Арабески. Об Истине

Арабески. Об Истине.

Мы часто спорим. Спорим с друзьями, знакомыми, близкими. Случается, спорим с телевизором… Доказываем свою правоту. Отстаиваем Истину. Истину. А что есть Истина? Кто знает, где она? Помните у Грибоедова: «… а судьи кто?...».
Зачастую в споре можно слышать, как в качестве бесспорного аргумента звучат слова – ну, так все же считают! А как в таком случае быть с Галилеем и его знаменитым: «E pur si muove!» - «И всё-таки, она вертится!»? Когда он под страхом смерти вынужден был отречься от своих убеждений, а толпа улюлюкала и смеялась. Все были уверены, что он еретик или сумасшедший. Вот вам и мнение большинства.

Может быть, время – критерий истины? И с его течением мы начинаем понимать – что есть Истина, а что - Ложь? Но ведь можно привести множество примеров, когда противоположные друг другу теории сменяли одна другую по несколько раз. Про политику и истинный путь человечества и говорить не стоит. Сколько раз нам указывали, как утверждалось благодетелями человечества, единственно верный путь к сияющему будущему?  Участниками одного из таких экспериментов являемся и мы с вами.

Может быть, опыт? Опыт поможет определить абсолютную Истину? Но, как же тогда быть со  старой индийской притчей о слепцах и слоне?

Собрались как-то три слепца и заспорили – что есть слон? Решили, что опыт поможет им. Подошли к слону. Да вот только подошли они все к разным частям. Один потрогал хобот, другой хвост, третий громадную слоновью ногу. Стали друг другу рассказывать, объяснять – что же есть слон? Один, тот что трогал хобот, говорит – слон - это большая змея, другой, который к ноге подошел, что это столб, ну а третий, тот, что держал хвост, утверждал, что слон подобен веревке.

И кто из них был прав, а кто заблуждался? Каждый из них описывал свой опыт, и каждый по-своему был прав и неправ одновременно. А мы, лишь, снисходительно посмеиваемся над ними – глупцы, слон-то совсем другой!  Но кто рискнет утверждать, что и наши представления – Истина? А может, и мы, как те слепцы, со своими убогими пятью чувствами, чего-то не замечаем?

Я не агностик. Но порою начинает казаться, что правы физики, утверждающие, что нельзя описать систему, находясь внутри нее. Такое подвластно только гениям, подобным великому Галилео, способным понять суть вещей вопреки законам земным.


Рецензии