О Марии Сальвиати матери Козимо Медичи

Мария Сальвиати. Портрет кисти Понтормо (ок. 1537—1543). Уффици.

     Мария Ромола Сальвиати (1499–1543) была дочерью Лукреции, старшей дочери Лоренцо де Медичи, и Якопо Сальвиати: следовательно, она принадлежала к основной ветви семьи Медичи, семье Кафаджоло.
Джованни, потерявший отца в раннем детстве, воспитывался в семье Марии.

      В 1516 году Мария вышла замуж за Джованни Медичи, знаменитого полководца, известного как Джованни далле Банде Нере (1498–1526), ;;который с самого раннего возраста отличался мастерством владения оружием и умом полководца.

       Их брак был особенно важен, потому что через них встретились две ветви  семьи Медичи; по этой причине их сын Козимо (1519-1574) был призван возглавить Флоренцию после смерти герцога Алессандро Медичи и угасания первоначальной ветви, тем самым дав жизнь великокняжеской ветви династии.

        Мария была скромна, терпелива, застенчива, а Джованни был свиреп, резок и не любил свою жену.
Джованни провел все десять лет брака, участвуя в различных битвах , да так, что диву даешься, как им удалось зачать ребенка. Имя ребенку, Козимо, выберет дядя Марии, папа Лев X, за которого наемник Джованни сражался со своей Bande Bianche.

        Она тяжело переживала разлуку с мужем, свидетельством чему является их переписка. Джованни редко отвечал на письма жены. Его мало интересовали дела семьи. Даже рождение наследника не изменило поведения кондотьера. Мария, наоборот, часто писала мужу о том, как растёт их сын.

        Она одна несла все заботы о материальном благополучии семьи. Джованни плохо распоряжался доходами с небольшого, принадлежавшего ему, имущества. Большая часть денег тратилась им на личные нужды. Менее чем через год после свадьбы, Марии пришлось продать своё самое дорогое ювелирное украшение, чтобы покрыть расходы супруга. Ей неоднократно приходилось обращаться к родственникам с просьбой о материальной помощи.

        Раненный в правую ногу ударом фальконета во время ожесточенного боя с ланскенетами, Джованни был заражен гангреной, которая унесла его в мгновение ока: это было 30 ноября 1526 года.

       Он был похоронен в полном вооружении в церкви Сан-Франческо в Мантуе: в 1685 году его тело было перенесено и помещено в склеп капеллы Медичи во Флоренции, рядом с его женой.

      Мария Сальвиати оказалась вдовой всего в двадцать семь лет, и все ее усилия были направлены на узаконивание роли, которую суждено было сыграть ее сыну Козимо.

      В 1537 году, после убийства герцога Алессандро Медичи, главная ветвь дома Медичи пресеклась. Герцог оставил только незаконнорождённых наследников, чья легитимность жителями Флоренции была поставлена под сомнение. Стали рассматриваться предложения о возможном возвращении к республиканской форме правления или даже присоединении к испанскому королевству, когда новым правителем был объявлен сын Джованни и Марии, юный Козимо Медичи, ставший первым великим герцогом Тосканским под именем Козимо I.
   
      Во многом его избранию герцогом Флоренции содействовала доброжелательность флорентийцев по отношению к его матери, поведение которой в предшествовавшие этому событию годы снискало ей всеобщее уважение. В книге «Флорентийская история» гуманист Бенедетто Варки оставил о ней свидетельство, как о «благоразумной женщине с образцовой жизнью»

       Сын короля Банде Нере и племянник Тигра из Форли обретет абсолютную власть, став великим герцогом Тосканы 21 августа 1569 года, победив и заставив замолчать любого, кто попытается противостоять ему.

       Женив сына в 1539 году и несмотря на хорошие отношения с невесткой, Мария отдалилась от двора, посвятив себя заботам о внуках. Последние годы жизни, отчасти из-за усилившихся проблем со здоровьем, она провела в личных покоях в Старом дворце и загородной резиденции Медичи на вилле Кастелло.

        Мария умрет 29 декабря 1543 года в возрасте 44 лет, уничтоженная сифилисом, болезнью, которую передал ей ее муж и которая сопровождала ее в течение долгого времени ее жизни, пока она ужасно не обострилась в последние три года. 

       Она была похоронена в усыпальнице Медичи в базилике Святого Лаврентия во Флоренции. 16 декабря того же года, в память о покойной, перед Флорентийской академией Бенедетто Варки произнёс эпитафию, что в то время для женщины являлось знаком большого уважения.

        В 1857 году останки Марии были эксгумированы, вместе с останками других членов дома Медичи. Согласно записям исследований: «Останки, почти истлевшие на лице, хорошо сохранились в других частях… Голова покойной, покрытая вуалью, лежала на двух кирпичах… Одежда на останках была похожа на монашескую, то есть была сшита из ткани чёрного цвета, но покрыта инкрустацией, от которой сохранились фрагменты…»


Рецензии