Певец Сергей Лемешев

Сергей Яковлевич Лемешев — выдающийся советский оперный певец, лирический тенор, лауреат правительственных наград и званий. Обладая от природы красивым голосом и приятным тембром, он сумел развить свой талант до максимальной степени. Вокальное мастерство составляло большую часть его жизни, он умел вложить в своих сценических героев столько чувства и характера, что зрителя не покидало ощущение истинности происходящего на сцене. Исполнение артиста покоряло сердца и вызывало искренние слезы на глазах слушателей.

Будущий певец родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево под Тверью. И у отца мальчика, Якова Степановича, и у его матери был отличный слух и прекрасные вокальные данные. Акулина Сергеевна пела в церковном хоре и считалась лучшей местной исполнительницей.

Глава семейства подался в Тверь на заработки, а маме приходилось одной нянчиться с маленькими детьми (у исполнителя был брат Алексей) и вести хозяйство. Ребенок с детства любил петь, преимущественно лирические народные композиции. Стесняясь своего увлечения, мальчик давал себе волю лишь в лесу, в одиночку отправляясь по грибы или ягоды.

Когда подростку исполнилось 14 лет, дядя отвез его в Петроград учиться сапожному мастерству. Ремесло приносило совсем скромный доход, зато юноша впервые увидел огни большого города. Сельский парень узнал, что такое кинематограф, театр и опера. Изумлению не было предела, когда он понял, что пение может быть не только развлечением, но и профессией, приносящей немалые деньги.

Вскоре грянула Октябрьская революция, и дядя с племянником решили вернуться в родную деревню. После Сергей поступил вместе с Алексеем в местную художественно-ремесленную школу. В учреждение братья попали благодаря собственным талантам. Молодые люди брались за любое дело. Когда во время работы парни дуэтом исполняли народные песни, их застал директор учебного заведения Николай Квашнин.

Моментально распознав талантливых самородков, он пригласил ребят в свою школу обучаться пению. Алексей лишь посмеялся над этим предложением, считая творческую профессию несерьезной, а будущий мастер сцены целиком отдался занятиям.

С юным дарованием занималась супруга Квашнина Елена Николаевна, в свое время окончившая Саратовскую консерваторию. Она считала, что у подопечного лиричный, глубокий и проникновенный голос.

Занятия велись не только по вокалу и нотной грамоте. Юноша восполнял пробелы в образовании в области грамоты, литературы, истории, изучал французский и итальянский языки.

Зимой 1919-го подросток в валенках и ватнике по морозу пешком прошагал 40 верст до Твери, решив кардинально изменить свою судьбу. Переночевав у знакомых, утром парнишка явился в центральный городской клуб самодеятельности, руководителем которого был Николай Михайлович Сидельников. Наставник прослушал репертуар начинающего исполнителя и разрешил ему выступить на вечернем концерте.
Успех молодого человека у местной публики был оглушительным. Ему советовали продолжать творческую карьеру, однако делом помочь никто не смог. Уроженец Тверской губернии отправился домой тем же путем.

Через полгода юноша вновь вернулся в город, поступил в кавалерийское училище, где получил жилье, форму, пропитание и небольшое денежное пособие. Это дало ему возможность посещать местные театры и концерты, вживую услышать Леонида Собинова и Антонину Нежданову. Параллельно он полтора года отучился в музыкальной школе под руководством Сидельникова.

В дальнейшем состоялось событие, о котором молодой талант давно мечтал, — его приняли в Московскую консерваторию. Направление на учебу было подписано военкомом тверских курсов по рекомендации местного отдела искусств. Примечательно, что студент прошел приемную комиссию при жесточайших условиях отбора: на 25 имевшихся мест было подано более 500 заявок.

С 1921 по 1925 годы вузовец обучался в консерватории на курсе Назария Райского. Этот замечательный педагог, в прошлом оперный и камерный солист, был известен своей любовью к незаезженному репертуару и великолепным знанием музыкальной литературы. В заведении неопытный исполнитель внезапно открыл для себя, что до сих пор неправильно использовал голос и вокальные данные. Ему пришлось заново учиться правильно дышать во время пения.

Студенты сидели на скудном пайке, поскольку время стояло революционное. Однако все невзгоды будущий любимец публики переносил стоически, будучи окрылен музыкой и сбывающейся мечтой о любимой профессии. Неформальным местом учебы для молодого человека стали залы консерватории и сцена Большого театра, где в те времена выступали непревзойденные оперные кумиры Леонид Собинов и Федор Шаляпин.

Начинающий артист не ограничился одним лишь курсом Райского, который развил его технические данные, но не уделял достаточно внимания вокалу певца, считая его слабым. Студент предпринял несколько попыток развить мастерство. В этом юному таланту помогали такие опытные педагоги, как Надежда Григорьевна Кардян, Людмила Юрьевна Звягина и супруги Соколовы, Анна Петровна и Иван Николаевич. Они направили подопечного по верному пути. Благодаря упорным занятиям целеустремленный парень сумел развить голос до глубокого и сильного лирического тенора, способного на самые сложные оперные партии.

Успех окрылил уроженца Тверской губернии, и он решил заявить о себе широкой публике, дав сольный концерт. Всеобщими усилиями выступление состоялось на сцене ГИТИСа. Гонорар он потратил на новый дом для матери.

В 1924-м артист поступил в студию Константина Станиславского, где больше года проходил обучение сценическому мастерству и технике параллельно с учебой в музыкальном учреждении. По окончании консерватории выпускник записался на прослушивание в Большой театр. Тогда же ему поступило заманчивое предложение от директора Свердловского театра оперы имени Анатолия Луначарского. Руководитель уговорил талантливого исполнителя заключить годовой контракт, обещая ему главные роли.

В Свердловске Сергей Лемешев проработал около года, затем 2 сезона солировал в Русской опере в Харбине. В 1929–1931 годах тенор радовал зрителей в Тифлисском театре. Здесь артист спел арию Надира из произведения «Искатели жемчуга» французского композитора Жоржа Бизе. В Грузии его услышал коллега Александр Пирогов, посоветовавший исполнителю попробовать силы в Большом театре.

Вокалист прислушался к словам старшего товарища. Любимец публики дебютировал на сцене в роли царя Берендея в опере «Снегурочка». После выступления мастера сцены зачислили в труппу.
Во время Великой Отечественной войны солист, как и многие артисты, не отсиживался в тылу, а выступал с фронтовыми бригадами, поддерживая моральный дух бойцов. Именно тогда обладатель чарующего голоса сильно заболел, и обычная простуда обернулась воспалением легких, а затем и туберкулезом.

После диагноза врачам пришлось отключить певцу одно легкое. Ему категорически запретили выступать, но народный любимец не собирался сдаваться. Он тренировался, постепенно разрабатывая оставшееся легкое, и вскоре вновь вышел на сцену. Спустя 2 года после победы над Германией деятель гастролировал в Берлинской государственной опере.

«Есть только один, которого я особенно люблю – не только как товарища по искусству, но прежде всего как артиста, озаряющего счастьем – это Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы – все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны» - говорил дирижер Большого театра Борис Хайкин

За многолетнюю музыкальную карьеру на подмостках деятель искусств исполнил партии в десятках произведений, среди которых Герцог в «Риголетто» Джузеппе Верди, Ромео в «Ромео и Джульетте» Шарля Гуно, Левко в «Майской ночи» Николая Рисмкого-Корсакова и другие. Вместе с ближайшим соратником Иваном Козловским музыкант был ведущим тенором вплоть до 1957-го.
Однако любимой ролью и визитной карточкой в творческой биографии певца стала партия Ленского из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин». В общей сложности солист исполнил арию 500 раз, и в 501-й — в честь своего юбилея в июне 1972-го. После 1957 года народный любимец периодически возвращался на сцену Большого театра вплоть до 1965-го, все свободное время отдавая режиссуре и педагогике.

Лемешев никогда не прекращал заниматься самообразованием и самосовершенствованием, исполняя эстрадные песни, камерные партии и романсы наряду с оперным репертуаром. Вокалист с гордостью говорил, что в его багаже есть все 100 музыкальных произведений Чайковского, и они во многом помогли ему в работе над творческими образами.

Наряду с романсами солист любил народные песни, как русские, так и зарубежные. Особой популярностью пользовалась неаполитанская композиция «Скажите, девушки, подружке вашей» в его исполнении.

В 1940-м артист единственный раз снялся в кино — в картине «Музыкальная история». Партнерами Лемешева по фильму стали актеры Зоя Федорова, Эраст Гарин, Николай Коновалов, Анатолий Королькевич и другие. Лента удостоилась Сталинской премии II степени. В киноработе Александра Ивановского и Герберта Раппапорта использованы композиции «Вдоль по улице метелица метет», «Ах ты, душечка» и отрывки из опер «Князь Игорь» Александра Бородина, «Марта» Фридриха фон Флотова, «Пиковая дама» Петра Чайковского и других.

Критик Ростислав Юренев отмечал: «Несомненно, в картине использован опыт зарубежного музыкального фильма, чрезвычайно распространенного с начала звукового кино и до сих пор». Также деятель выделял «атмосферу правдивости и лиризма».

После выхода картины новоявленного актера стали буквально преследовать поклонницы. Они встречали его на выходе из театра, дежурили возле дома. Девушки и женщины влюблялись в кумира без оглядки, бросали семьи и следовали за своим любимцем повсеместно.

Сергей Яковлевич действительно был хорош собой, о чем свидетельствуют многочисленные фото и кинокадры, — высокий, стройный, светлоглазый. Однако секрет его обаяния крылся не во внешности, а в чарующем голосе.

Будучи в преклонных годах, мастер сцены посвящал много времени обучению студентов. В 1951–1961 годах он руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969–1971-м — преподавал сольное пение в Московской консерватории.

В качестве режиссера Лемешев поставил 2 оперы. Дебютной стала «Травиата» итальянского композитора Джузеппе Верди. Действо состоялось на подмостках Ленинградского малого театра. В 1957-м мэтр поставил лирическую драму «Вертер» Жюля Массне на сцене Большого, где и исполнил заглавную партию.

Личная жизнь деятеля искусств была наполнена любовью. Мало того что ни одна красавица не могла устоять перед его обаянием и чарующим голосом, так и сам Сергей Яковлевич был удивительно влюбчив. Терял голову он быстро и страстно, с легкостью переходя от предыдущей пассии к новому идеалу красоты.

Его партнерши и жены мирились с причудами избранника. Все женщины певца, как одна, были умницами, красавицами, потомственными интеллигентками и даже умудрялись дружить с его поклонницами.

В юности молодой человек дважды собирался обзавестись семьей. Его избранницей была односельчанка Груша, затем Лемешев влюбился в Галину Квашнину, однако замужества не состоялись.

Первой женой артиста стала Наталья Соколова, дочь его преподавателя. Вторая супруга, Алиса Михайловна Корнева-Багрин-Каменская, ушла от него, не вынеся измен, как и третья спутница, актриса Любовь Варзер.

В четвертом браке, с Ириной Масленниковой, у народного любимца родилась единственная дочь Мария, впоследствии тоже ставшая певицей. Последний, пятый союз исполнителя — с оперной дивой Верой Кудрявцевой — оказался самым счастливым и продлился 25 лет.

Вокалист скончался 26 июня 1977 года. Причиной смерти стал инфаркт. Могила артиста расположена на Новодевичьем кладбище. Творчеству выдающегося певца посвящен документальный фильм «Эхо великих голосов», повествующий о 2 главных тенорах Большого театра — Сергее Лемешеве и Иване Козловском, а также немало книг и биографических исследований.

Дискография
• 1931 — Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
• 1931 — Джеральд («Лакме» Л. Делиба)
• 1932 — Звездочёт («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова)
• 1932 — Рудольф («Богема» Дж. Пуччини)
• 1933 — Альфред Жермон («Травиата» Дж. Верди)
• 1938 — Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника)
• 1948 — Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
• 1955 — Син Би-у («Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского)

Интересные факты

1. Лемешев — автор книги «Путь к искусству».
2. Астероид номер 4561 назвали в честь музыканта спустя год после его смерти.
3. В 1950-м  «заслуженному деятелю искусств» присвоили звание народного артиста СССР.


Рецензии