Благородство
«Благородство как качество личности – склонность к естественным добрым проявлениям внутренней сущности человека, не обусловленным какими-либо законами, запретами, правилами или предписаниями» (Ковалев П.Д. Благородство, — podskazki.info).
Как качество личности, благородство является одним из элементов кластера патриотизма, способствуя удовлетворению потребности в общении посредством социоцентрического самоопределения.
Благородство входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:
«Невозможно представить благородного человека без интеллигентности. А это масса элементов изящности ума и души. В отдельных случаях еще и духа. …
Большое отличие благородного человека от всех прочих состоит в том, что он имеет не амбицию, а честолюбие. Он не пойдет по чужим головам к своей цели. Он не страдает болезненным самолюбием и поэтому адекватно воспринимает критику в свой адрес. У него есть чувство собственного достоинства, заключающееся в повышенной требовательности к себе и относительно лояльном отношении к окружающим. Он не стремится к выигрышу своих интересов за счет интересов других людей. Он не стремится создавать психологический дискомфорт окружающим в ходе реализации своих замыслов и задач. Интеллигентность, корректность, тактичность и деликатность, великодушие и снисходительность, конструктивность и созидательность – вот те некоторые принципы, на которых стоит его личность и его жизнь. Терпение и терпимость помогают ему справляться с проблемами» (Алтунин А.И. Интеллигентность).
«Выходцы из “пролов”, ставшие новой советской интеллигенцией, воспроизвели в масштабах целого поколения родовые черты своих духовных отцов — интеллигентов XIX столетия. Конечно, они были другими: вряд ли они могли бы соперничать со своими предшественниками в культуре, благородстве и жертвенности. И все же интеллигенция возродилась, пускай и не в прежнем виде. Она не стала “рабоче-крестьянской”, какой ее хотел видеть Сталин. Она усвоила себе характерные признаки той, “старой”: отчуждение от государства, черно-белое отношение к миру, делящее его на “мы” и “они”, тоска по мировой (то есть западной) культуре и т. д.» (Азадовский К.М. «Судьбы его печальней нет в России…»).
«Исторически могу привести пример с именем Дон-Кихот и термином «донкихотство». Он означал поначалу благородство, бескорыстные порывы по защите справедливости, верность идеалам и прочее (кстати, признаки, свойственные как раз расхожему пониманию слова «интеллигент»)» (Лебедев В. Прощай, интеллигенция!).
Благородство — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания благородства — интерес к благородству как качеству личности, уважительное отношение к благородным людям, стремление быть благородным человеком, критическое отношение к коварству.
Ист.: https://narusin.ru/nobility/
Свидетельство о публикации №223081600262