Коррупция в Афганистане была сделана в Америке

Два года назад, в Августе 2021 года американские войска покинули Афганистан после 20 летней оккупации. Это не был упорядоченный уход, а, скорее, беспорядочное бегство. Многие, наверно, помнят кадры этого «расставания» - ужасную картину, где люди осаждают аэродром и падают с шасси и крыльев взлетающего самолета.

Как же так случилось? В чем причина катастрофы? Как всегда, ответ зависит от того у кого спрашиваешь. Многие в США среди военных и политиков считают, что афганцы изначально готовы к жизни только в государстве, основанном на идеалах людей 1000-летней давности.

Вот как об этом говорится в статье видного американского военного историка Бинга Уэста (BING WEST): «Американские политики были одновременно высокомерны и расточительны, считая, что сила оружия и невероятная щедрость денег могут изменить племенное общество, которое устремлено в девятый век.»

(См. мою статью «Почему США не выигрывают войны», http://proza.ru/2021/04/23/252):

Статья Бинга Уэста написана в феврале 2021 года, до вывода войск США из Афганистана. В ней даже есть такой пассаж: «Следует избегать повторения панических изображений Сайгона 1975 года». Избежать не удалось, к великому сожалению.

Совсем иначе объясняет причины поражения в Афганистане журналистка САРА ЧЕЙЕС — автор книги «О коррупции в Америке и о том, что поставлено на карту». С 2002 по 2009 год она руководила организациями по развитию в Кандагаре, Афганистан. Позже она служила специальным помощником двух командующих международными вооруженными силами в Афганистане и председателя Объединенного комитета начальников штабов США.

Статья Сары Чейес (Sarah Chayes) «Коррупция в Афганистане была сделана в Америке», опубликованная в журнале Foreign Affairs в Сентябре 2021 года, по горячим следам позорного бегства, на этой неделе напомнила о себе, когда журнал снова рекомендовал ее своим подписчикам для прочтения.

Сара Чейес делает акцент на коррумпированности всей афганской государственной машины: от президента страны до провинциального клерка. Но, по мнению Сары Чейес, коррупцию надо понимать шире, чем просто взяточничество. Она говорит о соучастии и тех, кто игнорирует и не пресекает коррупцию. И даже больше, тех, кто не толко остаются безнаказанными за провалы в Ираке и Афганистане, но и продолжают вести ту же политику.

Она пишет:
 "А как поживают архитекторы этих катастроф и их приспешники? Как нельзя лучше. Взгляните на стремительно растущие доходы и активы руководителей горнодобывающей и фармацевтической промышленности, инвестиционных банкиров и оборонных подрядчиков, а также юристов и других специалистов, которые предоставляют им первоклассные услуги. Их ошеломляющее богатство и комфортная защита от бедствий, которые они спровоцировали, свидетельствуют об их успехе. Речь не об успехе в руководстве, конечно. Но, возможно, лидерство не является их целью. Может быть, как и у их афганских коллег, их основная цель — просто заработать деньги."

:::::

Публикуется с сокращениями

Afghanistan’s Corruption Was Made in America
How Self-Dealing Elites Failed in Both Countries

By Sarah Chayes
September 3, 2021

Коррупция в Афганистане была сделана в Америке
Как эгоистичные элиты потерпели неудачу в обеих странах

Сара Чейес
3 сентября 2021 г.

В 2005 году я посетила отделение национального банка Афганистана в Кандагаре, чтобы внести депозит. Я создала кооператив, который производил продукты по уходу за кожей на экспорт, используя масла, извлеченные из местных миндальных и абрикосовых косточек, и ароматные растения, собранные в пустыне или на каменистых холмах к северу от города. Чтобы зарегистрироваться в органах власти и иметь возможность работать на законных основаниях, нам нужно было внести депозит в национальный банк.

Финансовый директор кооператива, афганец, пытался добиться этой формальности в течение последних девяти месяцев — без взятки. На этот раз я согласилась сопровождать его, зная, что вместе нам будет легче.

 - Приходи завтра, — рявкнул клерк, тряхнув головой, точно так же, как клерки говорили моему коллеге в течение последних девяти месяцев. Подтекст был ясен: «Приходи завтра — с деньгами».

Не долго думая, я оказалась на столе клерка, сидя со скрещенными ногами среди всех документов и бумаг. — Хорошо, — сказала я ему. - Тяните сколько хотите. Но я останусь здесь, пока вы не заполните наши формы.

Клерк выпучил глаза и принялся за работу.

Вот такой была жизнь афганцев под присмотром Соединенных Штатов. Почти каждое обращение к государственным чиновникам, включая учителей и врачей, было связано с вымогательством. И большинство афганцев не смогли пойти на такой риск, как я, устраивая сцену. Они бы попали в тюрьму. Вместо этого, скрепя зубами, они просто платили.

- Полиция должна стоять на страже закона, — жаловался несколько лет спустя другой член кооператива, сам бывший полицейский. — А они нарушают закон. Эти представители власти — полиция и чиновники — вымогатели наглые.

Афганцы платили не только наличными, но и гораздо более ценным товаром: своим достоинством.

После вывода американских войск из Афганистана и последовавшего за этим хаотичного кровавого исхода, официальные лица США сетовали на то, что афганцы не смогли дать бой. Но как американцы могли ожидать, что афганцы будут продолжать рисковать своими жизнями ради правительства, которое жестоко обращалось с ними — с разрешения Вашингтона — на протяжении десятилетий?

Есть и другая, более глубокая правда, которую нужно осознать. Катастрофа в Афганистане и соучастие Соединенных Штатов в том, что они позволили коррупции нанести вред афганскому государству и сделать его отвратительным для собственного народа, — это не только провал внешней политики США. Это также зеркало, отражающее более кричащую версию коррупции, которая уже давно подрывает американскую демократию.

НА ВЗЯТКАХ

Коррупция в оккупированном США Афганистане была не просто вопросом постоянных уличных вымогательств. Это была система. Полицейские или таможенники не клали все свои незаконные доходы в собственные карманы. Часть этих денег текла вверх ручейками, которые сливались в могучую реку наличных денег. Два исследования, проведенные в 2010 году, оценили общую сумму взяток, ежегодно выплачиваемых в Афганистане, в размере от 2 до 5 миллиардов долларов США, что составляет не менее 13 процентов ВВП страны. В обмен на откаты чиновники наверху защищали нижестоящих.

Сети, управлявшие Афганистаном, были гибкими и динамичными. Они охватывали то, что на Западе часто ошибочно воспринимают как непроницаемую стену между государственным сектором и якобы частными бизнесменами, а также главами местных «некоммерческих организаций», которые собирали большую часть международной помощи, направлявшейся в Афганистан. Эти сети часто функционировали как разветвленный семейный бизнес: племянник губернатора провинции получал крупный контракт на реконструкцию, сын зятя губернатора получал прекрасную работу переводчиком для официальных лиц США, а двоюродный брат губернатора гнал трак с опиумом на иранскую границу. Все трое в конечном итоге были частью одного предприятия.

На Западе часто чесали затылки из-за постоянной некомпетенции в афганских правительственных институтах. Но сложные сети, контролирующие эти институты, никогда не собирались управлять. Их целью было самообогащение. И в этой задаче они оказались впечатляюще успешными.

Ошибки, которые позволили такому правительству взять верх, восходят к самому началу интервенции под руководством США, когда американцы вооружили разрозненных ополченцев, чтобы они служили суррогатными наземными войсками в борьбе с талибами. Ополченцы получили новую элегантную боевую форму и автоматические винтовки, но без обучения и надзора.

Недавно, фотографии боевиков Талибана, размахивающих дубинками против отчаянной толпы в аэропорту Кабула, ужаснули мир. Но летом 2002 г. происходили аналогичные сцены, не вызывавшие большого возмущения, когда поддерживаемые США ополченцы установили контрольно-пропускные пункты вокруг Кандагара и обрушились на простых афганцев, отказавшихся платить взятки. Водители грузовиков, семьи, едущие на свадьбу, и даже дети на велосипедах попробовали эти дубинки.

Со временем офицеры военной разведки США придумали, как составить карту социальных сетей мелких командиров Талибов. Но они никогда не изучали связи между местными чиновниками и руководителями строительных или логистических компаний, которые участвовали в торгах по контрактам, финансируемым США. Никто не сравнивал фактическое качество используемого сырья с тем, что было оценено в бюджете. Мы, американцы, понятия не имели, с кем имеем дело.

Простые афганцы, напротив, могли видеть, кто богатеет. Они заметили, чьи села получили самые щедрые проекты развития. А западные гражданские и военные чиновники укрепили авторитет коррумпированных афганских чиновников, открыто и безоговорочно сотрудничая с ними. Они стояли рядом с ними во время перерезания ленточек и советовались с ними по военной тактике. Эти афганские официальные лица могли угрожать любому непослушному, что вызовут рейд США или авиаудар.

ЧТО-ТО ПОДГНИЛО

К 2007 году многие люди, в том числе и я, предупреждали высокопоставленных американских и европейских чиновников, что такой подход подрывает усилия по восстановлению Афганистана. В 2009 году в качестве специального советника командующего международными войсками в Афганистане генерала Стэнли Маккристала я помогла создать целевую группу по борьбе с коррупцией.

Позже я помогла разработать более систематический подход, который сделал бы борьбу с коррупцией центральным элементом общей кампании НАТО.

Будучи специальным помощником председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирала Майка Маллена, я предложила ряд шагов, направленных против президента Афганистана Хамида Карзая, который вмешался, чтобы защитить коррумпированных чиновников, попавших под расследование, и чьи братья откладывали миллионы украденных долларов в Дубае — часть из них, как мы подозревали, была передана в траст самому Карзаю.

Ни один из этих планов так и не был реализован. Я отвечала на запросы генерала Петреуса, пока не поняла, что он не собирался действовать в соответствии с моими рекомендациями; это была просто имитация деятельности. Комитет руководителей Совета национальной безопасности — группа, в которую входят все чиновники по внешней политике и безопасности на уровне кабинета министров — согласился рассмотреть альтернативный подход, но план, который мы отправили, умер в кабинетах советников президента Барака Обамы по национальной безопасности.
Оперативная группа Shafafiyat продолжала действовать, но она служила, по сути, витриной для приезжавших членов Конгресса в качестве доказательства того, что Соединенные Штаты действительно пытаются что-то сделать с афганской коррупцией.

Международные силы содействия безопасности (МССБ) и посольство США в Кабуле также сформировали более специализированную целевую группу, для проведения финансовых расследований. В 2010 году было начато первое серьезное антикоррупционное расследование. След привел к ближайшему окружению Карзая, и полиция задержала Мухаммада Зия Салехи, старшего помощника. Однако одним телефонным звонком в исправительные учреждения Карзай добился освобождения подозреваемого. Затем Карзай понизил в должности всех прокуроров афганского правительства по борьбе с коррупцией, некоторые из которых помогали в расследовании, сократив их зарплаты примерно на 80 процентов и запретив чиновникам Министерства юстиции США наставлять их. Никакого протеста из Вашингтона не последовало. «Тараканы побежали по углам», — так описал это один из руководителей группы.

Гражданские чиновники в Пентагоне и их коллеги в Государственном департаменте США и в разведывательных службах долгое время отвергали борьбу с коррупцией, как важный фактор миссии США в Афганистане. Многие придерживались мнения, что коррупция — это всего лишь часть афганской культуры, как будто кто-то добровольно принимает унижения и грабежи со стороны государственных чиновников.

За более чем десятилетнюю работу по разоблачению и борьбе с коррупцией в Афганистане ни один афганец не сказал мне: «На самом деле мы не возражаем против коррупции; это часть нашей культуры». Такие комментарии об Афганистане неизменно исходили только от жителей Запада. Другие официальные лица США утверждали, что мелкая коррупция была настолько распространена, что афганцы просто воспринимали ее как должное, а коррупция на высоком уровне носила слишком политический характер, чтобы противостоять ей.

Для афганцев объяснение было проще. «Америка должно быть хочет иметь коррупцию», — помню, как заметил финансовый директор моего кооператива.

Прецедент безнаказанности Карзая был создан после президентских выборов в Афганистане в 2009 году. Карзай нагло украл выборы, объявив некоторые кишащие талибами районы безопасными для голосования, а затем вел переговоры с талибами о разрешении ввоза и вывоза урн для голосования, — но не давать избирателям свободный доступ на избирательные участки. Результатом стали пустые урны для голосования, в которые затем можно было вбросить бюллетени.

Афганские друзья потчевали меня описаниями работников избирательных участков, которых они видели в сельских деревнях, стреляющими из оружия в воздух, когда они разговаривали по телефону с официальными лицами в Кабуле. «У нас здесь тяжелые времена», — кричали в трубку представители избирательной комиссии. «Вы можете дать нам еще несколько дней, чтобы доставить вам коробки?» Затем они возвращались к заполнению фальшивых бюллетеней.

В некоторых случаях следователи ООН, вскрыв запечатанные ящики обнаруживали внутри неповрежденные блоки бюллетеней для голосования, заполненные одними и теми же чернилами. Но Вашингтон отказался назначить новые выборы. Вместо этого администрация Обамы направила Джона Керри, сенатора-демократа от Массачусетса, который в то время был председателем сенатского комитета по международным отношениям, чтобы попытаться урезонить Карзая.

В конце концов официальные результаты переговоров стали известны: Карзай все равно победит, но с меньшим количеством голосов. Это, в конечном счете, был тот тип демократии, который американцы культивировали в Афганистане: такой, где правила переписываются на лету теми, кто накопил больше всего денег и власти, и где выборы решаются не на избирательных участках, а теми, кто уже занимает посты.

БЫЛ ДРУГОЙ ПУТЬ

Во всех четырех администрациях официальные лица США никогда не встречались с обычными людьми в условиях, которые позволили бы этим людям чувствовать себя в безопасности, чтобы свободно говорить. Таким образом, американцы никогда не усваивали критическую информацию, которая была очевидна для афганцев, например, распространенность коррупции и вызываемое ею отвращение. Тем временем Карзай знал, как привлечь внимание газет к Афганистану, чего не хотел ни один из четырех президентов, руководивших войной.


Соединенные Штаты могли и должны были избрать другой подход. Надо было твердо стоять перед лицом истерик Карзая, используя тот факт, что афганские лидеры нуждались в Вашингтоне гораздо больше, чем Вашингтон в них. Надо было поставить помощь США, как гражданскую, так и военную, в зависимость от честности официальных лиц, получающих поддержку.

Конечно, афганские лидеры вряд ли были безупречны — не только Карзай, но и Ашраф Гани, который был президентом после Карзая и бежал из страны, когда талибы приблизились к президентскому дворцу. Когда в начале этого года бывший главный финансовый директор моего кооператива занял свой пост в администрации Гани, мы часто разговаривали. «Вы понятия не имеете», — сказал он мне однажды тусклым голосом. «Никто в этом оффисе не заботится ни о чем, кроме своей личной выгоды». Даже после всего, через что он прошел, он был потрясен.

В течение нескольких недель после того, как он начал свою работу, ему пришлось отменить крупный контракт, который его министерство присудило посредством сфальсифицированного процесса торгов, и воспрепятствовать плану своего предшественника по созданию параллельного министерства, которое контролировало бы большую часть его бюджета.

ДАЛЕКОЕ ЗЕРКАЛО

Вполне вероятно, что Афганистан скоро исчезнет из заголовков газет США, даже несмотря на то, что ситуация там становится все хуже и хуже. Политики и эксперты будут показывать пальцем друг на друга; ученые и аналитики будут искать уроки. Многие обратят внимание на то, что американцы не смогли понять Афганистан. Это, безусловно, верно, но, возможно, менее важно, чем то, насколько плохо мы, американцы, не смогли понять свою собственную страну.

На первый взгляд, Афганистан и Соединенные Штаты — совершенно разные места, где живут разные общества и культуры. И все же, когда дело доходит до того, чтобы позволить спекулянтам влиять на политику и позволить коррумпированным и корыстным лидерам наносить вред государству и возмущать его граждан, у этих двух стран много общего.

Несмотря на бесхозяйственность и коррупцию, которые опустошили афганское государство, подумайте вот о чем: насколько хорошо американские лидеры управляли своей страной в последние десятилетия? Они начали и проиграли две войны, превратили свободные рынки в ничем не ограниченную индустрию финансовых услуг, которая чуть не обрушила мировую экономику, сотворили опиоидный кризис и неумело отреагировали на глобальную пандемию. И они провозгласили политику, которая ускорила экологические катастрофы, поставив вопрос о том, как долго Земля сможет поддерживать существование людей.

А как поживают архитекторы этих катастроф и их приспешники? Как нельзя лучше. Взгляните на стремительно растущие доходы и активы руководителей горнодобывающей и фармацевтической промышленности, инвестиционных банкиров и оборонных подрядчиков, а также юристов и других специалистов, которые предоставляют им первоклассные услуги. Их ошеломляющее богатство и комфортная защита от бедствий, которые они спровоцировали, свидетельствуют об их успехе. Речь не об успехе в руководстве, конечно. Но, возможно, лидерство не является их целью. Может быть, как и у их афганских коллег, их основная цель — просто заработать деньги.


Рецензии
Михаил, зачем тащить сюда Афганистан?
Рыночные реформы под руководством американских советников и руководством
их питомцев подняли взяточничество в России на недосягаемую высоту
Премьер Миша два процента, коробка из-под ксерокса, частно-
государственный рэкет на дорогах, пресловутые откаты вошли в народный фольклор
и отечественные традиции как типичные черты и приметы нового времени.

Георгий Иванченко   16.08.2023 09:12     Заявить о нарушении
Коррумпирование страны, которой оказывается помощь, является важным инструментом во внешней политике США, особенно в странах с традициями взяточничества, как Россия.

У меня есть статья «Изнанка Плана Маршалла» (http://proza.ru/2011/01/09/405), где рассказывается, что страны, получавшие помощь, делали откат в пользу спецслужб США, что само по себе коррупция. Например, в Италии на эти средства подкупали политиков и шли на поддержку мафии, которая кастетами боролась с про-коммунистическими профсоюзами.

Почему-то эта схема не сработала в Афганистане. Видимо, талибы действительно не поддаются цивилизации))) Неподкупные очень опасные люди, вспомните Робеспьера.

Михаил Абрамов   16.08.2023 19:43   Заявить о нарушении