Наскальное творчество

               
   Спустившись с дерева и встав на ноги, обезьяна первым делом что сделала? Правильно, нашла нору поглубже и спряталась. Хотя нет, не так. Нору надо было копать, а мы, то есть обезьяны, к этому делу испокон веков равнодушные. Поэтому первый обезьян с человеческим лицом нашел уже готовое помещение -  пещеру - и спрятался в ней.
   Иногда он высовывался из пещеры голым задом и дразнил древних хищников, на что те обычно обижались и норовили лишить земную цивилизацию будущего. Первочеловек тут же прятался обратно, заваливал вход большим камнем и гнусно ухал и смеялся над глупыми животными. Эта забава могла продолжаться долго, но тут в дело вмешалась эволюция, и у человека внезапно проснулось новое чувство. Нет, не голода. Хищников, как я уже упоминал, было много, падали еще больше; выскочил из пещеры, оторвал кусок мяса от убиенной и недоеденной пральвом антилопы, и обед готов. И не чувство стыда. Скорей, наоборот. Появилось чувство воображения.
   С одной голой задницей мир не удивишь, да и приедается это занятие. Пришло время креатива...
   Один самый предприимчивый и восприимчивый предок взял однажды кусок кремня и стукнул им со скуки по скале. Кроме эха результатом этого действия  оказалась царапина на камне. Пещерного человека заинтересовали оба явления. Он слушал многоголосое эхо и продолжал долбить стену пещеры. В конце концов на камне образовался рисунок с образами антилопы и человека, преследующего ее. Причем  в руках у сапиенса была зажата большая палка. Откуда она взялась, зачем? Этого первый клипмейстер в мире вначале понять не мог (в этом, кстати, суть искусства: сваял, слепил, написал, а потом балдеешь и ищешь смысл в работе подсознания).
   Но в следующий прилив вдохновения вундеркинда осенило. Улучив момент, он вырвал молодое деревце, растущее неподалеку от пещеры,  принял позу охотника на рисунке; и понял, для чего нужно это орудие — для убийства. Сознание с подсознанием соединились в творческом экстазе.
   Убив в порядке эксперимента двух сожителей своей женщины, гомо сапиенс прочувствовал потенциал хорошего дрына (забыл сказать, так появился первый вождь). А от дубины до баллистической ракеты, можно сказать, один шаг. Наступала эпоха цивилизации.
   Результатом творческих экзерцисов стало возросшее благосостояние клана. Дела пошли в гору, в прямом смысле слова тоже: пещера расширялась и углублялась. Многочисленные эпигоны изводили тонны кремния в попытках скопировать шедевр и разумеется, от такого энтузиазма даже скалы крошились, а пещера росла.
   Некоторое время еще культивировался культ эха, но это искусство не прижилось. До нашего времени дошло только видоизмененное выражение - «аховое пение».
   Появилась новая категория жителей пещеры — охотники. Этому виду сапиенсов понравилось изменение концепции эксгибиционизма. Вместо зада они теперь показывали хищникам свои половые органы, расположенные как известно спереди. Впоследствии эта смелая мода выродилась в рэп, ламбаду и балет.
   Проснувшееся сознание вкупе с развившимся воображением толкало цивилизацию вперед. Первобытные художники покрыли рисунками все скальные поверхности в Африке, потом переместились в Европу, Среднюю Азию. Группа командированных (тоже новый термин в первобытные века) отправились делиться опытом в Центральную и Южную Америки.
   Однажды группа вымирающих неандертальцев забрела в пещеру гомо сапиенсов, к тому моменту уже пустовавшую (возросшее благосостояние и численность племени позволяла уверенно обосноваться в хижинах на поверхности). Они недоуменно взирали на рисунки с поверженными животными и людьми со странными орудиями.
   -Ух! -удивлялся вожак.
   -Ах! -отвечали  ему соплеменники.
   Главарь косился на рисунки, потом на свои лапищи, как бы недоумевая: зачем эти палки, когда имеются руки. Члены его племени по старинке собирались на охоту большой компанией, окружали мамонта, валили, потом душили его руками. Были, конечно, и потери, как без этого. Но  традиции свято блюлись, ибо другие выдумывать было некогда и некому. В итоге поголовье мамонтов сокращалось  вместе с неандертальцами.
   Именно с тех времен в копилке мирового опыта появилась ценная мысль: низкая производительность труда — верная смерть. Доказано неандертальцами.
   А человек разумный шагал по планете. Когда закончились скальные поверхности, люди изобрели холст, бумагу, стекло, потом пластик, металлические листы, бетонные заборы и каменные стены.
   Один бородатый немец утверждал, что общество развивается по спирали. Как в воду глядел. В моем Орле скоро уже закончатся все поверхности домов не контролируемые полицией. Некоторые граффити наносятся в несколько слоев. Жажда творчества обуревает сограждан.
   К творческим порывам эволюция в первую очередь подталкивает молодежь. На торце соседнего дома я однажды внезапно обнаружил следующую маляву:
   -Маша, ты очень красивая. Ты знаешь, кто это. Позвони мне.
   Сказать, что меня проняло, значит промолчать. Я умилялся минут пять. Особенно тому, что изрисована  стена соседнего дома. И мой дом, и соседский - добротные свежие сооружения, облицованные красным кирпичом. Теория разбитого окна по идее работать не должна. Ан есть первопроходцы. Так рождаются герои. Герои нашего времени. Казалось бы по спирали опускаются на несколько витков вниз, но это для непосвященных. Творческий трэнд поддерживают, а это главное. Не сомневаюсь, Маша обязательно позвонит, особенно, если знает этого дебила. Все-таки герой. И вот почему.
   Во-первых, рискнул своей задницей, за которую могли схватить хищники в погонах. Во-вторых, нашел деньги для покупки фломастера. Не каждый ухажер во время кризиса готов выложить тридцать рублей за этот аксессуар. Далее. Умеет писать. Имеет телефон (включаем логику). Живет недалеко (опять логика, какой дурак будет ухаживать за девушкой на другом конце города). Ну... и так далее. Одним словом, совершил двенадцать подвигов Геракла в рамках подготовки к тринадцатому. Кто не знает про тринадцатый (в школах это не афишируют): Геракл за одну ночь превратил сто девушек в женщин. Так вот, этот художник нашего времени на пути к успеху. Я отслеживал судьбу этого героя по следам его творческой  жизнедеятельности в течение месяца. Количество иероглифов на части стены, облюбованной этим персонажем, не увеличилось. Значит, послание достигло цели.
   Образцы современной наскальной живописи я обнаруживаю в разных местах, порой не совсем для этого приспособленных.
   Посетил недавно торговую базу, на ее территории располагается туалет типа сортир открытого типа. Захожу за каменную стенку, останавливаюсь, упираюсь взглядом в кафель. И читаю осовремененную версию противостояния Троцкого и Каутского. «Все дураки», «Кто написал, козел», «Помолчи, фуфлыжник», «Рот закрой, недоумок»...
   Выйдя из библиотеки описательных текстов, я пытался визуально оценить бродящий местный люд на предмет идентификации творцов. Люди как люди. Кто-то улыбается, кто-то хмурится, здесь спорят, там тихо беседуют. Не было ни одного с фанатичным блеском глаз и взором устремленным в бесконечность. Как все-таки преображается человек во время творческого процесса. Вот стоит обычный гражданин, не отсвечивает. А зашел за стену, в туалетную пещеру, тут же достает из кармана ручку, маркер, фломастер, на крайняк гвоздь и давай семантически творить, психологически интерпретировать, предлагать оценки и рекомендации.
   Эта связь времен прослеживается неспроста. Общественное бессознательное диктует свою волю. Стоит присмотреться, призадуматься к чему все эти акты творчества. Зреет какой-то новый эволюционный или цивилизационный скачок.
   В журналистике есть такой термин «большая деревня». Что означает: благодаря средствам связи и информации мы живем фактически рядом, на расстоянии вытянутой руки. Уточню теорию - мы живем в одной пещере, около одной стены. И ждем сейчас подсказки от нового гения для перехода на новый виток развития. Так что, несмотря ни на что, творите, пачкайте стены. История вам этого не забудет.
   …Представляю, как через сто лет заиграют красками булыжники колец Сатурна, стены каналов Марса.


Рецензии