Успешная и забытая
Навеяно реальными событиями
pevitsa
Быть вечно узнанным певцу
По голосу, как по лицу!
Е. Евтушенко
Середина прошлого века. Музыкальное училище имени Октябрьской революции. Зал заседания приёмной комиссии на дирижёрско-хоровое отделение
; Ну-тис, абитуриентка, ...э...; пожилой председатель протёр носовым платком очки и заглянул в лежащий перед ним листок, ; Наталья Ароновна, что Вы приготовили, мы слушаем.
И совсем неробкая девушка запела, хорошо поставленным голосом, «Отвори потихоньку калитку» в каком-то своём, необычном стиле, аккомпанируя себе на рояле.
«Очередная джазистка. Таким у нас в училище ; не место!» ; написала на листке бумаге пожилая дама, член приёмной комиссии и протянула его председателю.
- Инокентий Петрович, ; зашептала она в ухо мужчине, ; Обратите внимание на её внешний вид. Советские девушки, комсомолки в таких нарядах на экзамен не являются. Одни каблучищи, чего стоят. Сантиметров девять, никак не меньше. И где она такие раздобыла? А её манеры пения, это же...
; Во-первых, является только господь Бог, ; оборвал соседку председатель, а во-вторых, дайте, в конце концов, послушать. Мы же набираем студентов на хоровое отделение, и наличие голоса ; наипервейшее требование. А у неё он есть! И с этим нельзя не согласиться.
Вечер того же дня
Инокентий Петрович окинул взглядом переминающихся с ноги на ногу абитуриентов, их мам и пап, а также сочувствующих, просителей и ходатаев. Улыбнулся, снял очки, отодвинул на расстояние вытянутой руки судьбоносный листок, откашлялся и начал читать список зачисленных.
Наташа, успевшая сменить импортные туфли, не наши, советские, сжимала руку, стоящего рядом отца и покусывала губы, но так, чтобы никто этого не заметил.
***
; Особо хочу остановиться на кандидатуре Врольской Натальи Ароновны. Скажу честно, мнение членов приёмной комиссии не было единогласным, но всё же мы решили девушку принять, но только при условии, что она в дальнейшем досконально изучит книгу под названием «Моральный кодекс строителей Коммунизма» и будет неуклонно ему следовать!
Четыре года спустя. Курорт на Черноморском побережье. Ресторан «Чайка»
Отец Наташи, смахнул с глаза невольную слезу, погладил ярко-красный коленкоровый дочкин диплом, и с гордостью посмотрел на сидящую рядом жену:
; Выросла, совсем взрослая стала. Бог даст, через годик-другой в телевизоре замелькает. Будем с тобой, на старости лет, чёрно-белую дочурку по «ящику» разглядывать.
; Лишь бы муж хороший попался. А то, чего доброго, упрячет наше сокровище в четырёх стенах и вообще запретит о сцене думать. Разве мало таких примеров… ; женщина хотела ещё что-то добавить, но осеклась, увидев, как их дочь, весело беседует с оркестрантами, раскладывающими на сцене свои инструменты.
; А сейчас, дорогие гости нашей «Чайки» для вас выступит выпускница, комсомолка, отличника и просто красивая девушка Наташа, поприветствуем, поддержим, ; при этих словах, руководитель ресторанного ансамбля, галантно взяв девушку под руку, подвёл её к микрофону, ; что будешь петь?
; Одну из любимых песен восточноевропейских евреев ; ашкеназов! Тум-балалайка. Исполняется на идиш.
Ресторан ; окаменел. Официанты, нёсшие подносы, застыли как жена Лота при бегстве из Содома, все как один превратившись в соляные столбы.[1] Многочисленные посетители этой точки общепита дружно перестали желать и уставились на сцену.
Отношения огромного Советского Союза и маленького Израиля, в те годы, были не очень, и это ещё мягко сказано. А из динамиков уже неслось сольное пение Врольской (никто из музыкантов, даже и не думал ей аккомпанировать).
Штэйт а бухэр, ун эр трахт,
трахт ун трахт а ганцэ нахт:
вэмэн цу нэмэн ун нит фаршэймэн,
вэмэн цу нэмэн ун нит фаршэймэн?
***
Бравый мальчишка, жениться непрочь,
думает, думает целую ночь -
на ком бы жениться, чтоб не стыдиться,
на ком бы жениться, чтоб не стыдиться.
Тум-бала, тум-бала, тум-балалайка,
тум-бала, тум-бала, тум-балалайка,
тум-балалайка, пой, балалайка,
пой, балалайка, радость нам дай![2]
Девушка кончила петь, но никто из слушателей не аплодировал.
; Вам не понравилось? Давя предательский комок в горле, еле слышно спросила Наташа.
; Ну, почему же. У вас прекрасный голос, пойте ещё, нам на радость, ; к сцене пробрался мужчина с проседью в волосах и протянул девушке, невесть откуда взявшийся букетик немного увядших цветов:
; Мне надо с вами побеседовать, вон там мой столик, не сочтите за труд, присоединяйтесь.
; Я здесь с родителями, ; с вызовом парировала девушка, отдёргивая тянувшуюся к цветам.
; Экая вы…. Недотрога. Я же не против, берите своих родителей, и обсудим вместе ваше дальнейшее будущее.
; Что? Какое ещё будущее? ; пришёл на помощь девушке её отец, ; кто вы вообще такой?
Незнакомец улыбнулся, полез в карман и протянул украшенный вензелями кусочек картона.
- «Руководитель государственного джаз-оркестра, при республиканской филармонии Эдуард Розендаум» ; хором прочитали, отец и дочь, впервые в жизни увидевшие диковинную визитную карточку.
Час спустя. Городская набережная
; Да, как вы не понимаете? Я предлагаю вашей дочери гастроли! Длительные! По всему Союзу! Представляете, сколько певцов о таком только мечтают, пороги филармоний оббивают, а вашей Наташеньке всё, раз, и «на блюдечке с голубой каёмочкой»[3].
; А, ничего, что я иду рядом, к тому же, уже совершеннолетняя. И могу сама принимать решения, это во-первых, а во-вторых, в консерваторию хочу, дальше учиться. И только после..., может быть… на гастроли, ; девушка вздёрнула носик и демонстративно отвернулась от Розендаума, скрестив руки на груди.
Руководитель джаз-оркестра, развернул девушку к себе и перешёл на идиш:
; ;;; ;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;, ;;;; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;. ;;;;;, ;;;; ;;; ;;;;;, ;;;;;;; ;;;; ;; ;; ;;;;;;;;; ;;; ;;;;;;, ;; ;; ;;;;;;;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;;.
(В консерватории можно учиться заочно, после музучилища. Или если хочешь, то поступай в институт культуры, на заочное отделение.)
Москва. Три года спустя. Концертный зал «Россия». Грим-уборная Натальи Врольской
Певица понимала, что на этот раз, выступила ужасно, фальшивила безбожно, не могла сосредоточиться и боялась сама себе признаться в причине всего этого. Плюхнулась на стул и хотела разрыдаться, но слёз не было. Внутренний голос актрисы «вопил», что она не имеет права «нюни распускать» ибо через два часа очередной концерт. Придут новые зрители, которые заплатили деньги, и не малые, чтобы услышать и увидеть её.
Закусила губу, взглянула на себя в зеркало, кликнула гримёршу, но вместо неё в помещение ворвался Розендаум:
; Ещё одно такое представление и выгоню вон из оркестра! Без всякой жалости! Отправишься петь на одесский «Привоз», в столовую тёти Сони. Там местные рыбаки свои дни рождения справляют. Вот им, да и то, только после пятой рюмки, всё равно, как ты берёшь, ноту до третьей октавы!
Наташа, услышав это, больше не могла себя сдерживать и дала волю слезам. Ревела от души, по-бабьи, отталкивая руку руководителя, который бросился её утешать и неловко начал гладил по волосам.
; Ну, ты это чего? Сама же знаешь, тебя заменить некем. По всей столице афиши с миловидным еврейским личиком расклеены. Тебя же с них, пацаны вырезают и у себя дома на обои наклеивают, и вообще у меня для тебя новость, вернее, даже две.
; Какие? ; певица рукавом вытерла слёзы и повернулась к мужчине.
; Мне тут, намедни… ; Эдуард тянул время, вглядываясь в всё ещё заплаканное лицо девушки, ; в общем на одном из наших концертов побывал Ян Грекель….
; Ну, не томите, ; торопила его Наташа, ; и что? Ему моё пение понравилось?
; Обратил внимание. Заметил. И… позвонил…. ; Розендаум улыбнулся, ; он предложил твою кандидатуру, для исполнения его песни «Любовь — меридиан земной», в снимающемся фильме «Женщины Страны Советов», и тебя завтра ждут в студии звукозаписи.
; Ой. Уже завтра. Но я же ни текста, ни нот не видела. Как можно?
; Не дрейфь. Тебе во всём, будет помогать, наш гитарист Сашка Логданович. Он тоже по тебе сохнет, но боится подойти и признаться. Я вам что, сваха, с Молдаванки? Вместе работаете, а друг от друга отлетаете, как магниты одной полярности.
***
После премьеры кинофильма песня стала популярной, звучала почти из каждого окна, а исполнительницу стали приглашать на радио, и сборные концерты, в большой Дворец съездов.
Музыкальные редакторы центрального телевидения быстро сообразили ; песни в её исполнении, почти всегда становятся шлягерами, их, с удовольствием поют во всех концах огромной страны и заваливают просьбами передачи «В рабочий полдень» и «Концерт по заявкам». Но Наталье купаться в людской славе было некогда, она впервые в своей жизни уехала за рубеж. Госконцерт решил отправить её на международный конкурс вокалистов в братскую Румынию.
Вернулась оттуда в звании дипломанта и тут же накатала заявление об увольнении, по собственному желанию. С математикой у неё всегда было всё в порядке. Посчитала, что находясь в «свободном плавании», сможет зарабатывать много больше прежнего. Новые знакомства это гарантировали. Деньги были очень нужны. Они с Сашей решили, что свадьбу организуют самостоятельно, без помощи родителей и такую, чтобы «чертям жарко стало».
***
Но уйти «по-хорошему» из джаз-оркестра не удалось. Эдуард Розендаум не хотел терять талантливую солистку. Подключил прессу, нажал на знакомых, в республиканских структурах власти. Пришлось отработать положенный по закону месяц. Отправилась, со ставшим ненавистным коллективом, на гастроли в Одессу. Затем её, обманом заманили, на левые концерты, в Харьков и Ростов.
Сотрудники УБХСС[4] об этом узнали, возбудили уголовное дело.
Продолжение читайте через неделю
[1] ;Из библейской книг Бытия. (Быт. 19:17—26)
[2] ; Взято с сайта. Стихи.ру. https://stihi.ru/2009/07/24/848?ysclid=ll0fpnrj1i187013759. Тум-балалайка - перевод Наум Сагаловский.
[3] ; Фраза подразумевает то, что человеку ничего не надо делать, ему все предоставят, так сказать, прямо в руки.
[4] ; Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности.
Свидетельство о публикации №223081600258