – на остров Итуруп, не обделив вниманием и Владивосток с Сахалином. Процесс подготовки к поездке и, конечно же, приключения на Дальнем Востоке и Итурупе побудили меня к написанию целой поэмы. Назвал я её «Ностальгия», и написана она была в размере, характерном для эпоса «Калевала». Где Курилы и где Карелия… Объяснения этому феномену я дать не могу. Так вот получилось.
В январе 2023 года примерно та же компания поехала в Мурманск. Вот приспичило им посмотреть на северное сияние (оно же Аврора). Незадолго до их отъезда у нас в Омске тоже случилось явление Авроры, но не отменять же было поездку! Тут я ничего литературного не написал, ибо меня опередил мой друг Григорий Бутов. Он еще перед началом путешествия написал шикарную песню «Териберская плясовая», процитирую один куплет:
Хаски, морошка, унты и олени,
Встреча с Авророй в ночи ради кадра.
Только герои летают на Север,
Пятеро буйных и три психиатра!
Ну да, так совпало, что в составе группы было три психиатра. И чё такого, всякое в походе случается… Психиатров мало не бывает. Хуже, если срочно нужен психиатр, а его под рукой нету. А песня произвела фурор среди териберских гидов.
В августе этого же, 2023 года, мои друзья собрались поехать на Камчатку. И тут меня пробило на написание хокку (они же хайку). Особой связи между Камчаткой и Японией опять таки нет, разве что расстояние до них от нашего Омска примерно одинаковое, но вот такое странное меня посетило желание.
Мой сын, ценитель японской культуры, по этому поводу сказал: «А что, хорошая идея. И написание хокку – дело не сложное. Знай себе только количество слогов считай». А вот и неправда, процесс этот оказался весьма непрост.
Для начала черт меня дернул почитать теорию написания хокку. Первым делом я узнал, что поэт, пишущий хокку-хайку, называется хайдзин. Ну ладно, пусть так. Ещё оказалось, что в каждом хокку обязательно должно указываться время года. Вот еще не было мне печали… Из этого сложного положения я выкрутился следующим образом: разбил будущий поэтический труд на главы, и сезон указал в названии глав. В дальнейшем оказалось, что эти заголовки – лучшее, что мне удалось. (Для меня это вообще характерно. В одном из моих публицистических сочинений хорошо получились только эпиграфы. Остальной текст можно было и не писать.)
Еще при создании хокку важна каллиграфия. Тут мне сильно помог текстовый редактор. На экране монитора все буковки получаются ровными, на загляденье.
А теперь собственно к количеству слогов. Их должно быть 17! Вот ведь засада. Впрочем, я вычитал, что у лучшего японского хайдзина Басё иногда встречались отступления от канона. Ну кто я такой, чтобы спорить с авторитетами. Отступать от правил – так отступать, прям с размахом!
В русских переводах хокку обычно пишут так: 5 слогов первой строке, 7 во второй, и в третьей снова 5. Ну-ну. В первых же моих попытках главной проблемой оказалось хотя бы впихнуть смысл стиха в три строки, тут уж не до подсчета слогов.
Кстати, о смысле. В хокку он должен быть глубоким, то есть никому не понятным сходу. Вот это очень удобно, не надо заморачиваться разъяснениями, потребитель сам додумает. Ну, или не додумает, тут уж как получится.
Совершу тематическое отступление. Многие творцы, небрежно размахивая кистью или старательно подсчитывая слоги, создавали новые течения в искусстве. Взять хотя бы Казимира Малевича с его супрематизмом и «Черным квадратом». Причем этот самый Малевич писал квадраты и красные, и белые, и еще какие-то, а также разноцветные круги и кресты, но вот на тебе – знаменитым стал именно «Черный квадрат». Причем даже этих черных квадратов он нарисовал аж четыре штуки, и которым именно нужно гордиться – я не знаю.
И ведь надо сказать, что точно такой же черный квадрат был создан до Малевича ещё в 1882 году Полом Билхолдом и носил название «Ночная драка негров в подвале». Но всемирной славы он не снискал, видимо, из-за вычурного названия. А у Казимира всё просто: начертил чёрный квадрат, назвал его «Чёрный квадрат», и готово: зрители глубокомысленно качают головой и ищут тайный смысл (я, честно сказать, никакого смысла в подобном творчестве не нахожу).
Возвращаюсь к своим, так сказать, хокку. Вот некоторые образцы того, что у меня получилось в мае.
Часть 1. Весна. Май. Цветение сакуры
Лихо они пробежались
На Итуруп и на Мурманск,
Нынче к Камчатке их взоры.
Нашим героям, похоже,
Шило сидеть не позволит.
Возят с собой психиатров.
Ну, что сказать. По три строки таки получилось, да. Но слогов аж 24, по 8 в каждой строчке. Интересно, вот когда Басё совершал отступление от канона, у него сколько получалось слогов? Может, вообще 25 (хочется думать именно так). В общем, получилась у меня «Калевала» на минималках. Надо лучше стараться. Еще в этот период я написал несколько, как мне казалось, актуальных трехстиший про камчатский вулкан Шивелуч. Как раз тогда этот «изверг извергнулся» (по терминологии Оськи из «Швамбрании»), и изрядно засыпанные пеплом улицы, дома и автомобили смотрелись на видео очень поэтично. Но – «давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел» (М. Жванецкий). Одна знающая правду дама сказала, что мои представления о Шивелуче мало соответствуют реальности, и часть виршей отправилась на вторичную переработку. Впрочем, Шивелуч из моего творчества окончательно не исчез.
Потом наступил июнь, и особо въедливые из моих друзей наконец-то прочитали информацию, изначально написанную в их программе путешествия. Выяснилось, что предстоит довольно много ходить пешком, преимущественно в гору. Началась легкая паника. Естественно, доморощенный хайдзин не мог не откликнуться на бурную активность в чате группы. Привожу фрагменты своих усилий.
Часть 2. Июнь. Путь ветерана (Сенсей-до)
Как оказалось внезапно,
В гору придется тащиться.
Надо быть в форме.
Ночные ввели тренировки,
Ходят по лестницам люди
Вниз по ступенькам.
Два месяца тренировок –
Поедешь в поход уставшим.
Вот результат.
Явный прогресс. В три строки мысль укладывается уже без проблем. Пять слогов в третьей строке большей частью присутствуют. Общее количество слогов стремится к 20. С глубокомысленность дело пока не очень. Ждем июля.
май-июнь 2023
Свидетельство о публикации №223081601073