Программа национального развития Дагестана

Для Дагестана нужна программа национального развития. В свое время столкнулся в сети с рассуждениями неназванного автора о том, что религии в жизни человека «должно быть в меру» и, что не стоит давать ей захватить все сферы своей жизни. По его мнению, религия в сознании людей занимает слишком много места, а современный мир с его техническими достижениями сложен и человек, имеющий к ним доступ, находиться в постоянной борьбе с самим собой, решая дилемму пользоваться ими или изолироваться от всего и следовать предписанию догмата. Автор полагает, что религиозный человек «фактически подавляет свою человечность, но рано или поздно его постигнет озарение, под натиском которого религия исчезнет и перед ним откроется вся широта современного мира».

Один из пользователей сети в комментариях к посту, как бы продолжая рассуждения автора, считает, что состояние религиозности в Дагестане выражается в том, что невежество взяло вверх над истиной и, что общество (умма) застряло в формах, забыв о сути. Он полагает, что в Дагестане внешние атрибуты религии стали важнее внутренних потребностей человека.

Не хочу давать оценки чужим мыслям, хотя в случае с «озарением», которое, видимо, по мысли автора, под влиянием образования настигает человека, можно указать и на обратный процесс, когда тот же самый человек, нередко довольно успешный в обычной жизни, по тому же самому "озарению" в один миг бросает все и «уходит» в религию. 

На наш взгляд, религия сама по себе тут ни причем. Любая идеология при отсутствии иных жизненно важных идей и приемлемых алгоритмов реализации внутренних потенций, если уделить ей внимание, полностью колонизирует все каналы человеческого сознания. Ведь известно, что природа не терпит пусты.

А что касается Дагестана, то религия здесь чуть ли не с раннего средневековья играла ведущие роли и образовательная планка, которая также была очень высокой, (вспомните супер высокую оценку графа К.Услара относительно образованности народов Дагестана в 19 в., которая опережала на тот момент даже просвещенные европейские страны), как раз таки была сопряжена с религией и религиозным сознанием людей, которая играла в обществе доминирующую роль. То есть, катализатором образовательных процессов в регионе и мотивирующим фактором их была религия и религиозное восприятие населением окружающего мира.

То же самое можно сказать и относительно более ранних исторических периодов, когда уже в 5 в. в Кавказской Албании, в том числе и в Дагестане, как части Албании, на государственном уровне были открыты школы, где велось обучение детей прежде всего для обслуживания нужд складывающейся в регионе христианской церкви, или же, подтверждая преемственность образовательных процессов в регионе уже в 10-11 вв. дагестанцы создают суфийские философские и исторические трактаты, связанные уже с исламом и исламским восприятием мира: «Райхан аль-хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей») Абубакра Мухаммада, сына Мусы ад-Дербенди ал-Лакзи, хроника «Дербент-намэ» Йусуфа б. ал-Хусейна ал-Лакзи ад-Дарбанди и т.д.

Теоретически образование могла бы уравняться в общественном сознании по своему положению с религией и начинать играть роль ведущей идеологической концепции, что имеет место быть, например, на Западе или Юго-Восточной Азии. Но по многим причинам в Дагестане этого не произошло. И сегодня вместе образования мы имеем имитацию его, когда человек пятнадцать и более лет своей жизни (а это практически весь период становления его как личности) отдает на то, чтобы получить бумагу, который всю оставшуюся жизнь прячет в сундуке или держит под подушкой. Исключения не в счет.

Любой общественный процесс, на которого направлены усилия и расходуются средства, но результаты которого не востребованы им, кроме как фикцией назвать сложно. А в Дагестане, где сосредоточено десятки образовательных учреждений, в которых обучаются десятки тысяч студентов, образование, которая, казалось бы, призвана вести человека к прогрессу, по факту превращаясь в программу дегенерации (перерождения) молодежи, играет ровно противоположную роль. И разве в том, что образование превратилось в фикцию, виновата религия?

Не хочу, чтобы в меня видели религиозного адепта. Отношусь к ней сдержанно и по причине того, что недостаточно разбираюсь в религиозных вопросах, держу с ней дистанцию. Но, тем не менее, следует указать на одну важную деталь, а именно на то, что религия наряду с языком и историко-культурным континуумом является фактором, определяющим национальную идентичность дагестанцев, то есть, религия в Дагестане в условиях интенсивного взаимодействия с другими культурами и народами является одним из факторов, обеспечивающим сохранность нации. Поэтому, прежде чем говорить о необходимости уменьшения роли религии в обществе, нужно формировать другую программу национального развития. У Дагестана такой программы нет в отличие, например, от Чечни, которая в горниле последних разрушительные войн завоевала право быть самим собой и защиту национальных интересов во всей их широте сделала для себя приоритетным направлением.

У Дагестана долгая и славная история. Только одних пассионарных волн от скифов до русских в своей жизни дагестанские народы пережили четырнадцать раз. Но мир сейчас изменился, он стал другим, а Дагестан находится в состоянии оцепенения, не понимая, что ему делать и куда идти. Старые установки где-то еще работают, где-то еще проявляют себя, но в целом эпоха их подошла к завершению. Энергетика прошлых эпох в силу своей истощенности не способствует ни сохранению, ни развитию народа.

Дагестанцы сейчас по факту находятся в промежуточной зоне между прошлым и будущим, где необходимо делать выбор как дальше быть - дать себе раствориться в больших народах, или же найти в себе силы и продолжить путь в грядущие века, не потеряв свою идентичность. Взятый на вооружение курс на непростительно индифферентное отношение к собственному положению ничего позитивного нам не сулит. Еще хуже то, что происходит слом преемственности культуры между поколениями и разрыв связующих нитей сознания между ними. Молодое поколение плохо ориентируется в прошлом и еще хуже представляет себе будущее. Она тяготеет к поверхностному восприятию мира, несовместимому с традиционными представлениями дагестанцев. Из этого, как единственно приемлемый вариант, следует, что необходимо выработать национальную стратегию развития и наметить цели и пути их достижения, а не объявлять очередную войну с религией. Законы страны не противоречат этому.

Но, если вдуматься, не от того ли у нас сегодня слабое образование, что в начале 20 в. пришедшие к власти варвары, воюя с религией и религиозными деятелями, изымая из примечетских библиотек, уничтожили и сожгли на кострах десятки тысяч книг дагестанских ученых, в один миг превратили все население региона в безграмотную толпу, и посадив людей за парты ликбеза? Просто сравните ту оценку, который давал П.К.Услар образованию Дагестана в 19 в. с тем, что имелось уже через каких-то 50-60 лет при большевиках в результате воинственного отношения к инакомыслию. Поэтому, повторяясь, скажем, что религия тут вовсе не причем. А без такого подхода мы рискуем раствориться и исчезнуть с лица земли.


Рецензии