Всё, мультики кончились! Пошла кинохроника 3

   
 У многих ещё «дорогих россиян» комплекс неполноценности, густо замешенный на чувстве вины выстреливает метастазами вроде «играют все, а выигрывают немцы». В эту же парадигму валят до кучи мемы об американской точности, немецкой пунктуальности, японской дисциплинированности. А теперь уже добрались и до китайского невообразимого трудолюбия, в своём Отечестве пророков нет.
Однако автор данных строк всё ещё тешит себя надеждой: тотальная газификация народнохозяйственного комплекса России ведёт к острой нехватке печной золы, читай, пепла. И дурная привычка населения посыпать при любом случае голову этим вторичным продуктом постепенно отомрёт совершенно естественным образом.
А мы вновь расскажем вам об очередном достижении «этих crazy russians». Ничего, что я  самовольно повысил статус «пьяной рашки»?
 ОНИ на голубом глазу государю нашему Иоанну так сказать Грозному клеят ярлык  «Terrible». То есть коннотацию «уважаемый, авторитетный человек» нагло заменяют на «садист, маньяк, убийца».
Пусть ОНИ это погоняло своему Генриху VIII лепят, жившему с нашим государем в одну эпоху. Уж тот-то был реальный кровопийца.



 Немного отвлеклись, Ближе к телу, как было говаривал известный шалун Ги де Мопассан. Итак, месяц назад в цикле эссе
«Всё, мультики кончились! Пошла кинохроника1 (Лев Хазарский) / Проза.ру (proza.ru)
Всё, мультики кончились! Пошла кинохроника2 (Лев Хазарский) / Проза.ру (proza.ru)»
мы обсудили ОЧЕРЕДНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТРЫВ российской науки и промышленности в области авиации. 
Россия, как всегда первая в мире, создала авиационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП).
  ВТСП-системы электродвижения, включающие в себя двигатели, генераторы, кабельные системы, накопители энергии и системы защиты, позволяют КРАТНО ПОВЫСИТЬ топливную эффективность, снизить шум и заметность, улучшить динамику. 
 Сделать такие самолеты эффективными позволяет использование гибридной силовой установки, включающей в себя источник первичной энергии (это может быть всё что угодно от керосина до водорода), генератор и электродвигатели, которые оказываются намного более эффективными при использовании технологий ВТСП.
А ВОТ С ЭТОГО МЕСТА, КАК ГОВОРИТСЯ, ПОДРОБНЕЕ.



Замечательный ВТСП двигатель может эффективно работать при очень низких температурах. Холод, как известно, это отсутствие тепла. А для того, чтобы удалить тепло, читай, энергию из системы нужна как бы банально это ни звучало та же самая энергия.
 Для решения задачи, как вы все сразу поняли, «сумрачный немецкий гений» не подходит.
 Впрочем, и американская точность заодно с японо-китайским трудолюбием.
Тут нужна русская… глупость.  Боже упаси, это не я, Л.Х., такие расистско-ксенофобские закидоны  разбрасываю. Это Отто фон  Бисмарк: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью».
 С другой стороны, и его понять можно. Не станет же апологет немецкого биологического превосходства разъяснять что какие-то там азиаты из тайги ничем не глупее высшей расы. Его мы поняли, но пусть и он нас поймёт!



Приведём несколько наглядных примеров.
Американцы вложили кучу бабла в создание шариковой ручки способной работать в космосе. Наши взяли на орбиту карандаш.
Запад замутил «зелёную повестку», надеясь на технологическом витке обескровить конкурентов. Они строят ветряки и панельки, чтобы полученное на них электричество использовать для производства водорода. Себестоимость такого водорода – шесть долларов за килограмм.
 На русских ядерных реакторах при производстве  электричества выделяется огромное количество не  задействованной в технологическом процессе тепловой энергии. Порой её просто сбрасывают в окружающую среду. Но на этой энергии методом паровой конверсии метана,  СН4, можно получать молекулярный водород, заметим сразу, не только из метана, но и из воды – СН4+2Н2О=4Н2+СО2 – почти на халяву, не дороже одного доллара за кг.
Там шесть баксов, а тут один, почувствуйте разницу. Но шестикратным превышением нас не  удивишь. Есть и русский размах.
Американский авианосец стоит пять миллиардов. А русская гиперзвуковая ракета «Кинжал», которая легко  умножает  на ноль этот  авианосец, всего один миллион. При таком - 1:5000 – соотношении затрат на конечный результат никакой Федеральной Резервной Системы не хватит для печатания новых долларов!
 Мне тут как-то оппонент ОТТУДА  пишет: «Ты чё бред сивой кобылы несёшь?! У нас бюджет приличного университета больше, чем финансирование всей российской науки».
Так я за бюджет ничего и не говорю. В Зимбабве денег ещё больше. Там буханка  плохо пропечённого хлеба стоит ТРИЛЛИОН.
 Бюджет в США есть, а ракет гиперзвуковых нет и ни за какие доллары их не купишь.
 Мозги долларами не заменишь! Часть первая (Лев Хазарский) / Проза.ру (proza.ru)
Мозги долларами не заменишь! Часть пятая (Лев Хазарский) / Проза.ру (proza.ru)
 



Но вернёмся к теме. Получать халявный водород на побочной энергии атомных реакторов мы умеем. А нельзя ли замутить такое и с   ВТСП-системами электродвижения? Да запросто!
 Для  гибридной силовой установки не имеет никакого значения что является  источником первичной энергии.    Всё что угодно от керосина до водорода, да  хоть кизяк с дровами!   
И тут хорошо известный нам по прошлым публикациям «ЦИАМ» рассказывает   о планах перейти в авиации на новый вид топлива - водород: «научно-технический задел, имеющийся в России, это позволяет»
  Обратимся к событиям 1988года. Под лозунг «перестройка- важный фактор», Советский Союз рушился как колосс на глиняных ногах, а советский народ, многие представители которого затем станут «дорогими россиянами», метался в духовных застенках от «будь оно всё проклято» до «скорее бы уже нас американцы завоевали, хоть какой-то порядок наступит». 
И именно в эти дни советский двигатель НК-88, установленный на экспериментальном самолете Ту-155, впервые показал возможности использования водорода в качестве топлива для авиационных газотурбинных двигателей (ГТД).
Экспериментальные разработки начались еще в 1974 г. В течение шести лет упорный труд позволил создать экспериментальные образцы двигателей на жидком водороде: НК-8-2У, НК-22, НК-144. Далее были изучены возможности сжиженного природного газа в качестве альтернативного топлива для двигателя НК-88.
НК-88, ставший пионером в своем роде, претерпел изменения. Он стал работать на сжиженном природном газе. Ту-155, оснащенный этой модифицированной силовой установкой, вновь поднялся в небо, выполнив 39 полетов. Более 43 часов бесперебойной работы ознаменовали успех проекта и подтвердили потенциал криогенного топлива в авиации.
Эксперимент с СПГ не прошел незамеченным. Этот прорыв обеспечил разработку нового самолета — Ту-156. Ожидалось, что все три двигателя этого самолета станут двухтопливными — с возможностью использовать как авиационный керосин, так и сжиженный природный газ. Проект получил название «Холод-5», и в его основе лежали уникальные разработки. Однако вскоре амбициозные планы столкнулись с суровой реальностью.
«Этот проект показал, что мы готовы внедрять водородные технологии в авиацию», — сказал генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения Андрей Козлов.




Крах Советского Союза в 1991 году оказал катастрофическое  влияние на финансирование и развитие проекта. Заинтересованные немецкие компании DASA (Airbus) и MTU вложились в исследования, но впоследствии, сняв пенки,  отказались от совместной работы. Однако организация СНТК им. Н. Г. Кузнецова, наследие гениального конструктора, понемногу продолжала разработки.
К сожалению, проект двигателя НК-89 на криогенном топливе так и не был завершен в силу сложной ситуации в стране. Только благодаря сотрудникам легендарного «Кузнецова» появился первый в мире криогенный газотурбинный двигатель на СПГ, ставший приводом электрогенератора для экспериментального газотурбовоза.
Генеральный директор ЦИАМ Андрей Козлов утверждает, что российские разработки уже позволяют создать однотопливный водородный двигатель без использования керосина в качестве пускового топлива:
«У нас уже есть научно-техническая база для создания однотопливного водородного двигателя. При этом ведутся активные исследования таких технологий, как двигатель на сверхпроводниках, охлаждаемый жидким водородом».
Возможность сцепки водородного двигателя с винтом или турбиной, как в гибридных автомобилях, обеспечивает невиданную безопасность полетов. Однотопливный двигатель на водороде без использования керосина  может смыкаться с двигателем на сверхпроводниках, с охлаждением на жидком водороде. В случае если вся электроника выйдет из строя, например, в результате удара молнии, самолет останется в воздухе, и пилот сможет совершить посадку.



Подведём итоги.
В гонке вооружений, включая гиперзвук, лазеры, а теперь и дроны,  Россия лидирует безусловно.
 Всё что связано с ядерными и термоядерными разработками - наш абсолютный приоритет.
 Об очередном  рекордном урожае зерновых говорить как-то даже не удобно. Ибо эту пшеницу уже просто  не знают куда пихнуть, а перевод посевных площадей из-под зерновых культур под масличные несколько задержался.
Никита Сергеевич и Леонид Ильич, Вы слышите: зерно в России некуда девать?!
На сегодняшний день   слились воедино две новейших российских технологии: авиационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) и водородное или СПГ топливо. Такое топливо хранят при очень низких температурах, которые идеальны для охлаждения  ВТСП. Само это топливо и становится реагентом охлаждения двигателя!
Цикл замкнулся, появилась та самая халява, что так удачно проявила себя при паровой конверсии метана в водород на атомных реакторах, где себестоимость водорода не шесть как при электролизе, а один доллар за килограмм! Эти две прорывных технологии выводят российскую авиацию на недосягаемую высоту.
Остаётся лишь порекомендовать пацанам из «Boeing»  и «Airbus» последовать   заветам Святого Чубайса, ну или Рыжего Толяна, если Вам комфортней именно так: «не надо ничего делать самим, лучшие в мире товары купим  у лучших в мире производителей». Впрочем, с учётом обнищания «наших западных партнёров» можно позволить им  заикнуться и о лизинге…


Рецензии
Зерно в России некуда девать!
И в технологиях у нас приоритет!
Врагам Россию вовсе не понять…
У россиян такой… менталитет!

Марина Митина   18.08.2023 13:29     Заявить о нарушении
Привет, Марина! Как поэт поэту отвечу с креативным задором. Наше дело правое, поэтому за нами будет не только победа, но и все «ништяки» вплоть до планетарной политической ренты. С уважением ,ЛЕВ!
Зерном накормим негров и других
Ну сколько можно маниоку жрать?!
И если ИМ Россию не понять,
То НАМ на это в общем наплевать.
Похоже, кругозор английский узкий.
Есть выход: изучайте русский!

Лев Хазарский   18.08.2023 22:02   Заявить о нарушении