Lux Aeterna

До того, как в 1997 г. польская миссия нашла в Саккара склеп с росписью редкой красоты о том, что у фараона Тети был опальный визирь, не знал никто. В своде "тузов" эпохи Старого царства (24 – 23 вв. до н.э.) не было его имени. У него их, к слову, было три – Фефи, Унасханх и Мерефнебеф. По страницам истории он скользнул ярким метеором, лишь чудом оставив в ней хоть какой-то след. Он лишился милости царя за грехи своих сыновей – во всяком случае, это их портреты и имена в галереях склепа без жалости были стёрты и выскоблены.

Но была и доля милости: не тронуты ни имена, ни образы главы семьи, его пяти жён и одного из сыновей – Фефи. И, приняв "шах", гордый ферзь ушёл в вечность, а не канул в небытие. С ним ушла и его мечта о жизни в "нирване" рука об руку с главной женой – Сешешет, в кругу детей, свиты и слуг, включая даже бойких и сноровистых карликов-ювелиров. К слову, канон служившего культу искусства велел показывать всех слуг рядом с хозяином склепа как лилипутов у ног Гулливера. В галереях подвала под руинами мастабы мрак долгие века скрывал мираж былого великолепия, окно в прошлое.

И был лишь нужен луч света, чтобы экран каменного кинозала явил этот забытый мир. Не очень многие гробницы до наших дней хотя бы частично сохранили цвет в своих интерьерах. Грунт стен в галереях усыпальницы Мерефнебефа уже облез, теряя век за веком по пылинке, по чешуйке яркие и сочные краски, но картина – этот гобелен с вечным нильским сюжетом, всё же ещё видна. То, что стена очень шершавая, даже придаёт ей объём, и чудится, что одна из центральных её фигур, бабочка-огонёк данаида, вот-вот отлепится от камня и вылетит из темницы на солнышко.

В кромешной тьме пещер люди каменного века тоже зачем-то оставляли весьма стильные изображения зверей, зная, что там их особо никто и не увидит. И их образы тоже "маячили" на заскорузлой холодной стене грота от игры теней и света, когда туда являлись с факелами. А эхо из тоннелей звучало как рёв ископаемых чудовищ. У египетских мастеров династической эпохи в ходу уже давно рождённый цивилизацией стиль – союз аллегорического реализма с инженерной графикой. О хаотичной манере первобытной эпохи все забыли, но о законах влияния друг на друга света и цвета все помнят и знают.

Икона бытия словно бы отражена в чудесном зеркале. В глазах рябит от мерцающих огоньков лампад и свечей – это воздух дрожит от их жара, рушится стена между мирами и ветер колышет волнами малахитовый занавес из папирусов. Визирь едет на охоту – это аллюзия на борьбу души с силами хаоса. В усеянной язвами выбоин панораме, похожей на разбитую пёструю мозаику, всё ещё можно разобрать виды птиц, из которых многие сидят на гнёзда в виде корзин. И даже один из сине-зелёных зимородков "ждёт птенца", а ведь Alcedo atthis ispida лишь зимуют в Египте.

В древности, впрочем, многое могло быть по-другому, к тому же, на Ниле мог бы вполне обитать североафриканский подвид этой птицы – Alcedo atthis atthis. А вот пегий зимородок (Ceryle rudis) – абориген египетского Нила. Он крупнее своего лазоревого собрата, нов рамках канона это было скрыто. К тому же, не только зимородки, но и бабочки тут показаны словно бы сквозь лупу, в то время как утки-шилохвости, и без того крупные и видные, не нуждаются в увеличении. Злой хищник, разоряющий гнездо – без этой драмы нильская баллада была бы смертельно скучна!

У визиря-эстета на тропу разбоя выходят две королевы грации, подобные серым леопардам в миниатюре – генетты. Из них одна (окраска её пятнистой шкурки не сохранилась) грабит уток, а другая – пегих зимородков, уворачиваясь от ударов шиловидных клювов. В палитру не были ещё включены полутона, вот почему серая цапля (Ardea cinerea), степенно восседающая рядом с зимородком такая же синяя, как и он, а не облачно-сизая. С нею, летящей в небе, Тексты пирамид сравнивали фараона, возносящегося в мир богов. Она будет птицей Бену, прототипом огненного феникса.

Но в эпоху Среднего царства "фениксом" была не цапля, а мелкая птичка – то ли ласточка, то ли трясогузка, то ли вовсе зуёк – тут ещё и нет единого мнения. Тем более, что такого рода пташек в Египте, особенно осенью и весной что мошкары. В такой армаде кто бы мог так поразить человека? Но, кажется, жёлтая трясогузка (Motacilla flava) была выбрана за то, что она вечно шныряет по заводям что твоя водомерка, а вода – это часть Нуна, бездны, из которой возникла жизнь. Но в Египте есть и своя "колибри", которая по-английски как раз называется “sunbird” – это нектарница (Cinnyris osea osea).

В долине она обычно населяет деревья-медоносы – кордии, морингу, содомское яблоко. Это последнее даже более желанно, так как из пуха ложных "яблок" египетские "колибри" вяжут гнёзда-варежки. Хозяйка такого гнёздышка – серенькая, она таится от хищников, зато её суженый точно вырезан из цветной фольги и грудка у него солнечно-жёлтая. А может, и не стоит привязывать одну какую-то птицу к образу "бенну" – это аллегория солнечного луча или блика, которые без конца источает Ра во всех его "фазах". Он может согреть, а может ужалить калёной стрелой.

У бытия две стороны, и по ту его сторону тоже есть зло. На вернисаже дома вечности духи и боги видели все блага мира, но эту роскошь мог бы показать лишь тот, кто и владел этими благами при жизни. На убогом памятнике какого-нибудь рядового вояки или писца всё под стать их положению – снедь немудрящая и скарб скудный. А их могилах и красть-то нечего. У селян же и гробов часто не было – их заменял тугой кокон из глины или тростника, похожий на куколку той самой ало-золотой бабочки. Вот бы знать, верны ли теории о том, что она была эмблемой души в форме знака "анх"?

Источники:

Канавати Нагиб. Заговоры в египетском дворце: от Униса до Пиопи I/ Naguib Kanawati, Conspiracies in the Egyptian Palace: Unis to Pepy I, (Routledge, 2002). ISBN 0-415-27107-X.

Райс Майкл. Кто есть кто в Древнем Египте/Rice Michael. Who's Who in Ancient Egypt. Routledge, 11 сент. 2002 г. - Всего страниц: 320

Перепёлкин Ю.Я. Хозяйство староегипетских вельмож. Монография. М.: Наука, 1988 г.

Перепёлкин Ю.Я. История Древнего Египта. Издательско-торговый дом «ЛЕТНИЙ САД» Журнал «НЕВА» Санкт-Петербург, 2000 г.

Эмери У.Б. Архаический Египет./пер. с англ. Н.Н. Каменской и А.С. Четверухина (серия: Александрийская библиотека») СПб: журнал «Нева», изд. «Летний сад», 2001 г.

Зубов А.Б., Зубова О.И. Религия Древнего Египта. Ч. 1. Земля и боги. - М.: Рипол-классик, 2017. – 400 с.

Манн К.Ф., Чик Р.А. "Нектарницы. Путеводитель по нектарницам, пауколовкам и медососам мира"/Clive F. Mann, Robert A. Cheke. Sunbirds: A Guide to the Sunbirds, Flowerpeckers, Spiderhunters and Sugarbirds of the World. A&C Black, 30 июл. 2010 г.

Назари Вазрик, Эванс Линда. Бабочки Древнего Египта. Научная статья в журнале «Общество лепидоптеристов»./Butterflies of ancient Egypt, Journal of the Lepidopterists’ Society 69.4 (2015), 242-267 by Vazrick Nazari and Linda Evans

Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. II: Птицы.- М.: ТЕРРА, 1992.

Хабиба Мохамед Махмуд Эль Меняви. "Зимородок в Древнем Египте"/Habiba Mohamed Mahmoud El Menyawy. Kingfisher in Ancient Egypt. Journal of Association of Arab Universities for Tourism and Hospitality. (JAAUTH), Vol. 19 No. 2, (2020), pp. 73 – 101

Шелли Джордж Эрнест. Справочник по птицам Египта/Shelley George Ernest. A Handbook to the Birds of Egypt. J. Van Voorst, 1872

Брун Бертель и Шериф Баха Эль Дин. «Птицы Египта». Американский Университет в Каире, 1994 г./ Brunn, Bertel, el Din, Sherif Baha Common Birds of Egypt, American University in Cairo, 1994 г.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

Стронг М.Е. «Освещая путь во мраке: светское и религиозное значение искусственного освещения в Египте эпохи фараонов». Диссертация на соискание учёной степени доктора философии. Гиртон колледж. Кембриджский университет. Январь 2018/ Illuminating the path of darkness: social and sacred power of artificial light in Pharaonic Period EgyptThis thesis is submitted for the degree of Doctor of Philosophy. Meghan E. Strong. Girton College. University of Cambridge. January 2018


Рецензии