Опыт духовной тишины

«Безмолвие – это когда ум отсутствует и твоим умом стал Бог. Ты должен жить сердцем, потому что сердце есть средоточие безмолвия. Бог – это безмолвие. Это безмолвие открывает тебе, что такое твое духовное сердце. Ты делаешься духовным сердцем, и ты постигаешь, что ты и есть это безграничное безпредельное сердце, которое едино с безграничным безпредельным Богом».
Иеромонах Симон (Безкровный)

***
Мог ли я себе представить, что когда-нибудь буду с таким старанием искать в своём сердце истинной Тишины – не мог никогда прежде. И вот, теперь ежедневно, а иногда – по нескольку раз в сутки ищу её, но соприкасаюсь с ней редко…

То, приблизившись и коснувшись её – удержать не могу надолго, что-то обязательно отвлекает моё внимание. Проще было бы сказать, что я не умею сконцентрировать внимание в себе, но так по-мальчишески отмахнуться уже невозможно, хотя и крохотный опыт, но он есть во мне: душа уже приобрела то, чего никогда не имела и теперь льнёт, тяготеет к этой удивительной Тишине.

Вначале был такой опыт: глубокой ночью, когда внешняя тишина разлилась по домам и улицам города, когда даже звёзды молчаливо утонули в ночной синеве неба и я, сидя в кресле, старался погасить последние волнения мысли, малейшие чувства плоти, переместив слух в разумные недра, где больше не было своего «я», своих чувствований, желаний; никаких звучаний и отголосков слов – я утонул в Тишине. Всего лишь на какой-то миг, но этот миг был незабываем.

С каждой ночью, а потом и днём душа влекла меня в этот опыт и, желая продлить его, уносила всего меня с телом и духом в Тишину.
Момент возрастал во времени, он углублялся в чистоту безмолвия. Сколько длился мой опыт удержания полной Тишины, наверное, не более минуты...
И в один из дней я почувствовал что устал.

Как, оказалось – требуется немало внутренних сил, чтобы заниматься такой практикой.
«Сначала сердце согреется молитвою, и в нас начнёт гореть огонь любви. И если мы начинаем открывать двери своей бани, то есть открывать рот и говорить, то очень скоро сердце наше станет холодным. Потому что всё тепло уйдёт в слова и праздные речи».
Иерей Игорь Сильченков

Но вот дух мой отдохнул, собрался с новыми силами (я намолил их в молчании) и теперь душа моя вновь устремляется в Тишину!

Август, 2023


Рецензии